Слайд 1Летопись жизни и творчества
Василия Андреевича
ЖУКОВСКОГО
Слайд 2Василий Андреевич ЖУКОВСКИЙ
(Орест Кипренский, 1815 г)
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую
даль…
А.С.Пушкин
Слайд 3ЖУКОВСКИЙ
Василий Андреевич
(1783 — 1852)
Русский поэт, почетный член (1827), академик (1841) Петербургской
Академии Наук. Начав как сентименталист ("Сельское кладбище", 1802), стал одним из создателей русского романтизма.
Поэзия насыщена меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики (баллады "Людмила", 1808, "Светлана", 1808 — 1812). Перевел "Одиссею" Гомера, произведения Ф. Шиллера, Дж. Байрона.
Слайд 4Родился 29 января 1783 г. в селе Мишенское Тульской губернии.
Отец,
Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец с.Мишенского; мать, турчанка Сальха, попала в Россию в числе пленных, взятых русскими войсками при осаде крепости Бендеры.
Мальчику была дана фамилия усыновившего его помещика Андрея Жуковского, который жил на положении приживальщика в доме Буниных. Это позволило будущему поэту избежать участи незаконнорожденного, но для получения дворянства потребовалось зачисление малолетнего Жуковского на фиктивную военную службу (в Астраханский гусарский полк).
Слайд 5В 1789 он был произведен в прапорщики, что давало право на
дворянство, был внесен в соответствующий раздел дворянской родословной книги Тульской губернии.
Первоначальное образование получил в кругу семьи Буниных, где рос на правах воспитанника.
Обучался в частном пансионе, после закрытия которого был определен в Главное народное училище. Был исключен "за неспособность" и далее продолжал обучение в доме В. Юшковой, сводной сестры поэта. Здесь впервые приобщился к литературному творчеству.
Слайд 6В 1797 — 1801 учился в Благородном пансионе при Московском университете,
где начал писать стихи. Участие в "Дружеском литературном обществе", в которое входили представители образованной дворянской молодежи, определило творческие интересы Жуковского.
В 1802 в карамзинском "Вестнике Европы" появилось первое большое стихотворение "Сельское кладбище" (вольный перевод элегии английского поэта Т. Грея), выразившее взгляды и настроения, характерные для русского сентиментализма.
К 1808 творчество Жуковского приобрело романтический характер, первые баллады: "Людмила" (1808), "Кассандра" (1809), "Светлана" 1808 — 12) написаны на основе иностранных литературных источников.
Слайд 7В начале войны 1812 вступил в ополчение; откликом на военные события
явились стихи "Певец во стане русских воинов" (1812), послание "Императору Александру" (1814), принесшие ему широкую известность.
С 1815 начинается двадцатипятилетний период его придворной службы, сначала в должности чтеца при императрице, вдове Павла I, а с 1825 — воспитателя наследника, будущего Александра II.
Слайд 8К 1810 — 1820 относится расцвет творчества Жуковского. В это время
созданы баллады "Эолова арфа" (1814) и "Вадим" (1817), перевод баллады В.Скотта "Замок Смальгольм, или Иванов вечер" (1822), романтические стихи "Цвет завета" (1819), "Море" (1822).
Слайд 9Благодаря влиянию при дворе он неоднократно добивался смягчения участи сосланного Пушкина, выкупа
из крепостной неволи Шевченко, освобождения из ссылки Герцена, облегчения судьбы декабристов.
В начале 1830-х все большее место в его творчестве занимают переводы: поэмы Ф. Шиллера "Кубок", поэмы Байрона "Шильонский узник". Написаны баллады на античные темы: "Торжество победителей", "Жалоба Цереры". В 1831 написаны сказки: "Сказка о царе Берендее", "Спящая царевна".
Слайд 10Отношения с царским двором обострились настолько, что, получив почетную отставку в
1841, Жуковский принял решение переселиться в Германию, где весной этого года женился на юной Елизавете, дочери своего старого друга художника Рейтерна.
Он делал несколько попыток вернуться в Россию, но состояние здоровья жены и надвигающаяся слепота не позволили осуществить эти намерения.
Слайд 11Творческая деятельность Жуковского не ослабевала в последний период жизни. Он закончил
начатый еще в России перевод индийской народной повести "Наль и Дамаянти", перевел поэму "Рустем и Зораб" и "Одиссею" Гомера (1849).
В 1845 написал "Сказки о Иване-царевиче и Сером Волке". Смерть прервала его работу над переводом "Илиады".
Слайд 12Умер Жуковский в Баден-Бадене 12 апреля 1852. Его прах был перевезен
в Россию и погребен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.
Слайд 13Интересные факты из биографии Жуковского:
У Афанасия Ивановича Бунина, кровного отца Жуковского,
было 11 детей, но незадолго до рождения Василия Андреевича, за короткий период времени умерли сразу шесть детей. Так что убитая горем жена Афанасия Ивановича, Мария Григорьевна, решила воспитать незаконнорожденного малыша как собственного сына.
Романтические стихотворения Жуковского носят печаль личных переживаний поэта. Долгое время он был влюблён в собственную племянницу по отцу, Марию Протасову, которая со своей сестрой была одно время его ученицей. Он даже делал ей предложение. Категорический отказ её матери до глубины души обидел Жуковского. Маша неудачно вышла замуж за профессора Дерптского университета И. Ф. Мойера и рано умерла (в 1823 году), что тоже повлияло на чувствительного Василия Андреевича. Вплоть до самой смерти Марии они переписывались, и в каждом письме – невыразимая тоска двух любящих сердец, которые не могут быть вместе.
Слайд 14Жуковский переводил "Одиссею", практически не зная греческий язык.
Жуковский был учителем русского
языка у немецкой принцессы Шарлотты, будущей императрицы Александры Фёдоровны.
Жуковский очень любил переводить и перекладывать на русский язык многие зарубежные литературные источники. Та же знаменитая баллада "Людмила" – это качественная переделка "Леноры" Бюргера Г. А.
Именно Жуковский был курьером между Николаем I и Пушкиным, когда тот лежал при смерти после дуэли: он передавал их записки.
Жуковский прекрасно знал всех писателей и поэтов того времени: был другом Батюшкова, любил проводить время с Пушкиным, был близок с Гоголем, считал Карамзина своим наставником.
Слайд 15Поэзия Жуковского проникнута глубокой грустью и тихим «томлением». Это поэзия подлинно
русская. Она пропитана любовью к бескрайним долинам и шумящим лесам, она окружена тайной. Романтические идеи и чувства воплощаются в лирических жанрах элегий, посланий, а также в лироэпическом жанре – жанре баллады.