Слайд 1В.Г.Распутин
«Уроки французского»
Урок-презентация в 6 классе
МБОУ «Новопогощенская СОШ»
Подготовила учитель русского языка и
литературы
Данюшкина Юлия Сергеевна
Слайд 2Цель урока:
-анализ проблематики рассказа
-увидеть и понять духовные ценности героев
-вынести урок из
прочитанного
Слайд 3Я писал этот рассказ в надежде,что преподанные мне в свое время
уроки лягут на душу как маленького,так и взрослого читателя.
В.Г.Распутин.
Слайд 4Среди первых рассказов писателя – «Василий и Василиса», «Рудольфио» и «Встреча».
С этими произведениями он и отправился в Читу, на собрание молодых литераторов. Среди руководителей там оказались такие талантливые прозаики, как Виктор Астафьев, Антонина Коптяева и Владимир Чивилихин.
Валентин Григорьевич Распутин один из немногих русских писателей, для которых Россия – не просто географическое место, где он появился на свет, а Родина в самом высоком и наполненном смысле этого слова. Ещё его называют «певцом деревни», колыбели и души Руси.
Будущий прозаик родился в сибирской глубинке – посёлке Усть-Уда. Тут, на таёжном берегу могучей Ангары, Валентин Распутин рос и мужал. Когда сыну исполнилось 2 года, родители переехали жить в деревню Аталанка.
Учиться Валентину Распутину пришлось в посёлке Усть-Уда, за полсотни километров от деревни, где он жил. В Аталанке имелась только начальная школа.
В будущем писатель отобразил свою жизнь этого сложного периода в замечательном и удивительно правдивом рассказе «Уроки французского».
Несмотря на трудности, парень учился хорошо. Он получил аттестат с отличием и без труда поступил в Иркутский университет, выбрав филологический факультет.
Слайд 6В рассказе «Уроки французского» В. Г. Распутин повествует о мужестве мальчика,
сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице. Герой один в чужой стороне, он постоянно голоден, но все равно ни за что не склонится ни перед Вадиком, ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра. В мальчике сочетаются светлая веселая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей и недетские серьезные размышления о бедах, принесенных войной
Слайд 7Из истории создания рассказа
Произведение посвящено учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой.
Это была мудрая,добрая,нестареющая
женщина,много лет проработавшая в школе.
Рассказ впервые опубликован в 1973 году в газете «Советская молодежь»,в номере памяти А.Вампилова.
Анастасия Прокопьевна-его мать.
Слайд 8Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и
в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.
Слайд 9Лидия Михайловна Молокова -прототип героини Распутина
"Лидия Михайловна, как и в рассказе,
всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение...
Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.
Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
Слайд 11Главный герой рассказа
( Михаил Егоров)
кадр из фильма.
Слайд 12Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий
диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.
Слайд 15Тема и идея рассказа
Тема произведения – жизнь в послевоенные годы.
Идея
рассказа «Уроки французского»: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.
Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает.
Слайд 16Вывод в конце урока
Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
Слайд 17Домашнее задание
Создаем синквейн
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения,
состоящего из 5 строк.
Правила построения синквейна
Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!