Слайд 1УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ
ПО РАССКАЗУ
Ивана Сергеевича ТУРГЕНЕВА
«ЖИВЫЕ МОЩИ»
Слайд 3«Живые мощи» –произведение с незамысловатым сюжетом,
но довольно сложным
религиозно-философским
содержанием
Слайд 5 Очерк «Живые мощи» (1874 год) занимает особое место
в цикле «Записки охотника». Чем старше становился И. С. Тургенев, тем более глубоко постигал он
духовное содержание жизни человека.
В рассказе автор воплощает одну из основных триад христианства:
тело – душа – дух,
которая определяет духовное состояние русского народа.
Слайд 6Тема урока: «От телесного и душевного к духовному»
Слайд 7ЦЕЛЬ УРОКА:
проследить, как проходят герои путь от телесного –
к душевному –
и далее к духовному
Слайд 8 О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьёшься
на пороге
Как бы двойного бытия!..
Так, ты - жилище двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духов…
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
Ф. Тютчев
Слайд 9Ключевые слова:
душа
сердце
двойное бытие
два мира
душа
Христос
Сердце - Душа → Христос
(основная триада христианства: тело – душа –дух)
Слайд 10 Особенности рассказа
рассказ «Живые мощи»
интересен тем, что в нём не поднимаются социальные проблемы, всегда волновавшие писателя, но с удивительной точностью изображается народный тип. И. С. Тургенев приподнимает завесу с великой русской души. Весь рассказ пропитан духом и колоритом русского народа. Неслучайно эпиграф взят из стихотворения Ф.Тютчева, с необычайной поэтической силой воспевшего русский многострадальный народ.
Слайд 12ВЫВОД: «долготерпенье»
стало отправной точкой
постижения автором
духовной самобытности
русского
православного человека
Слайд 13Заглавие как ключевое понятие всего рассказа
Лингвистический комментарий
1. Мощи – высохшие
останки людей, считаемые церковью святыми.
Живые мощи – перен.: о больном , очень исхудалом человеке.
толковый словарь С.И.Ожегова
2. Мощи – нетленное тело угодника Божьего.
толковый словарь В.И.Даля
3. Мощи – останки людей, считаемые церковью святыми. Заимств. из ст.-слав. языка: МОШТЬ – «сила» (во мн. ч.) Буквально «силы, способные совершать чудеса»
этимологический словарь Н.М.Шанского
Слайд 14Оксюморон – сочетание несочетаемого
Слайд 15 Добродетель –
деятельное добро, делание добра, способность человека совершать добро, устойчивое
и постоянное качество его душевной жизни. Спонтанно совершать добро могут многие люди, добродетельные же отличаются тем, что они совершают добро постоянно – в любых жизненных обстоятельствах и независимо от внутреннего самочувствия, от подъёма
или спада душевной энергии
Слайд 17Работа с текстом Приём контраста
начало повествования «Сухой рыбак и мокрый охотник…»
Рассказчик
Лукерья
Охотник (свободное времяпровождение, свободное перемещение в пространстве)
«Для охотника дождь – сущее бедствие…»
«Ах, как было хорошо на вольном воздухе, под ясным небом, где трепетали жаворонки, откуда сыпался серебряный бисер их звонких голосов! …и песни их казались орошёнными росою».
Неподвижная Лукерья–мумия
«А беда такая стряслась! Да вы не побрезгуйте, барин, не погнушайтесь несчастьем моим…»
плетёный сарайчик: «темно, тихо, сухо», «голос, слабый, медленный и сиплый, как шелест болотной осоки».
Слайд 18Эмоциональное состояние рассказчика
Синонимы: удивление – ошеломление - изумление – оцепенение –ужас
– жалость несказанная – удивление
Слайд 19 1-ое потрясение рассказчика –
телесная немощь Лукерьи.
«Это, однако же,
ужасно, твоё положение!»
Исходным толчком потрясения является двойная противоположность двух телесных состояний:
1) РАССКАЗЧИКА и ЛУКЕРЬИ
2) ЛУКЕРЬИ (до болезни) и ЛУКЕРЬИ (которую он видит)
Слайд 20РАССКАЗЧИК И ЛУКЕРЬЯ
Постепенно внимание рассказчика обращается
к внутренней жизни героини
- И так ты всё лежишь да лежишь?
- Кто же за тобой ходит? Присматривает кто?
- И нескучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья?
- Хочешь, я распоряжусь: тебя в больницу перевезут, в хорошую городскую больницу?
В вопросах – сочувствие, желание помочь
Слайд 21РАССКАЗЧИК И ЛУКЕРЬЯ
2-ое потрясение рассказчика –
пение Лукерьи
ДО
«Мысль, что это полумёртвое существо готовится запеть, возбудило во мне невольный ужас»
ПОСЛЕ
«Уже не ужас чувствовал я: жалость несказанная стиснула мне сердце»
Слайд 22 Рассказчик
Вывод. Радостно-земное (телесное) восприятие жизни
переходит в эмоционально-чувственное
(душевное)
Слайд 24Лукерья
Почти с самого начала повествования о Лукерье автор начинает вводить
- отдельными чёрточками, отдельными деталями – то, что постепенно раскрывается как
связь душевного и духовного
Слайд 25 ОСНОВНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СРЕДСТВО
СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ЛУКЕРЬИ:
Диалог
биография сила христианское характера мировоззрение и
духовные идеалы
Слайд 26Трагедия Лукерьи
До болезни
«хороводы водила», «запевалой была», «первая красавица во
всей … дворне», «высокая, полная, белая, румяная, хохотунья, плясунья, певунья», «коса … до самых колен», «умница Лукерья, за которой ухаживали все молодые парни…»
Во время болезни
«голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать ни взять икона …», «лицо не только не безобразное, даже красивое, - но страшное, необычайное», «выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых волос»
Слайд 27 Как рассказывает Лукерья о себе?
«рассказ вела почти весело, без охов и
вздохов, нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие…»
«одна рука действует…»
«девочка-сиротка приходит, … странница заходит…»
ЧТО ГОВОРИТ О ВАСИЛИИ ПОЛЯКОВЕ?
«человек молодой, не оставаться же ему холостым, жену себе нашёл хорошую, добрую, и детки у них есть. Очень ему хорошо – и слава Богу»
Слайд 28 ЖИЗНЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ЛУКЕРЬИ
«иным ещё хуже бывает»;
«не думать, а пуще
того - не вспоминать»;
«кто другому помочь может?.. сам себе человек помогай!»
«послал крест Он мне – значит, меня Он любит»
Слайд 29Главные черты характера Лукерьи:
терпение
кротость
смирение
любовь к людям
умение «нести
свой крест»
черты
праведника
Черты характера Лукерьи – национальная особенность русского народа, обусловленная его православной верой. Они восходят к своему высочайшему первоисточнику - Христу
Слайд 30Сон-видение
(то ли снится, то ли видится)
Такие-то у меня бывают сны
удивительные!
Цель жизни христианина – спасение души
Слайд 32 подведём итог
Находясь в состоянии телесной неподвижности, Лукерья оказывается душевно подвижной:
она способна переживать «маленькие» радости не менее остро, чем здоровый, свободный в физических движениях человек (рассказчик).
Чтобы избежать «мысленного» греха, героиня наблюдает за природой, поёт песни, молится…
Со временем Лукерья всё дальше отходит от земного (телесного) , бытового и мелочного (душевного) – и становится ближе к идеальному, естественному и прекрасному (духовному)
Слайд 33 Домашнее задание
Напишите эссе на тему сегодняшнего разговора: «Какие чувства вызывает рассказ
И.С. Тургенева «Живые мощи»
Слайд 34 Литература
1. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. в 30-ти томах. Сочинения,
т. 3. М., «Наука», 1979 г.
2. Тютчев Ф.И. Стихотворения. М., 1986. – 168 с.
3. Открытый урок по литературе. 5-11 класс: Пособие для учителя: В 2 кн. – Книга 2. Материалы к урокам / Ред.-сост. И.П.Карпов, Н.Н.Старыгина. – М.: Московский Лицей, 2003. – 440 с.
4. http://fb.ru/article/230782/i-s-turgenev-jivyie-moschi- kratkoe-soderjanie-analiz
5.https://yandex.ru/images/search?pos=3&img_url=https%3A%2 F%2Ftr.trendexmexico.com%2Fimages%2Fiskusstvo-i- razvlecheniya%2Fi-s-turgenev-zhivie-moshi-kratkoe- soderzhanieanaliz_2.jpg&text=и+с+тургенев+картинки+к+про изведениям+живые+мощи&rpt=simage&lr=213&source=wiz
Слайд 35Выполнила работу
Андреева Ольга Евгеньевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Семлёвская СОШ
№2
Вяземского района
Смоленской области