Презентация, доклад по литературе на тему Жилин и Костылин - два пленника, две судьбы (5 класс)

Содержание

Здесь прошло все детство Толстого, его трех братьев и младшей сестры, здесь писатель прожил большую часть своей жизни.Родился Лев Николаевич Толстой (28 августа) 9 сентября 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении

Слайд 1Лев Николаевич Толстой
1828 - 1910
«Кавказский пленник»
1872г.

Лев Николаевич Толстой1828 - 1910«Кавказский пленник»1872г.

Слайд 2
Здесь прошло все детство Толстого, его трех братьев и младшей

сестры, здесь писатель прожил большую часть своей жизни.

Родился Лев Николаевич Толстой (28 августа) 9 сентября 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери – Ясной Поляне.

Ясная Поляна

Здесь прошло все детство Толстого, его трех братьев и младшей сестры, здесь писатель прожил большую часть

Слайд 3Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву.

Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Но вскоре отец умер. В 1840 году с сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей.
Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет. Готовивший его к экзаменам по турецкому и татарскому языкам известный профессор Казамбек был удивлен способностями юного Толстого.
Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву. Первый период московской жизни юного Толстого

Слайд 4 Лев Николаевич уже в то время знал 16 языков, много

читал и изучал философию, но, несмотря на это, в 19 лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну - имение, доставшееся ему по наследству.
Лев Николаевич уже в то время знал 16 языков, много читал и изучал философию, но, несмотря

Слайд 5В 1851 году поступил на военную службу на Кавказе. В 1854

году Толстой участвовал в обороне Севастополя. Награждается орденом св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя».
В 1851 году поступил на военную службу на Кавказе. В 1854 году Толстой участвовал в обороне Севастополя.

Слайд 6В 1859 году Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских

детей, помог устроить ещё 20 в окрестностях, и это занятие очень его увлекло.

В 1871 г. он начинает составлять «Азбуку» — школьное пособие для обучения детей чтению, письму и арифметике.
Книга открывается алфавитом; каждую из букв иллюстрирует картинка: «А» — арбуз, «Б» — бочка, «Р» — рыба.
Вторая часть «Азбуки» представляет собой серию небольших рассказов нравоучительного характера.

В 1859 году Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, помог устроить ещё 20 в

Слайд 7Рассказ «Кавказский пленник» написан для «Азбуки», которую писатель выпустил в свет

в 1872 году.

История создания рассказа
«Кавказский пленник»

Писатель заботился, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, все было «красиво, коротко, просто и, главное, ясно». В основе рассказа реальный случай, произошедший с самим писателем во время его службы на Кавказе.

Рассказ «Кавказский пленник» написан для «Азбуки», которую писатель выпустил в свет в 1872 году. История создания рассказа

Слайд 8В середине XIX века на Кавказе шла тяжелая кровопролитная война. Царь

Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Русские обозы двигались от одной крепости к другой под усиленной охраной.

Л.Н. Толстой в ту пору был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск.

В середине XIX века на Кавказе шла тяжелая кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать

Слайд 9Однажды, далеко отъехав от своего отряда, Л.Н.Толстой чуть не попал в

плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Незадолго до этого происшествия Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Л.Н.Толстой похвалил коня, и Садо по кавказскому обычаю подарил ему своего коня. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде.

Лев Толстой
и Садо Месербиев – два кунака

Однажды, далеко отъехав от своего отряда, Л.Н.Толстой чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его

Слайд 10У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако он грозно

целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. Горцы хотели взять Садо и русского офицера в плен живыми и потому не стреляли.

Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русскими. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозной, погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки. Чеченцы повернули обратно и умчались в горы.

У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей,

Слайд 11Позже Л.Н.Толстой познакомился с напечатанными в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского

офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Фёдор Фёдорович Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его местная девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как удалось ему освободиться из плена.

Толстой воспользовался этими воспоминаниями для своего рассказа «Кавказский пленник».

Позже Л.Н.Толстой познакомился с напечатанными в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского

Слайд 12Сюжет и композиция рассказа
«Кавказский пленник»
Рассказ —
небольшое повествовательное произведение,

повествующее об одном или нескольких эпизодах жизни человека.

Эпизод —

изображение одного события, имеющего начало и конец.

Сюжет —

цепь событий, происходящих в произведении.

Композиция—

построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности.

Художественный конфликт (художественной коллизией (от лат. collisio — столкновение)) - это противоборство действующих в литературном произведении разнонаправленных сил — социальных, природных, политических, нравственных, философских, — получающее идейно-эстетическое воплощение в художественной структуре произведения как противопоставление (оппозиция) характеров обстоятельствам, отдельных характеров — или различных сторон одного характера — друг другу, самих художественных идей произведения (если они несут в себе идеологически полярные начала).

Сюжет и композиция рассказа «Кавказский пленник» Рассказ — небольшое повествовательное произведение, повествующее об одном или нескольких эпизодах

Слайд 13Экспозиция
составная часть сюжета, логически предшествующая завязке. Намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав, взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя. 
Завязка
это событие или группа событий, которые непосредственно ведут к

конфликтной ситуации.

Элементы композиции

Экспозициясоставная часть сюжета, логически предшествующая завязке. Намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав, взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя. Завязкаэто событие или группа событий, которые непосредственно ведут к конфликтной ситуации.Элементы композиции

Слайд 14Развитие действия
структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. По ходу Р. д. конфликт обостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются.
Кульминация
момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит

перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению.
Развитие действияструктурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. По ходу Р. д. конфликт обостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются.Кульминациямомент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и

Слайд 15Развязка

окончание действия или завершение конфликта между персонажами в эпическом или драматическом

произведении. 

Эпилог

заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.

Развязкаокончание действия или завершение конфликта между персонажами в эпическом или драматическом произведении. Эпилог заключительная часть, прибавленная к законченному художественному

Слайд 16Композиция рассказа
Заполните таблицу после прочтения произведения
действие происходит в 19 веке

на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями
Композиция рассказа Заполните таблицу после прочтения произведениядействие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с

Слайд 17Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Слайд 18Отношения героев

Отношения героев

Слайд 19Пятистишие или синквейн
Жилин
Костылин
Война
Кавказ
1 имя существительное
2 прилагательных
3 глагола
фраза

из 4 слов, выражающая отношение к данной теме
1 слово – синоним к первому слову

Пятистишие или синквейнЖилинКостылинВойнаКавказ 1 имя существительное 2 прилагательных 3 глагола фраза из 4 слов, выражающая отношение к

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть