Слайд 1М. Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени»
Вводный урок
И царствует в душе какой – то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
«Дума»
Слайд 2Название презентации
История создания
Это самое крупное и значительное произведение М. Ю. Лермонтова.
Роман
начат в 1837 – 1838 гг., а закончен в 1839 г. Первоначально главы романа печатались как самостоятельные повести, затем были объединены в отдельную книгу, вышедшую в 1840 году под названием «Герой нашего времени».
Слайд 3Название презентации
Смысл названия
Первоначально роман имел название «Один из героев начала
века», которое как бы вступало в полемику с нашумевшим романом французского писателя Мюссе «Исповедь сына века». В этой редакции слово «герой» звучало без иронии и, может быть, прямо намекало на декабристов.
В окончательном варианте «Герой нашего времени») есть иронический оттенок, падающий не на слово «герой» , а на слово «нашего» (т.е. не на личность, а на эпоху).
Слайд 4Название презентации
Жанр
Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера – типического
характера. Об этом сказал сам Лермонтов : « История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою...»
«Герой нашего времени» – это первый русский реалистический психологический роман в прозе.
Слайд 5Название презентации
Читаем и обсуждаем предисловие.
Абзац 1. Каково мнение автора о читателях
и публике? Почему автор обвиняет читателя, только открывшего книгу, «в дурном воспитании»?
Абзац 2. Как автор относится к читательским оценкам «героя нашего времени»? Каков пафос авторских рассуждений?
Абзац 3. Как Лермонтов объясняет особенности портрета «героя нашего времени»? Какого героя он хотел показать читателю?
Абзац 4. Какую цель написания романа автор считает главной? Как он намерен создавать портрет своего героя?
Слайд 6Название презентации
Сюжет и композиция
Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, расположенных
в порядке, который нарушает хронологию событий. Повести объединены общим героем и общим названием.
Заполните таблицу:
Слайд 7Название презентации
Сюжет и композиция. Проверьте таблицы:
Слайд 8Название презентации
Сюжет и композиция.
В центре композиции романа находится Григорий Печорин.
Расположение повестей подчинено главной задаче автора – последовательно, всесторонне и глубоко проанализировать образ героя своего времени.
Слайд 9Название презентации
Роль рассказчика.
Рассказчик в каждой повести выбран неслучайно и служит общему
замыслу романа – раскрытию образа Печорина.
Сколько раз в романе меняется рассказчик?
Слайд 10Название презентации
Роль рассказчика. «Бэла»
Максим Максимыч
Многого в характере Печорина не понять простодушному
и неискушенному в психологии штабс – капитану. Он видит лишь внешнюю сторону, потому и для читателя Печорин скрыт и загадочен. Характеристики, которые он дает Печорину, свидетельствуют не только о наивности и чистоте души самого рассказчика, но и об ограниченности его ума и неспособности понять сложную внутреннюю жизнь Печорина.
Слайд 11Название презентации
Роль рассказчика. «Максим Максимыч»
Условный автор, «публикатор дневника Печорина».
Человек той же
социальной среды и культуры, что и Печорин. Этому рассказчику легче его понять, чем Максиму Максимычу, однако и он многого не понимает и не принимает в Печорине.
Слайд 12Название презентации
Роль рассказчика. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
Печорин рассказывает о себе сам.
Перед
нами правдивая исповедь героя,которая более всего открывает для нас историю души человеческой и тайну характера, в котором так много черт современного Лермонтову поколения.
Слайд 13Название презентации
Вводя в повествование разных рассказчиков, автор
получает возможность постепенно приближать героя к читателю, постепенно раскрывать его загадку, пока он сам не раскроется в своем дневнике.
Вывод
Слайд 14Название презентации
Задачи автора
Проблематика романа. Задачи автора.
Слайд 15Название презентации
Задачи автора
Проблематика романа. Выводы автора.