Слайд 2В поселке Чуш его звали вежливо и чуть заискивающе – Игнатьичем.
Был он старшим братом Командора и как к брату, так и ко всем остальным чушанцам относился с некой долей снисходительности и превосходства, которого, впрочем, не выказывал, от людей не отворачивался, напротив, ко всем был внимателен, любому приходил на помощь, если таковая требовалась, и, конечно, не уподоблялся брату, при дележе добычи не крохоборничал.
Слайд 3Упускать такого осетра нельзя. Царь-рыба попадается раз в жизни, да и
то не всякому Якову.
Игнатьич вздрогнул, нечаянно произнеся, пусть и про себя, роковые слова – больно уж много всякой всячины наслушался он про царь-рыбу, хотел ее, богоданную, сказочную, конечно, увидеть, изловить, но и робел. Дедушка говаривал: лучше отпустить ее, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать об ней, искать ее. Но раз произнеслось, вырвалось слово, значит, так тому и быть, значит, брать за жабры осетрину, и весь разговор! Препоны разорвались, в голове, в сердце твердость – мало ли чего плели ранешные люди, знахари всякие и дед тот же – жили в лесу, молились колесу…
Слайд 4«А-а, была не была!» – удало, со всего маху Игнатьич жахнул
обухом топора в лоб царь-рыбу и по тому, как щелкнуло звонко, без отдачи гукнуло, догадался – угодило вскользь. Надо было не со всей дурацкой силы бить, надо было стукнуть коротко, зато поточнее. Повторять удар некогда, теперь все решалось мгновениями. Он взял рыбину крюком на упор и почти перевалил ее в лодку. Готовый издать победный вопль, нет, не вопль – он ведь не городской придурок, он от веку рыбак, просто тут, в лодке дать еще разок по выпуклому черепу осетра обухом и рассмеяться тихо, торжественно, победно.
Слайд 5«Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не
по руке она мне!» – слабо, без надежды взмолился ловец. Икон дома не держал, в бога не веровал, над дедушкиными наказами насмехался. И зря. На всякий, на хоть бы вот на такой, на крайний случай следовало держать иконку, пусть хоть на кухоньке, в случае чего – на покойницу мать спереть можно было – оставила, мол, завещала…
Слайд 6«Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не
скажу!» – молвил ловец, и ему сделалось легче. Телу – оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе – от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения.
Слайд 7Вывод: покорение и завоевание природы приводит к ее гибели, т.к. природу
надо знать, чувствовать, мудро использовать ее законы, но не бороться с ней.
Автор развенчивает тезис «человек – царь природы».
В природе все связано: нарушив равновесие одной части, нарушаешь всё целое.
Нельзя варварски относиться к природе, нельзя ее эксплуатировать, ведь природа – это дом, в котором живут люди, животные, растения.
Слайд 8Экологические и нравственные проблемы в рассказе В.Астафьева тесно связаны.