Слайд 21. В июле 1862 года Л.Н.Толстой приехал в Казахстан к своему
приятелю Аркадию Столыпину. Что вы знаете об этом человеке?
Аркадий Дмитриевич (1822-1899г.г.) также был боевым генералом (впоследствии генерал-адъютантом Императора).
Интересы А.Д. Столыпина не замыкались на военном деле. Он был разносторонним и высококультурным человеком, сочинял музыку, играл на скрипке, увлекался скульптурой. В Крымскую войну капитан Столыпин, командуя артиллерийскими батареями, находился постоянно на переднем крае сражений, как на Дунае, так и во время легендарной обороны Севастополя. За храбрость, мужество и самоотверженность при отражении первого штурма Севастополя в ночь с 10 на 11 марта 1855 года капитан Столыпин в 33 года получил в награду за службу золотую саблю с надписью «За храбрость», орден Святой Анны 2-й степени с мечами и официальное монаршее благоволение (нечто вроде благодарности) . А в ноябре 1855 года он был произведен в чин полковника.
Слайд 3Лев Толстой и Аркадий Столыпин
В Севастополе Аркадий Столыпин встречается с Львом
Толстым. Офицеры подружились, и, эта дружба сохранилась на всю жизнь. Они решают издавать журнал для солдат.
Во время Крымской войны Аркадий Дмитриевич был назначен на должность адъютанта командующего армией князя М. Д. Горчакова, своего будущего тестя
Слайд 4Аркадий Столыпин (1822 – 1899)
Аркадий Дмитриевич Столыпин, личность далеко не заурядная,
служил в должности наказного атамана Уральского казачьего войска с августа 1857 по май 1862 года. Это ему уральцы обязаны появлением первого в городе театра, бульвара с ротондой, оркестра и музыкальной школы. Это по его инициативе здесь открыли библиотеку, женскую гимназию и создали пожарную команду.
Слайд 5Уральск
Даже после смерти Столыпина в очерке, опубликованном в 1900 году в
газете "Уралец", говорилось: "По историческому выражению, Петр Великий "прoрубил окно в Европу", а Аркадий Дмитриевич Столыпин, можно сказать, "прорубил" окно из нашего полуазиатского края в просвещенную уже Россию"
Слайд 6Лев Толстой и Аркадий Столыпин
Журнал «Русский вестник», № 1 за 1863
год с первой публикацией повести Льва Толстого "Казаки". Повесть завершена после поездки писателя в Уральское казачье войско и встречи с другом, наказным атаманом войска, генералом Аркадием Столыпиным. Впечатления от поездки легли на страницы повести.
Слайд 72. В одном из своих писем за июнь 1862 года Толстой
отмечает: "Живем мы в кибитке, я нашел приятеля Столыпина – атаманом в Уральске и ездил к нему и привез оттуда писаря, но диктую и пишу мало. Лень одолевает…» Как вы думаете, какую причину лени приводит далее Толстой?
Л.Н.Толстой - довольно молодой человек, находящийся в мучительных поисках истинного призвания и семейного счастья. Именно поэтому его приезд к однополчанину по Крымской кампании наказному атаману Уральского казачьего войска Аркадию Столыпину и прошел для бытописателей бывшего Яицкого городка практически незамеченным. Столыпина Толстой, безусловно, ценил и уважал, если приехал проведать по тряской степной дороге за 130 верст, будучи не совсем здоровым. Вот что писал Лев Николаевич своей тете Т. А. Ергольской в письме, датированном 28 июня 1862 года, уже после возвращения из Уральска в село Каралык, где проходил курс модного тогда кумысолечения: "Живем мы в кибитке, я нашел приятеля Столыпина – атаманом в Уральске и ездил к нему и привез оттуда писаря, но диктую и пишу мало. Лень одолевает при кумысе… Через две недели я намерен отсюда выехать и потому к Ильиному дню думаю быть дома. Меня мучает неизвестность в этой глуши, и еще мысль о том, что я безобразно отстал от издания журнала.»
Слайд 83. Назовите имя и годы жизни выдающегося деятеля казахской культуры, первым
переведшего произведения Толстого на родной язык
Один из самых известных авторов переводов Л.Толстого – Шакарим Кудайбердиев.(11 июля 1858 год – 2 октября 1931 год)
Переводческая деятельность великого Шакарима отмечена на международных Толстовских чтениях в Туле.
Слайд 9ЛевТолстой и Шакарим
А. Букейханов пишет о том, что Ш. Кудайбердиев знал
Л. Толстого: “В глубокой степи, за 700 верст от Сибирской железной дороги, сидя в гостеприимной юрте богатого казаха, я рассказывал собравшимся старикам и молодежи о русских писателях и, в частности, о Л.Н. Толстом. Хозяин дома, богатый влиятельный казах, выслушав меня, улыбнулся, попросил жену достать его шкатулку, где он держал свой архив, и, вынув оттуда бумагу, передал мне. Оказалось, что казахи все знали ее содержание и, не желая обидеть подозрением мой рассказ, они высказали мнение, что они, т.е. русские писатели, вероятно, не русские, особенно Л.Н. Толстой. Все они должны быть мусульмане, иначе и быть не может. “Кто знает, они, может быть, казахи”, – заметил один старик”. Аулом, так хорошо знавшим Л. Толстого и других русских писателей, был аул великого поэта казахского народа Абая Кунанбаева. А богатый влиятельный казах – классик казахской литературы Ш. Кудайбердиев.
Слайд 10Лев Толстой и Шакарим
Здесь надо отметить, что среди казахской общественности именно
Шакарим был одним из первых, кто считал Толстого своим учителем и использовал в своих сочинениях лейтмотивы Толстого, – считает доктор наук Жандос Смагулов. Казахский писатель высоко ценил произведения великого русского классика, потому что, по его мнению, они способствовали воспитанию в читателях высоких нравственных качеств. Шакарим был в числе первых читателей Л.Н. Толстого из Средней Азии и Казахстана, кроме того, он стремился познакомить с творчеством русского писателя своих соотечественников, посвящая им свои творения. Его свободные переводы почти не отличались от оригиналов и были созвучны национальному колориту и пониманию казахов.
Слайд 114. Как вы думаете, какое отношение к Л.Н.Толстому имела жизнь и
творчество известного казахского просветителя Абая Кунанбаева?
Лев Толстой и Абай
С философией Льва Толстого его роднит направленность их педагогических воззрений – мысли о народе, идея его просвещения и воспитания. И Абай и Толстой свои этические мысли обрамляют в художественные формы: будь то поэзия или проза. Основная философская мысль обоих гениев в том, что человек не от природы нравственен или безнравственен, он становится тем или другим в процессе воспитания. Абай говорил: «Если бы в моих руках была бы власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек неисправим.» Но человек, может исправиться только через знание, а «целью познания является достижение истины». Основная цель знания по Абаю – очеловечивание человека. «Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, не объяснив всего себе, человеку не стать человеком». Абай был первым казахским поэтом, который так же как и Л.Н.Толстой выбрал путь самосознания и самопознания, главенствующими признаками которого были гуманизм и просвещение.
При этом он оставался критически и философски мыслящим, в том числе в религиозной сфере, в сфере ислама. В этом отношении он был довольно близок к Л.Н. Толстому, весьма критически настроенному против церкви и духовенства и пытавшемуся по-своему осмыслить основы христианства.
Слайд 125. В год поездки в Казахстан Толстой являлся издателем и редактором
ежемесячного литературного и педагогического журнала. Что вы знаете об этом журнале?
Педагогический журнал «Ясная поляна»
«Ясная поляна» — педагогический журнал, который Л. Н. Толстой издавал и редактировал в 1862 году. Журнал издавался один год, вышло 12 номеров (последний, с запозданием, уже в 1863 году). Журнал ставил своей целью обобщить практический опыт народных школ, которые, по мнению Толстого, должны были стать педагогическими лабораториями, где учителя экспериментальным путем проверяли бы новые методы и приемы учебной и воспитательной работы. Кроме того, журнал предназначался в помощь сельским учителям и лицам, посвятившим себя просветительной деятельности среди народа.
В нем были опубликованы многие педагогические статьи Толстого: «О народном образовании», «О методах обучения грамоте», «Проект общего плана устройства народных училищ» и др. На страницах журнала Толстой пропагандировал идею широкого распространения образования среди простого народа, выступал против постановки воспитания детей, характерной для министерских и церковно-приходских школ, так как она, в частности, мешала учащимся выработать самостоятельные взгляды и убеждения.
Особое место в журнале занимают статьи, освещающие и обобщающие опыт работы яснополянской школы и других начальных школ, открытых по инициативе Толстого в Крапивенском уезде Тульской губернии.
Слайд 13Педагогический журнал «Ясная поляна»
Большой педагогический и художественно-литературный интерес представляют издававшиеся при
журнале «Книжки Ясной Поляны», в которых помещались рассказы, повести, статьи, пересказы романов, переделки русских народных сказок, загадки, задачи, сочинения учеников яснополянской школы и др. Эти книжки широко использовались в сельских школах. Н. Г. Чернышевский писал: «Лучшая часть „Ясной Поляны“ — издающиеся при ней маленькие книжки для простонародного чтения... хорошо в них изложение. Оно совершенно просто; язык безыскусствен и понятен» (Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. Т. 10, – М.,1951. С. 515).
Слайд 146. Известно, что Толстой очень ценил целебные свойства традиционного напитка степных
скотоводов – кумыса. Родной брат писателя – Сергей николаевич,-так же любил этот напиток. Он даже организовал небольшую «кумысню» в своем имении в Тульской области. Как называлось имение Сергея Николаевича Толстого?
Пирогово – имение С.Н.Толстого в Тульской губернии
В свое время отец классика приобрел имение Пирогово для своей семьи и построил там храм Рождества Богородицы. Позже в Большом Пирогове жил брат Льва Николаевича Сергей Николаевич Толстой, а в Малом Пирогове - сестра писателя, Мария Николаевна.
Слайд 15Имение Пирогово
Село Пирогово имеет древнюю историю. Недалеко от него, у слияния
Упы и Уперты, в V - VI веках стояло городище. Люди здесь жили еще в XII веке, о чем свидетельствуют археологические находки. Длительный период с. Пирогово принадлежало Темяшевым. В 1828 г. после смерти отца, надворного советника А. И. Темяшева, Пирогово получил А. А. Темяшев. Богатый немолодой холостяк безвыездно жил в Пирогове, изредка навещая своего троюродного брата Н. И. Толстого (отца Льва Толстого), живущего с семьей в 35 верстах от Пирогова в Ясной Поляне. В семье Толстых, по просьбе Темяшева, воспитывалась его дочь Дуня, которую в последствии Л. Н. Толстой изобразил в образе Катеньки в повести «Детство». Ради обеспечения её проживания у Толстых Темяшев и предложил Н. И. Толстому купить Пирогово на весьма льготных условиях.
Слайд 16Большое и Малое Пирогово
Впервые в Пирогове Л. Н. Толстой побывал десятилетним
ребенком. После смерти отца, по раздельному акту между братьями и сестрой Толстыми с 1847 г. Пирогово переходит к брату Л. Н. Толстого Сергею Николаевичу и сестре Марии Николаевне. Большую часть усадьбы с господским домом и конным заводом получил С. Н. Толстой, а часть земли за Упой и мельницу - Мария Николаевна.
Большое и Малое Пирогово сосуществовали в двух верстах друг от друга. Л. Н. Толстой сам выбрал место для будущей усадьбы сестры над «глубоким ключом», где однажды купался в Упе, вымерил аллеи и дороги, обсадил их березами и соснами. Здесь Мария Николаевна и построила свой дом с мезонином. После ухода в монастырь она продала землю крестьянам, а хутор уступила дочери Л. Н. Толстого Марии Львовне, вышедшей замуж за ее внука. Лев Николаевич просил дочь «не бросать» Пирогово, не менять, как все, места. Он любил приезжать сюда «с целью большей свободы для писания», где была «особенно приятна тишина».
Слайд 17Тургенев в одном из писем к Полине Виардо пишет о трех
«очень приятных» днях, проведенных в Пирогове в июне 1858 г., бывал здесь и А. А. Фет. Замысел всемирно известной повести «Хаджи-Мурат» родился именно во время пребывания Льва Николаевича в Пирогове в июле 1896 года.
Слайд 187. В одном из рассказов Толстого главные события разворачиваются в г.
Уральске, расположенном на территории современного Казахстана. Как называется этот рассказ? В каком году он был написан?
Рассказ «За что?» 1906 год
Пойду за тобой сквозь вихри синие,
Через тишину весны и декабрьские бури.
Пойду за тобой через кровавые испытания,
Пойду за тобой через скитальческую жизнь.
Пойду за тобой через светлые надежды.
Пойду за тобой через черное отчаяние.
Пойду за тобой через врата смерти,
Пойду за тобой через солнечность небес,
Пойду за тобой через мглы очищения,
Сквозь пекло жизни и адскую вечность.
Через все эти испытания прошла Альбина Мигурская со своим мужем
Слайд 19Сюжет рассказа «За что?»
Сюжет рассказа “За что?” из времен польского восстания
30-х годов взят из книги С.В. Максимова “Сибирь и каторга”... В рассказе, поражающем скоплением трагических несчастий, обрушивающихся на героев, нашли отражения реальные события жизни семьи Мигурских: ссылка убежденного патриота, борющегося за свободу своего отечества, на окраину России, смерть двух детей Мигурских, неудачная попытка бежать, суд над Мигурским, новая ссылка на вечное поселение в Сибирь, куда за ним последовала Альбина.
Слайд 208. Толстой был хорошо знаком с особенностями степной жизни. В 1885
году он написал рассказ о переменчивой судьбе скотовода, который из богатого хозяина превратился в бедняка, однако, чувствовал себя вполне счастливым. Как называется этот рассказ?
Рассказ «Ильяс»
Лев Николаевич часто приезжал к башкирам, с интересом изучал быт и фольклор народа. Вторично на Каралык Толстой приехал 15 июня 1871 года. В тот же день он писал своей жене Софье Андреевне (урожденной Берс), что «башкирцы» его узнали и приняли радостно. В том же письме он с огорчением сообщал, что у башкир «совсем не так хорошо, как было прежде. Землю у них отрезали лучшую, они стали пахать и большая часть не выкочевывает из зимних квартир».
Слайд 21Лев Толстой в Башкирии
В 1900 году по поручению Толстого в башкирские
степи ездил слуга писателя Иван Зябров. Башкиры хорошо помнили писателя, много о нем расспрашивали и говорили: «Мы любим графа. Он добрый человек. Дай бог ему долго жить. Когда приедешь, скажи так: «Башкиры кланяются».
Богатые впечатления о башкирах, накопленные за время пребывания в самарских степях, а также вакханалия расхищения башкирских земель и лесов послужили Толстому благодатным материалом для создания ряда произведений, в том числе рассказов «Ильяс» и «Много ли человеку земли нужно». В них писатель реалистически отразил ряд характерных черт из жизни, быта и фольклора башкир.
Слайд 22Рассказ «Ильяс» 1885 год
В рассказе «Ильяс» явственно сказалась толстовская идея «непротивления
злу», смирения перед судьбой. Богатый башкир Ильяс и его жена Шам-Шемаги находят душевный покой только тогда, когда, вконец обнищав, становятся батраками другого бая, соседа Мухаметшаха. Сравнивая свою прошлую зажиточную жизнь, полную беспокойства и боязни за накопленное добро, с настоящей, они находят, что только освободившись от бремени богатства, приобрели подлинное счастье.
В рассказе «Ильяс» Толстой показывает башкир несколько упрощенно, подчеркивая их наивность, идеализируя патриархальные отношения.
Тем не менее рассказы из жизни башкир помимо своей художественной ценности сыграли значительную роль в разоблачении хищнической политики царизма, жажды наживы господствующих классов. Они будоражили народное сознание. Не случайно цензура неоднократно запрещала их переиздание.
Слайд 239. В одном из рассказов Толстого главный герой Иосиф Мигурский за
участие в польском восстании 1830 года определяется на службу солдатом в небольшую крепость на территории современного Казахстана. В какую страну планировал устроить побег из крепости главный герой?
«Так что окончательный план выработался такой: Мигурский сделает все то, что должно убедить начальство, что он утопился. Когда смерть его будет признана, Альбина подаст прошение о том, чтобы ей после смерти мужа разрешено было вернуться на родину и взять с собой и прах детей. Когда же ей дадут и это разрешение, будет сделано подобие того, что могилы раскопаны и гробы взяты, но гробы оставят на месте, а вместо детских гробов в приготовленном для этого ящике поместится Мигурский. Ящик поставят в тарантас и так доедут до Саратова. От Саратова они сядут на лодку. В лодке Юзё выйдет из ящика, и они поплывут до Каспийского моря. А там Персия или Турция и – свобода.»
Слайд 2410. Кто и когда из классиков русской литературы бывал в Казахстане?
Классики
русской литературы в Казахстане
Слайд 25Владимир Даль 1833 год
С мая 1833 года я начал новую службу,
теперь я чиновник особых поручений при Оренбургском генерал-губернаторе, коллежский асессор. Со столичных перспектив я попал в далекую Оренбургскую губернию.
И уже, через, несколько месяцев моего пребывания в Оренбурге, а точнее 19 сентября 1833 года, я ехал с Пушкиным из Оренбурга в Бердскую слободу.
Пушкин прибыл нежданный, нечаянный 18 сентября. Он путешествовал стремительно, быстро: 17 августа выехал из Петербурга, а 18 сентября – прибыл в Оренбург. По высочайшему повелению Пушкину дозволено было выехать на четыре месяца, чтобы собрать материалы для будущего романа, действия которого происходили в Оренбурге. Роман свой Пушкин назвал «История Пугачева», цензура исправила «История Пугачевского бунта».
Слайд 26Александр Пушкин 1833 год
В сентябре 1833 года Пушкин находившийся под негласным
полицейским надзором поэт покинул свое Нижегородское имение Болдино и устремился на восток, к степям, еще хранившим отзвуки тех событий.
Пребывание Пушкина в Оренбургском крае, в состав которого входили территории, теперь ставшие частью Казахстана, было недолгим. Поэт торопился вернуться в Болдино до наступления осенней распутицы, да и неприятностей с полицией тоже не хотелось – ведь уехал он самовольно. Все путешествие заняло у Пушкина меньше месяца. Но за это время он успел удивительно много.
Казахстанский город Уральск - одно из главных мест, связанных с историей Пугачевского восстания, в те времена столица Яицкого казачества. Здесь Пушкин провел три дня. «Приняли меня славно, дали мне два обеда, попили за мое здоровье, наперерыв давали мне все известия, в которых имел нужду», - так описывал поэт свое пребывание в Уральске.
Слайд 27В.А.Жуковский 1837 год
В разгар жаркого дня прибыли в Оренбург — центр
обширного края, границы которого были не вполне ясны и самому правительству. «Тотчас с Далем на берег»,— первое, что записал (и сделал) Василий Андреевич в Оренбурге.
В честь приезда важных лиц состоялся "азиатский праздник».
Красочное, необыкновенное представление увлекло Василия Андреевича. Он даже забыл на время о болезни и оживленно следил за номерами, сменявшимися по взмаху платка распорядителя. Достав из сюртука неизменную путевую тетрадь, торопливо заносил в нее подсказываемые Далем названия национальных музыкальных инструментов, исполнителей, предметов. Зашли на чай, устроенный по-восточному в кибитке. Заглянули в галерею, где был устроен какой-то «театр». На бал не остались.
Слайд 28Тарас Шевченко 1847 год
В 1846 году вступил в тайное политическое общество
– «Кирилло-Мефодиевское братство», за что по доносу провокатора вместе с друзьями был арестован в 1847 и сослан в солдаты в Орскую крепость.
Вскоре был переведен на полуостров Мангышлак Каспийского моря, в Новопетровское укрепление. Здесь им было создано много пейзажей, портретов, жанровых рисунков.
Результатом поездки в 1841 г. в Оренбургскую губернию (там губернатором был другой его дядя, В.А.Перовский) стали небольшие охотничьи очерки "Два дня в Киргизской степи" (1842) и "Волчий приемыш" (1843)
Слайд 29Федор Достоевский 1854 год
Достоевский в Семипалатинске
В 1854 году ссыльнокаторжный петрашевец Ф.
М. Достоевский, закончивший срок каторжных работ в Омском остроге, был зачислен рядовым в Седьмой сибирский линейный батальон, стоявший в Семипалатинске. Здесь, на казахской земле, он провел пять лет своей жизни, о которых впоследствии сказал: «По крайней мере, жил, хоть страдал, да жил!» Начался следующий период жизни писателя – ссылка и солдатская служба.
Слайд 3011. Кто из казахских поэтов написал стихотворение на отлучение Л.Н.Толстого от
церкви и как оно называлось?
«С юных лет хорошо знал» Шакарим Кудайбердиев
Интересна история одного стихотворения Ш. Кудайбердиева, посвященного Л. Толстому. Когда великий русский писатель в конце жизни подвергся гонениям церкви, казахский поэт откликнулся на это стихотворением “Жасымнан жетік білдім” (“С юных лет хорошо знал”). В далеком от Ясной Поляны Казахстане Шакарим слагает трогательные строки в поддержку великого еретика: “Всей душой он возлюбил справедливости дорогу, он владелец дум глубоких...”, “духовенство все не стоит и мизинца Льва Толстого”, “ученик я Льва Толстого”. Имя русского классика упоминается и в других стихотворениях Шакарима, преклонявшегося перед бескопромиссностью писателя в отстаивании гуманистических идеалов.
Слайд 31Северо – Казахстанская область, Аккайынский район,улица Кирова,70. Смирновская средняя школа №1.
телефон/факс-8-715-32-2-11-68
Команда учащихся 9 класса: Ламаш Ангелина,Мукашева Аида.
Руководитель: Зверева Нинель Николаевна,учитель русского языка и литературы.