Слайд 1Живопись и графика М.Ю. Лермонтова
Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь,
до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.
Слайд 2Воспоминание о Кавказе.
Картина М.Ю. Лермонтова
Слайд 3Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса - всего
в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова "Вид Тифлиса". Он является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.
Слайд 4Одна из лучших живописных работ Лермонтова "Крестовая гора" написана под сильными
впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года.
Слайд 5Эпизод сражения при Валерике 11 июля 1840 г. Акварель М.Ю. Лермонтова
и Г.Г. Гагарина. Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас.
Слайд 6В 1837-1838 годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя в
мундире Нижегородского драгунского полка: в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта.
Слайд 7В 1837 году был написан пейзаж маслом "Вид Пятигорска". "Внизу передо
мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом"
Слайд 8На картине "Развалины близ селения Караагач в Кахетии" Лермонтов изобразил его
окрестности, где стоял нижегородский драгунский полк, в котором он служил. Изображенная на картине скала над Караагачем была видна за много десятков километров из левобережной части Алазанской долины, где пролегал старинный торговый путь.
Слайд 9Эти места воспел Лермонтов в поэме "Мцыри", действие которой происходит "...там,
где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры...". Эти места Лермонтов запечатлел на своей картине "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты".
Слайд 10На многих Грузинских картинах и рисунках Лермонтова изображены караульные башни или
старинные крепости. Он так верно почувствовал характерную особенность грузинского пейзажа, в котором эти безмолвные свидетели былых сражений против иноземцев были неотъемлемой частью. Такова, например, картина "Башня в Сиони" (1837-38г).
Слайд 11Одной из картин на военную тему явилось полотно "Перестрелка в горах
Дагестана". Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами.
Слайд 13Бой при Валерике.
Рисунок. 1840-1841
Слайд 15Нападение. Сцена из кавказской жизни
Слайд 17Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой
Слайд 18С.А. Раевский. Акварель М.Ю. Лермонтова
Слайд 19Эмилия, героиня драмы 'Испания' - возможно, В.А Лопухина - 1830-1831
Слайд 20В.А. Лопухина. Акварель Лермонтова
Слайд 21Возможно, рисунок В.А. Лопухиной - Бумага, карандаш 1832-34
Слайд 22Рисунок М. Лермонтова из альбома М.М. Лермонтовой
Слайд 23Дарьяльское ущелье и замок Тамары - 1837
Слайд 26Маневры в Красном Селе - Бумага, акварель 1834
Слайд 28Фронтиспис к рукописи 'Кавказского пленника'
Слайд 29Светская сцена. Рисунок М.Ю. Лермонтова. Перо, чернила. 1840-1841 гг.
Слайд 30Рисунок к повести А. Марлинского 'Аммалат-бек'
Слайд 31Рисунок. Бумага, карандаш 1832-34
Слайд 32Рисунок из "юнкерской тетради". Бумага, карандаш 1834
Слайд 34Рисунок. Дарьяльское ущелье возле станции
Слайд 35Рисунок. Развалины на берегу Арагвы в Грузии
Слайд 36Селение Сиони близ Казбека. Автолитография
Слайд 37Сражение с горцами. Бумага, акварель 1831
Слайд 39Тройка, выезжающая из деревни - 1832-34
Слайд 40Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров
Слайд 41Ребенок, тянущийся к матери. Рисунок
М.Ю.Лермонтова
Слайд 42Гуляние в саду. Бумага, тушь, перо
Слайд 43Конногренадёр - Бумага, тушь, перо 1830
Слайд 44Бивуак Лейб-гвардии гусарского полка под Красным Селом
Слайд 45Испанец с фонарём и католический монах - Бумага, акварель 1831
Слайд 46Дуэль Бумага, тушь, перо 1832-34
Слайд 52Рисунок из "юнкерской" тетради. Перо 1834
Слайд 53Заглавный лист поэмы "Черкесы" 1828