Презентация, доклад по литературе на тему Жизненный и творческий путь И.А. Бунина

Содержание

Урок № 411 класс

Слайд 1Литература
11 класс

Литература 11 класс

Слайд 2Урок № 4
11 класс

Урок № 411 класс

Слайд 3Одиннадцатое сентября. Классная работа.

Одиннадцатое сентября. Классная работа.

Слайд 5«Если хочешь быть счастливым – будь им»

К.Прутков
«Если хочешь быть счастливым – будь им»

Слайд 6

Уроки нравственности, любви и добра, уроки становления личности.

Уроки нравственности, любви и добра, уроки становления личности.

Слайд 7.
.
Тема любви в произведениях
И.А Бунина


« Чистый

понедельник»
« Лёгкое дыхание»
« Тёмные аллеи»
..Тема любви в произведениях И.А Бунина « Чистый   понедельник» « Лёгкое дыхание»« Тёмные аллеи»

Слайд 8Сформулируйте важную для вас лично цель дальнейшей учебной деятельности.

Сформулируйте важную для вас лично цель дальнейшей учебной деятельности.

Слайд 9Цель урока:


Продемонстрировать учащимся своеобразие рассказов И.А. Бунина о любви, новизну в

изображении психологического состояния человека;
Раскрыть значение темы любви в творчестве писателя;
Развивать аналитико – синтезирующие способности в процессе комплексного анализа художественного текста;
Активизировать основные сферы читательского восприятия;
Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся, формировать у них активную жизненную позицию.
Цель урока:Продемонстрировать учащимся своеобразие рассказов И.А. Бунина о любви, новизну в изображении психологического состояния человека;Раскрыть значение темы

Слайд 10Эпиграф урока.
Всякая любовь - великое счастье, даже если она не

разделена.

И.А. Бунин
Эпиграф урока.Всякая любовь -  великое счастье, даже если она не разделена.

Слайд 11Если не знает никто, почему улыбаемся мы, И не знает никто,

отчего мы рыдаем. Если не знает никто, зачем рождаемся мы, И не знает никто, зачем умираем...
Если мы движемся к бездне, где перестанем быть, Если ночь перед нами нема и безгласна... Давайте, давайте, по крайней мере, любить! Быть может, хоть это не будет напрасно...
Амадо Нерво



Если не знает никто, почему улыбаемся мы,  И не знает никто, отчего мы рыдаем.  Если

Слайд 12Домашнее задание: 
1) Напишите небольшое эссе на тему « Потерянный рай» Ивана

Бунина»  или  « Что сближает  комедию А.П. Чехова
« Вишневый сад» и рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки»?.
2) Прочитать рассказ «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание».
 
Домашнее задание: 1) Напишите небольшое эссе на тему « Потерянный рай» Ивана Бунина»  или  « Что сближает  комедию

Слайд 13Мотивация учебной деятельности учащихся.
Любовь – великая таинственная стихия, преображающая жизнь человека,

придающая его судьбе неповторимость на фоне житейской истории, наполняющая особым смыслом его земное существование. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству. Чаще, чем другие, обращался к этой теме и.А. Бунин.
Сборник рассказов о любви «Тёмные аллеи» – шедевр позднего периода творчества писателя.
Мотивация учебной деятельности учащихся.Любовь – великая таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне

Слайд 15Мотивация учебной деятельности учащихся.
Рассказы этого цикла близки не только по проблематике,

воплощённому в них авторскому мироощущению, эмоциональной тональности, но и по композиционным приёмам, особенностям изобразительности и стиля. Писатель совершает в этой книге беспрецедентную по художественной смелости попытку: он 38 раз пишет об одном и том же.
Как же в произведениях И.А. Бунина изображена любовь?
Мотивация учебной деятельности учащихся.Рассказы этого цикла близки не только по проблематике, воплощённому в них авторскому мироощущению, эмоциональной

Слайд 16

Сборник « Тёмные аллеи»(1937-1944) И. Бунин считал своим высшим творческим достижением.

«

…Большинство рассказов этого цикла создано во время второй мировой войны. Когда мир рушится, когда действительность непереносима- Бунин обращается к теме любви, т.е. устойчивому, постоянному , вечному»
Д. Малышева

Сборник « Тёмные аллеи»(1937-1944) И. Бунин считал своим высшим творческим достижением.« …Большинство рассказов этого цикла создано во

Слайд 17Тема любви в творчестве И. А. Бунина.
1. Все рассказы объединяет тема

несчастной любви
2. Образ любви в творчестве Бунина – это особый синтез духа и плоти. Дух, по Бунину, невозможно постичь, не познав плоти.
3. Любовь в произведениях Бунина – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.
4. Бунинское изображение любви по меркам целомудренной и аскетической русской литературы предельно откровенно и смело.
5. Любовь у Бунина в некотором смысле преступна – это переступание нормы, выход за рамки обыденности.
6. Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви.
Тема любви в творчестве И. А. Бунина.1. Все рассказы объединяет тема несчастной любви2. Образ любви в творчестве

Слайд 18В центре внимания автора во всех рассказах цикла «Тёмные аллеи»- любовь

мужчины и женщины, показанная через призму времени



Сюжетная формула:


Встреча
Внезапное сближение
Ослепительная вспышка чувств
Неотвратимое расставание, сопровождающееся смертью одного из влюблённых

В центре внимания автора во всех рассказах цикла «Тёмные аллеи»- любовь мужчины и женщины, показанная через призму

Слайд 19
В каждом рассказе И. Бунин находит всё новые и новые оттенки

любовного чувства:
Чувство обожания(« Натали»)
Притворная игра-любовь (Ривьера»)
Продажная любовь (« Барышня Клара»
Любовь-вражда ( « Пароход «Саратов»»)
Любовь-отчаяние( «Зойка и Валерия»)
Любовь-колдовство( « Железная Шерсть»)
Любовь-самозабвение (« Холодная осень»)
Любовь-жалость, любовь-сострадание
(« Три рубля»)

Любовь у Бунина- это не только духовное единство, но и физическая близость, причём любовь никогда не длиться, не перерастает в состояние прочного земного блаженства


В каждом рассказе И. Бунин находит всё новые и новые оттенки любовного чувства:Чувство обожания(« Натали»)Притворная игра-любовь (Ривьера»)Продажная

Слайд 21Пересказ по цепочке.

Пересказ по цепочке.

Слайд 22Аналитическая работа по тексту рассказа «Тёмные аллеи».
Можно ли назвать рассказ «Тёмные

аллеи» энциклопедией любви?
Почему любовное счастье кратковременно и катастрофа неизбежна?
Почему любовь у Бунина всегда связана с ощущением приближения смерти?
Аналитическая работа по тексту рассказа «Тёмные аллеи».Можно ли назвать рассказ «Тёмные аллеи» энциклопедией любви?Почему любовное счастье кратковременно

Слайд 23

«Тёмные аллеи»

Как построен рассказ?
Каков его сюжет?

Почему не состоялась любовь

героев этого рассказа? В чем источник трагизма, сопровождающего эту любовь? Сравните описание внешности героев. Какое впечатление они производят?
Перечитайте эпизод встречи героев. Почему Надежда так точно определила время, в течение которого они не виделись?
Почему эта красивая и ещё не старая женщина не вышла замуж?
Какие чувства испытывают герои после расставания?
Какие особенности сюжета и композиции можно отметить в этом рассказе?


«Тёмные аллеи»Как построен рассказ? Каков его сюжет? Почему не состоялась любовь героев этого рассказа? В чем источник

Слайд 24

« Тёмные аллеи»-это не просто любовные истории…
Они самостоятельны. Но каждый

рассказ- звено в цепи событий,
воссоздающих общее состояние мира.


« Тёмные аллеи» можно назвать энциклопедией любви.
38 рассказов и 38 раз И.Бунин пишет об одном и том же

« Тёмные аллеи»-это не просто любовные истории…Они самостоятельны. Но каждый рассказ- звено в цепи событий, воссоздающих

Слайд 25Практическая работа № 1.

Практическая работа № 1.

Слайд 26Заполните таблицу «Главные герои рассказа «Тёмные аллеи» – их судьбы и

характеры»

Надежда Николай Алексеевич

Заполните таблицу «Главные герои рассказа «Тёмные аллеи» – их судьбы и характеры»Надежда

Слайд 27Пересказ по цепочке.

Пересказ по цепочке.

Слайд 29«Легкое дыхание», 1916
Как построен рассказ?
Каков его сюжет?

Что выделяет автор в


портрете Оли,
в её характере?
Прочитайте три суждения о
рассказе и
сопоставьте их:
«Легкое дыхание», 1916Как построен рассказ? Каков его сюжет?Что выделяет автор в портрете Оли,в её характере?Прочитайте три суждения

Слайд 30«Легкое дыхание», 1916
Прочитайте три суждения о рассказе и сопоставьте их.
К. Паустовский:

« Это не рассказ, а озарение,
сама жизнь с её трепетом и любовью, печальное
и спокойное размышление писателя-
эпитафия девичьей красоте»
Н. Ключевский : « «Лёгкое дыхание» - не просто и не только «эпитафия девичьей красоте», но и – эпитафия духовному
« аристократизму» бытия ,которому в жизни противостоит
грубая и беспомощная сила « плебейства».
И. Бунин: «… мы называем это утробностью,
а я там назвал легким дыханием. Такая наивность и
лёгкость во всём, и в дерзости, и в смерти, и есть лёгкое
дыхание, « недоумение»»
Как вы объясните смысл названия рассказа?
В чём символика названия « Лёгкое дыхание»?

«Легкое дыхание», 1916Прочитайте три суждения о рассказе и сопоставьте их.К. Паустовский: « Это не рассказ, а озарение,

Слайд 33Исследовательская работа.
Расскажите, на каком фоне обычно в рассказе изображается Оля Мещерская.

В каких отношениях находится героиня с этими фонами?
Жизнь и смерть постоянно сталкиваются в рассказе на уровне отдельных образов. Покажите это на примерах.
Раскройте глубинный смысл образа «лёгкое дыхание». Какие детали смыкаются с этим образом по содержанию?
Исследовательская работа.Расскажите, на каком фоне обычно в рассказе изображается Оля Мещерская. В каких отношениях находится героиня с

Слайд 34.
.
Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное

отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем... В.В.Маяковский
..Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если

Слайд 35Рефлексия. Подведение итогов урока.
Книга «Тёмные аллеи» была написана во время второй

мировой войны, когда семья Буниных оказалась в крайне бедственном положении (конфликты с властями, практически голодное существование, холод..). Годы Гитлера и Сталина …
Почему столь поэтическая книга смогла быть написана в такое трагическое время?
Рефлексия. Подведение итогов урока.Книга «Тёмные аллеи» была написана во время второй мировой войны, когда семья Буниных оказалась

Слайд 36Домашнее задание:

1. Прочитать рассказ «И.А. Бунина «Чистый понедельник».
2. Творческое задание

(по выбору учащихся) написать сочинение – рассуждение (миниатюру) «Любовь в жизни человека: награда или наказание?»

Домашнее задание: 1. Прочитать рассказ «И.А. Бунина «Чистый понедельник».2. Творческое задание (по выбору учащихся) написать сочинение –

Слайд 37Урок закончен!

Урок закончен!

Слайд 38








Спасибо за урок!





 

Спасибо за урок!  

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть