Слайд 1
Урок, посвященный 10-летию
Программы ООН
по борьбе с опустыниванием,
по рассказу
А.П.Платонова
«Песчаная учительница»
«Основа жизни – труд».
Учитель русского языка и литературы
«МКОУ Терекли-Мектебская СОШ имени Кадрии» Ногайского района РД Аубекерова Э.Е.
Слайд 2
Период с января 2010
года по декабрь 2020 года - десятилетие ООН, посвящённое пустыням и борьбе с опустыниванием.
Его цель — содействие проведению мероприятий по охране засушливых земель.
Слайд 4 Когда наши потомки увидят пустыню,
в которую мы превратили Землю, какое оправдание они найдут для нас?
Айзек Азимов
Слайд 5Весной степь поражает буйством красок и цветением
Слайд 6Но очень скоро все отцветает…
Слайд 8В 1927 году А.П.Платонов создал рассказ «Песчаная учительница», ставший гимном человеческому
труду и упорству в борьбе с пустыней
рассказе говорится о силе женского характера. Образ молодой учительницы Марии Нарышкиной стал героическим. Она проделала большой путь и была готова сделать еще столько же, ради победы. Таким человеком можно гордиться и ставить его в пример!
Из всех путей, которые ведут к счастью, самые верные –
труд и упорство.
Л. Рейбо
Слайд 10
Действие рассказа Андрея Платонова «Песчаная учительница» происходит в
1920-е годы в маленьком среднеазиатском селе Хошутово. За околицей села начинается самая настоящая пустыня — безжалостная и холодная к людям.
Слайд 11 Миссия главной героини, учительницы Марии
Нарышкиной — нести знания. В условиях, где жила Нарышкина, знания и умение создавать лесополосы, сохранять зеленые насаждения и разводить растения оказались жизненно важными.
«И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю».
Слайд 12
«И уже через год Хошутова было не узнать.
Шелюговые посадки защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов, длинными лентами окружили Хошутово со стороны ветров пустыни и зауютили неприветливые усадьбы».
Слайд 13 «Неужели молодость придется похоронить в песчаной
пустыне среди диких кочевников?...» - думает юная преподавательница. Однако, вспомнив «безысходную судьбу двух народов, зажатых в тиски пустыни» Мария без колебаний принимает решение ехать и учить кочевников.
Слайд 15Как теперь живут жители Хошутова?
Что изменилось в их жизни?
Чему они научились?
Какой
урок они получили?
Каков нравственный смысл рассказа?
Почему учительница Мария Нарышкина сумела одержать победу в борьбе с пустыней?
Слайд 16 Рассказ А.Платонова «Песчаная учительница» учит нас,
как человек может преобразовать природу.
Она не примирилась с пустыней.
Приняла идеи кочевников.
Не изменила себе.
Изменила окружающее общество и природу.
Пожертвовала собой ради спасения своего села.
Слайд 17 … Главное сеять души
в людях…
Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть,
А на сердце и разум придет, а от разума и трудное легким станет.
А.Платонов
Слайд 18Отдала свои молодые годы и всю жизнь на служение людям, добровольно
отказавшись от счастья.
Ввела предмет «Обучение борьбе с песками»
Посадила шелюгу и сосны.
В чем заключается жизненный подвиг героини?
Слайд 19Шелюга, кустарник или деревце из рода ива; то же, что краснотал.
ве́рба
(лат. Sálix) — деревянистое растение; род семейства Ивовые (Salicaceae). В некоторых областях России в повседневной речи используют слово«тальник».
Различные виды ивы называются: ветла, верба, шелюга, ракита (крупные деревья и кустарники)
Слайд 20Какие проблемы поднимает в своем рассказе писатель?
Слайд 21Что можем сделать мы, жители Ногайского района, чтобы остановить опустынивание?
Слайд 22В окрестностях села Калинин Ногайского района
Слайд 24В середине ХХ века работники Ногайского лесного хозяйства сделали очень многое
по борьбе с опустыниванием. Они сажали в степи саксаул и джузгун, создали питомник по выращиванию саженцев этих растений.
На огромных территориях высажены лесополосы, которые служат защитой от ветров и песков, удерживают влагу. Каждый год школьники высаживают большое количество деревьев. Но пока в этой борьбе побеждает все-таки стихия. С каждым годом увеличивается площадь территорий, подверженных опустыниванию.
Слайд 26Джузгун - дерево, способное остановить пустыню
Слайд 28 Вывод:
труд, упорство, молодость и
огромное желание человека изменить мир в лучшую сторону способны творить чудеса, как это сделала героиня рассказа А.Платонова Мария Нарышкина.
Слайд 30
Видимо, пустыни для того и существуют, чтобы люди радовались деревьям.
Пауло Коэльо
…Но пустыня – будущий мир, бояться вам нечего,
а люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево… А.Платонов.