Слайд 1Воплощение идеи
Н.В. Гоголя о самобытности и казачьей вольнице актёрами фильма
В. Бортко
«Тарас Бульба»
ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИК 7Б КЛАССА
А. АЛЕКСАНДР
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ЛУГОВСКАЯ Е.В.
ТОМСК 2017
Слайд 2Историко-героические драмы
«Викинг» (2016 года, режиссёра Андрея Кравчука),
«Стена» (2016 года,
режиссёр Дмитрий Месхиев),
«Звезда» (2002 года, режиссёр Анна Меликян),
«А зори здесь тихие» (2015 года, режиссёр Ренат Давлетьяров»)
Слайд 3Кинолента «Тарас Бульба»
Наполнена верой в духовные силы народа, идеей национальной
и социальной свободы, опоэтизирован героический образ личности Тараса Бульбы, свято верящего в христианские ценности, высокий общественный долг, преданно любящий родину.
Слайд 4Постановка проблемы
Какие средства воздействия на зрителя используются в кинофильме «Тарас Бульба»,
воплощая идею свободы, казачьей вольницы и патриотизма, которой проникнуто художественное произведение
Н.В. Гоголя?
Слайд 5Актуальность
исследования обусловлена тем, что любовь к отечеству и родине приобретает в
настоящее время решающее значение и воспитание подрастающего поколения посредством качественного кино является первостепеннейшей задачей.
Слайд 6Цель
Выяснить особенности изображения героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и влияние
кинофильма на зрителя, рассмотрев нравственную сторону их жизни – способность любить свободу и отечество – и понять режиссёрскую интерпретацию нравственных проблем повести, а также режиссёрское воплощение образов героев повести на экране. Для достижения определённой нами цели необходимо решить следующие задачи:
1. Посмотреть художественный кинофильм «Тарас Бульба», снятый по мотивам одноимённой повести Н.В. Гоголя в 2008 году.
2.Выявить особенности героев кинофильма, провести сопоставительный анализ.
3.Изучив характеры и поступки героев, отметить сильные и слабые стороны художественного фильма «Тарас Бульба».
4. Выявить способы влияния кинофильма «Тарас Бульба» на сознание зрителя.
5. Провести экспериментальное исследование средств воздействия кинофильма «Тарас Бульба» на учеников 7 классов лицея № 8.
6. Сделать соответствующие выводы о задачах киноискусства в современном мире.
Слайд 7Информация о фильме
Кинофильм был снят российским кинорежиссёром Владимиром Бортко в 2008
году производства студии «Арк-фильм».
Бюджет фильма составил 516 миллионов рублей (15, 7 миллионов долларов)
Количество зрителей, посмотревших фильм в России 3 732 594 человек.
Жанр экранизации – историческая драма.
Слайд 9Съемки фильма:
Киностудия «Ленфильм» в России
Слайд 10Съемки фильма:
Польша, город Ворцлав
Слайд 11Съемки фильма:
Остров Хортица на Украине
Слайд 12Награды:
На ХVII фестивале «Виват, кино России!»: гран-при «Приз зрительских симпатий»
Слайд 13Олесь Бузина
Олесь Бузина -«официозная киевская пресса от газет и журналов до
вскормленных грантами сайтов устроила «Тарасу Бульбе» и Владимиру Бортко настоящую травлю» и «это не просто хорошее кино. Это ещё и кино о нас.
О наших предках. О конфликтах,
веками сжигающих Украину.
О настоящих запорожцах, сражавшихся
за Русь и православие»
Слайд 14Актёры и роли
Богдан Ступка
Тарас Бульба – главная роль
Слайд 16Владимир Вдовиченков в роли Остапа
Слайд 17Магдалена Мельцаж в роли Эльжбеты
Слайд 18Михаил Боярский в роли Мосия Шило
Слайд 19Ада Роговцева в роли жены Тараса
Слайд 20Тарас Бульба
Актёр обладает харизматичной внешностью: крупные черты лица, строгий, прямой, умный,
живой взгляд, массивная фигура, властный голос, серьёзный характер, не терпящий возражений, сила и темперамент.
Н.В. Гоголь: «Русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность. Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава»
Слайд 21Остап
Строгая внешность, скуластое лицо, взгляд исподлобья, широкие плечи – за этим
скрывается сила и непоколебимость характера. Особенно сильное впечатление произвела сцена казни Остапа, которого сыграл Владимир Вдовиченков.
Слайд 22Мосий Шило
Для роли М. Боярскому пришлось сменить привычный имидж, снять чёрную
шляпу, в которой он появляется в любой телевизионной программе, снять черное пальто и чёрные очки, то есть невероятно преобразиться. Длинный чуб на голой голове – характерный атрибут внешнего облика казака, шаровары, грубый голос.
Слайд 23Андрий
Актёру особенно удались сцены объяснения в любви панночке: страстный любящий взгляд
обожания, страстная речь, обращённая к любимой. Обаяние актёра и мягкие черты лица не вызывают у зрителя никаких сомнений в подлинности чувства, испытываемого героем.
Слайд 24Изображение быта и нравов запорожцев актерами фильме В. Бортко
Все постройки
преимущественно из дерева. В домах стандартное убранство, все как обычно-деревянная скамья, стол, бочка со спиртным напитком, маленькие окошки со ставнями. Да и не к чему запорожцем
особая роскошь,
все свободное время
они проводят либо в
шумных компаниях на улице
либо в поле или же на войне
Слайд 25Законы на Сечи
На Сечи устоялись свои законы, никак не зависящие от
государства. Например: за кражу
провинившегося привязывали к столбу и
били дубиной,
должника привязывали к пушке,
пока кто-нибудь его не выкупит,
убийцу закапывали вместе с убитым.
Слайд 26Тарас Бульба и сыновья на Сечи
С приездом на Сечь Тарас Бульба
не меняется в характере, по- прежнему остается суровым и рассудительным, что не скажешь о его сыновьях.
Слайд 27Батальным сценам в фильме уделяется особое внимание. Шумовые эффекты: шум боя,
стрельба из пушек и мушкетов, дым – режиссер использует весь арсенал средств для создания масштабности событий.
Слайд 28Крики и стоны раненых казаков, убитые, падающие со стен, лошадиное ржание,
казаки, падающие с лошадей, кровь, грязь…
Слайд 29Батальные сцены не были бы возможны без каскадёрских трюков: падение с
лошади, падение со стен, подтягивание на канате, сгорание в огне.
Слайд 30Страшны кровавые сцены, когда на трёх копьях поднимают Степана Гуску.
Слайд 31Добавленные сценаристами сцены и их значение
В повести автор не даёт
имени панночке, в фильме её зовут Эльжбета, в конце фильма у неё появляется ребёнок и во время родов она умирает (в повести о её дальнейшей судьбе ничего не известно).
Слайд 34И. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Слайд 35Вопросы для эксперимента
1. Охарактеризуйте эмоциональную тональность кинофильма.
2. Игра какого актёра произвела
на Вас наибольшее впечатление?
3. Назовите основное качество характера героев фильма:
Тарас Бульба
Остап
Андрий
Мосий Шило
4. Назовите сцену кинофильма, которая произвела на Вас наиболее сильное впечатление. Почему?
5. Предложите свой вариант названия кинофильма.
6. Как бы вы определили идею кинофильма?
Слайд 38Заключение
Средства кино, такие как мастерская игра актёров, перевоплощение, современные спецэффекты, видеоряд,
наглядность, каскадёрские трюки, возможности компьютерной графики – один из способов влияния на чувства и сознание человека. В киноленте изображены самобытные, колоритные характеры казаков, их желание свободы, вольной независимой жизни. В кинофильме В. Бортко «Тарас Бульба» решающее значение также играют ключевые эпизоды «Казнь казаков», «Героическая смерть запорожцев в бою» со словами прославления земли Русской.
Слайд 39Список литературы
1. 1. Гоголь, Н.В. Тарас Бульба. Избранное. – Москва «Просвещение»,
1986
2. URL:http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/2395/annot (дата обращения 3.03.2017)
3. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/406020(дата обращения 12.03.2017)
4. URL: http://otechestvoua.org/main/20096/1242.htm(дата обращения 19.03.2017)
5. URL:https://yandex.ru/images/search?img_url(дата обращения 22.03.2017)
6. URL: http://lit-classic.ru/?fid=1&sid=7&tid=17&re=1(дата обращения 22.03.2017)