Презентация, доклад по литературе на тему Жизнь и творчество драматурга Александра Николаевича Островского. История написания пьесы Гроза.

Содержание

Детство Родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Замоскворечье (Малая Ордынка) в купеческой семье. Отец большую часть жизни проработал в судебном ведомстве. Обстановка, в которой жил Островский, способствовала его знакомству

Слайд 1Колумб Замоскворечья
Александр
Николаевич

Островский

1823- 1886

Русский писатель, драматург. Основоположник современного русского театра, основатель Артистического кружка, член-корреспондент Петербургской Академии наук и обладатель премии Уварова.

Колумб ЗамоскворечьяАлександр    Николаевич       Островский1823- 1886 Русский писатель, драматург.

Слайд 2
Детство
Родился 31 марта (12 апреля) 1823

года в Замоскворечье (Малая Ордынка) в купеческой семье.

Отец большую часть жизни проработал в судебном ведомстве. Обстановка, в которой жил Островский, способствовала его знакомству с бытом и нравами «третьего сословия»: клиентами отца, соседями по Замоскворечью, друзьями были купцы и мещане.

Мать Островского - Любовь Ивановна - умерла, когда ему было 7 лет. В семье осталось шестеро детей. В дальнейшем заботу о семье взяла на себя их мачеха - Эмилия Андреевна фон Тесин, которая была дочкой шведского дворянина. Семья Островских ни в чем не нуждалась, много внимания уделялось образованию и воспитанию детей.

Детство  Родился 31 марта (12 апреля) 1823 года  в Замоскворечье (Малая Ордынка) в

Слайд 3Дом был построен на рубеже XVIII-XIX вв
В Щелыково Островский написал 19

пьес - «Гроза», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и др. , сказку «Снегурочка».
Дом был построен на рубеже XVIII-XIX ввВ Щелыково Островский написал 19 пьес - «Гроза», «Лес», «Волки и

Слайд 4Учеба
После окончания Московской губернской гимназии в 1840 году А.Н. Островский поступил

на юридический факультет Московского университета, однако проучился здесь всего три года: помешало увлечение театром и литературным творчеством.

Служба

С 1843 по 1851 г. Островский работал писцом сначала в Совестном суде, где разбирались уголовные преступления и гражданские иски детей к родителям и родителей к детям, а затем в Коммерческом суде, где велись дела о торговой

несостоятельности и банкротстве. За эти годы будущий писатель многое узнал о темных, скрытых сторонах жизни мещанства и купечества.

УчебаПосле окончания Московской губернской гимназии в 1840 году А.Н. Островский поступил на юридический факультет Московского университета, однако

Слайд 5Семейная жизнь
Первая жена Островского Агафья Ивановна (её фамилия осталась

неизвестной) была бедной простолюдинкой. Узнав об этой связи, отец Александра Николаевича пригрозил выгнать его из дома, если он женится на Гане. Сын не посмел ослушаться отца, но прожил с это женщиной в гражданском браке почти двадцать лет и тяжело переживал её смерть от туберкулёза. Рано умерли и все дети, рождённые от этого союза. Шестерых детей подарила драматургу уже его вторая жена, актриса Мария Бахметьева.

Агафья Ивановна

Дети Островского

М.В. Островская с дочерью Любой

Семейная жизнь  Первая жена Островского Агафья Ивановна (её фамилия осталась неизвестной) была бедной простолюдинкой. Узнав об

Слайд 6Сотрудничество с журналами
В начале 1850 г. Островский вошел в

редакцию журнала «Москвитянин», выступавшего за сохранение самобытности и народности искусства. В конце 50-х годов Островский, часто бывавший в Петербурге, вошел в новый литературный круг – салон И.И. Панаева. Там он познакомился с Толстым, Достоевским, Тургеневым, вошел в число сотрудников журнала «Современник», а после его закрытия публиковал свои произведения в «Отечественных записках». Главным редактором обоих журналов был Н.А. Некрасов.

Сотрудничество с журналами  В начале 1850 г. Островский вошел в редакцию журнала «Москвитянин», выступавшего за сохранение

Слайд 7Общественная деятельность
14 ноября 1865 года А.Н. Островский вместе с

композитором Н.Г. Рубинштейном, драматургом и переводчиком
К.А. Тарновским и писателем В.Ф.Одоевским открыл в Москве Артистический кружок. Здесь проводились музыкально-литературные вечера, исполнялись пьесы, читались произведения, устраивались костюмированные балы. При кружке образовался любительский оркестр, а затем и любительский хор, была открыта библиотека.

В 1874 году появилось Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, где Островский был председателем. Своими нововведениями он добился улучшения жизни актеров театра. С 1885 года Островский возглавлял театральное училище и был заведующим репертуаром театров Москвы

Общественная деятельность  14 ноября 1865 года А.Н. Островский вместе с композитором Н.Г. Рубинштейном, драматургом и переводчиком

Слайд 8.
Умер Александр Николаевич Островский 14 июня 1886 г. за письменным столом

в Щёлыково, работая над переводом шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра»
.Умер Александр Николаевич Островский 14 июня 1886 г. за письменным столом в Щёлыково, работая над переводом шекспировской

Слайд 9В творчестве А. Н. Островского можно выделить несколько периодов:
1. Ранний (1847-1851

гг ) - пи­шет прозаические и
драматические произведения.
Влияние «натуральной» школы.

«Самый памятный для меня день в моей жизни
14 февраля 1847 года.
С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание.»

Сатирическая комедия
«Банкрот»
(«Свои люди — сочтёмся»).

Пьесы «Бедная невеста» ,
«Утро молодого человека»

Цель: «обличение социальных пороков, тем самым способствовать нравственному очищению общества»

В творчестве А. Н. Островского можно выделить несколько периодов:1. Ранний (1847-1851 гг ) - пи­шет прозаические и

Слайд 102. «Москвитянский» (1852-1855 гг.) Сотрудничество

Комедии «Не в свои сани не

садись»,
«Не так живи, как хочется»
(отражение поэзии народ­ного быта)

с журналом «Москвитянин» . Славянофильские настроения.

«Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители и найдутся и без нас… Надо показать, что знаешь за ним и хорошее»

Поиск положительных нравственных начал. Идеал – мир патриархальной семьи. Поэтизирует купечество (прочный, упорядоченный уклад, христианская мораль, вековые традиции). Но поэтическому миру народной культуры и нравственности противостоит тёмная сторона - самодурство.

1853 год. «Бедность на порок»

2. «Москвитянский» (1852-1855 гг.) Сотрудничество Комедии «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется»(отражение

Слайд 11Предреформенный (1856-1860 гг )
В это время происходит сближение драматурга с революционно-демократическим

лагерем. Окончательно определяется мировоззрение и складываются творческие принципы Островского. В 1856 году он сближается с журналом "Современник" и становится его постоянным сотрудником. Дружеские отношения установились у него с И. С. Тургеневым и Л. Н. Толстым, сотрудничавшими в "Современнике".

Пьесы
«Не сошлись характерами»,
«Доходное место»

Высшее достижение этого периода – драма «Гроза» (1853).

Предреформенный (1856-1860 гг )В это время происходит сближение драматурга с революционно-демократическим лагерем. Окончательно определяется мировоззрение и складываются

Слайд 12Пореформенный (1861-1886 гг )
Сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России

(бурный расцвет экономики): «Бешеные деньги», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Волки и овцы».

1861 год.
Трилогия о Бальзаминове: «Женитьба Бальзаминова», «Старый друг лучше новых двух», «Тяжелые дни», «Шутники» «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» (тема маленького человека).
 

Исторические пьесы: «Козьма Захарьич Минин Сухорук», 
«Воевода», »Дмитрий Самозванец» и «Василий Шуйский».

Жанр психологической драмы: «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Последняя жертва».

Комедии из купеческого быта: «Не все коту масленица», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень».

Сказка «Снегурочка».

Пореформенный (1861-1886 гг )  Сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России (бурный расцвет экономики): «Бешеные деньги», «Лес»,

Слайд 13Творческая история «Грозы».
«По заданию… великого князя Константина Николаевича… были разосланы по

стране видные русские писатели… Они должны были изучать и описывать народные промыслы… Островскому досталась Верхняя Волга».

В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращен в Калинов, чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери и Костромы. О Ржеве забывали, но именно Ржев сопричастен рождению таинственного замысла «Грозы».

Творческая история «Грозы».«По заданию… великого князя Константина Николаевича… были разосланы по стране видные русские писатели… Они должны

Слайд 14 Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения”

в январском номере 1860 года.


Замысел пьесы "Гроза", вероятно, возник в 1856 году, когда Островский работал над повестью "Не сошлись характерами".

В этот период автор уже обдумывал образ деспотичной купчихи Кабанихи - об этом свидетельствуют пометы в рукописях.

Судя по всему, Островский начал работу над драмой "Гроза" во второй половине июля 1859 г. 9 октября 1859 г. Островский окончил основную работу над "Грозой".

Замысел и работа над пьесой.

Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года.

Слайд 15
В ноябре 1859 г. Островский активно участвует в репетициях

"Грозы". Об этом он пишет Погодину: "Я теперь очень занят репетициями"
В ходе репетиций пьесы Островский продолжает работать над текстом "Грозы", внося исправления.

16 ноября 1859 г. в Малом театре в Москве проходит премьера пьесы с огромным успехом.

Своим успехом премьера "Грозы" была обязана также сильному актерскому составу. Роль Катерины в спектакле исполнила актриса Любовь Никулина-Косицкая, для которой Островский и писал эту роль.

31 октября театральная цензура разрешает "Грозу" к постановке в театрах.
В начале ноября 1859 г. в Малом театре в Москве и в Александринском театре в Петербурге начинаются репетиции "Грозы".
И в Москве, и в Петербурге спектакль готовится под руководством Островского: он читает артистам пьесу, распределяет роли, режиссирует и дает указания о костюмах и гриме.

Премьера пьесы «Гроза»

В ноябре 1859 г. Островский активно участвует в репетициях

Слайд 16"Говорящие" фамилии
Марфа – «наставница», Игнатий – «неизвестный, сам себя

поставивший». Прозвище героини могло быть образовано от двух слов, которые в равной степени глубоко соответствуют сути её характера, либо – дикая свирепая свинья, либо кабан – глыба льда. Жестокость, свирепость и холодность, равнодушие этой героини очевидны. Кабанова – богатая вдова, в этой характеристике заключен и социальный и психологический смысл.

.

Марфа Игатьевна Кабанова (Кабаниха)


Слайд 17 Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой

(она язычница, “варварка”, не христианка и ведет себя соответствующим образом). Её имя обозначает при переводе с греческого «грубая». Эта героиня действительно довольно проста духовно, груба. Она умеет лгать, когда нужно. Её принцип – «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара по-своему добра, любит Катерину, она помогает ей, как ей кажется, обрести любовь, устраивает свидание, но не задумывается о том, какие последствия могут быть у всего этого. Эта героиня во многом противопоставлена Катерине.

Варвара

Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница, “варварка”, не христианка и

Слайд 18 Дикой в северных русских областях обозначало «глупый, шальной, безумный,

малоумный, сумасшедший», а диковать – «дурить, блажить, сходить с ума». Первоначально Островский предполагал дать герою отчество Петрович (от Петр – «камень»), но крепости, твердости в этом характере не было, и драматург дал Дикому отчество Прокофьевич (от Прокофий – «успевающий»). Это более подходило жадному, невежественному, жестокому и грубому человеку, который в то же время был одним из богатейших и влиятельных купцов города.

Дикой

Дикой в северных русских областях обозначало «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший», а диковать – «дурить,

Слайд 19 «Самоучка-механик», как сам себя представляет герой. Кулигин же, помимо

известных ассоциаций с Кулибиным, вызывает и впечатление чего-то маленького, беззащитного: в этом страшном болоте он - кулик - птичка и больше ничего. Он хвалит Калинов, как кулик - свое болото. П.И. Мельников-Печерский в рецензии на «Грозу» написал: «…Этому человеку г. Островский весьма искусно дал знаменитое имя Кулибина, в прошедшем столетии и в начале нынешнего блистательно доказавшего, что может сделать неученый русский человек силою своего гения и непреклонной воли».

Кулигин

«Самоучка-механик», как сам себя представляет герой. Кулигин же, помимо известных ассоциаций с Кулибиным, вызывает и

Слайд 20 Катерина –в переводе с греческого означает «чистая». Она не

вынесла раздвоения своей души и стала жертвой своей чистоты, своей религиозности.

Катерина

Катерина –в переводе с греческого означает «чистая». Она не вынесла раздвоения своей души и стала

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть