Слайд 1Сценарий
интеллектуально – познавательной игры по литературе
«Угадай произведение»
Слайд 21)Подготовительный этап:
За 3-4 недели учащиеся начинают подготовку к игре:
-повторяют
литературные произведения, фольклорные;
-шьют костюмы литературных персонажей;
-оформляют выставку работ юных художников на литературные темы, готовят декорации к постановке какого – нибудь литературного произведения;
-готовят призы и подарки для награждения.
Слайд 32)Цели:
1. активизировать творческий потенциал детей;
2. развивать познавательную и мыслительную активность;
3. способствовать
расширению литературного кругозора и словаря учащихся;
4. воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
Слайд 43)Оформление:
-портреты писателей, поэтов;
-иллюстрации, поделки, декорации;
-выставка книг;
-презентация;
-эпиграф.
Слайд 54)Ход игры:
1 этап.
Фольклор.
Выбрать любую букву. Дать ответ ( напеть песни, прочитать, инсценировать пословицы и поговорки, загадки, скороговорки, рассказать сказки, былины). Баллы и время даются произвольно организаторами. Это своего рода творческий конкурс.
А) Народные песни.
Б) Пословицы и поговорки.
В) Загадки.
Г) Скороговорки.
Д) Сказки.
Е) Былины.
Русские писатели и поэты.
Выбрать тему ( указаны ниже ).
Назвать нужно авторов и произведения. За каждый правильный ответ 2 балла (можно по - своему оценивать). Играть в течение определённого времени. Кто больше знает? В промежутках игры допускаются инсценировки.
О красоте природы;
О влиянии природы на внутренний мир человека;
Об отношении человека к природе;
проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы;
проблема бездомных животных ;
проблема взаимоотношений между человеком и животными …
Через тернии – к звёздам.
Третий этап более трудный. Участники выбирают цифру по вертикали и горизонтали. Учитель зачитывает текст – участники отвечают. Называют произведение, автора.
Высшая оценка – 5 баллов.
Примечание: Задание «Кто ещё?» (По одному герою, которого называет учитель, назвать ещё героев этого произведения, само произведение и автора. Играть в течение определённого времени.
Задание: Кто? Что? Где? Учитель называет героя. Участники отвечают: кто он? Называют автора и произведение.
Слайд 8
Примерные тексты для заданий третьего этапа.
(Довести их до десяти).
1.(1-10) По портрету:
«...Лицо
<…> горбоносое, вытянутое, подслеповатое…» «…желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки…» «…На нем были новые лапти и онучи…» (И.С.Тургенев « Бежин луг, Илюша)
Егора Полушкина в посёлке звали бедоносцем…
( Б.Васильев « Не стреляйте в белых лебедей)
. «…Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы».
( Э. Хемингуэй « Старик и море)
Слайд 92.(1-10) По описанию природы:
* Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьи.
(Н.А.Некрасов « Мороз, Красный нос»).
Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал Койшаурскую долину. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом…, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья тянется серебряною нитью и сверкает…
(«Герой нашего времени», Лермонтов).
Ну, всё небо обложило. Ровно шапкой так и накрыло. Эко, братец ты мой, точно клубок туча – то вьется, ровно что в ней там живое ворочается. А так на нас и ползёт, так и ползёт, как живая.
(А.Н.Островский « Гроза»).
Слайд 103.(1-10) По действиям и поступкам:
Но случилось горе – и собака осталась
одна, хотя и среди людей, и отправилась на поиски любимого хозяина…
( Г.Н.Троепольский « БелыйБим Чёрное ухо»)
..В горностая-белку обратясь, К тростникам помчался Игорь-князь, И поплыл, как гоголь по волне, Полетел, как ветер, на коне. ( « Слово о полку Игореве»)
Было только один раз вроде пробуждения от жадности: она вдруг поняла, что где-то сошла с тропы.
( М.М.Пришвин ( « Кладовая солнца)
Слайд 114.(1-10) Кто ещё?
Ваня Малявин
( дед, ветеринар… Паустовский « Заячьи лапы)
. Дарья Пинигина ( Павел, Андрей Пинигины, Настасья и Егор – соседи Пинигиной; В. Распутин « Прощание с Матёрой)
. Три гордые пальмы( ручей, караван ; Лермонтов « Три пальмы»)
Слайд 125.(1-10) Кто? Что? Где?
Настя и Митраша – дети-сироты
(Пришвин «Кладовая солнца»)
Маша – дочь Ивана Кузьмича
(Пушкин «Капитанская дочка»)
Слайд 13Далее подсчитываются баллы и определяются победители.
Можно провести супер-игру с сильнейшими.
Слайд 14Фотографический проект на тему:
«Едва ли есть высшее из наслаждений как
наслаждение творить». (Работа посвящена 205 – летию со дня рождения Н.В.Гоголя)
Жизнь в сравнении.
Слайд 15Автор снимков: Кудряшова Марина Александровна, МБОУ «Байгуловская СОШ» Козловского района
Чувашской
Республики, 8 класс
Слайд 16 Цели и задачи:
Способствовать творческому подходу в изучении литературы и проведении
внеклассных мероприятий;
Своей идеей активизировать учебный и творческий потенциал слабоуспевающих и двоечников;
3) Формировать ассоциативное мышление, умение видеть связь времён в литературе и в жизни;
4) Осуществлять связь художественной литературы с воспитательной деятельностью школы;
5) Воспитывать друг в друге интерес и любовь к художественной литературе и литературным героям.
Слайд 17Какими были пути решения поставленных целей и задач?
Слайд 18Аннотация
Фотографический проект «Жизнь в сравнении» включает в себя серию фотографий, сделанных
в 2014 году. Работа началась в феврале месяце во время недели русского языка и литературы. На одном из мероприятий, посвящённых предстоящему юбилею Н. В. Гоголя, были инсценированы отрывки из его произведений. Сам замысел возник с получением Положения о конференции – фестивале творчества обучающихся «EXCELSIOR – 2014». Место съемки: Байгуловская средняя общеобразовательная школа Козловского района. Объект исследования 8 класс. Создавая портреты школьных персонажей, автор старался показать и характер, и поступки, отразить и мысли, и чувства. Снимки создавались в естественной школьной обстановке. Использованы различные цветовые и световые оттенки. Разное фоновое содержание. Например, на 2 – ой и 5 – ой фотографиях – светлый, чтобы ярче выразить переполняющие героев чувства через их позы. На остальных – акцент фотографа делается на изображение мимики и жестов, чтобы показать истинную сущность характеров персонажей.
Слайд 19Проект представляет небольшую иллюстрированную историю из жизни учащихся, ассоциирующуюся с жизнью
героев из повести Гоголя «Шинель» и поэмы «Мёртвые души» . В обоих произведениях есть схожие темы - «маленького человека» и губительной власти над ним чиновничьего мира. На фотографиях автор запечатлел те же проблемы, только с позиций школьной жизни. Автор представляет не только свои фотографии, но и фотографические снимки иллюстраций к произведениям. Отсюда и название работы: «Жизнь в СРАВНЕНИИ».
Слайд 20И среди учащихся названного класса есть беспомощные, в силу своего бескорыстия
и старательности становящиеся предметом шуток и насмешек. 1- ая фотография и отражает этот момент.
Слайд 22 Кого-то мучит материальная бедность, он с трудом приобретает вещь, которая
становится для него дорогой, а кого-то мучит стремление заполучить лишние деньги. Об этом рассказывает 2 – ой снимок. Именно таким был Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Гоголя «Шинель».
Слайд 24 Другие одержимы только «слащавой мечтательностью». Своей улыбкой и умилением на
лице, безответственностью и безалаберностью в делах вредят не только себе, но и другим. Таков Манилов из поэмы «Мёртвые души» и такова маниловщина, показанная на фотографии № 3.
Слайд 26Есть и так называемые «исторические личности», у которых ни один день
не обходится без скандалов и драк, лихачества и кутежа. Они беззастенчиво хвастают и обманывают всех. Подтверждение этому – 4 – ая фотография.
Слайд 28 Сытые, сильные и богатые правят миром. «И похоже это на
правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком», - эти слова Гоголя автор относит к 5 – ой фотографии.
Слайд 30Все пять снимков связаны композиционно и идейно и выражают протест против
тех, кто нарушает правила внутришкольного и общественного порядка, порабощает человека материально, духовно, и морально, а также против чинопочитания и подавления в себе личности.
Зрители этих фотографий должны суметь проникнуть в замысел автора и постараться изменить отношение к себе и к окружающим.
Слайд 32Идея фотографического проекта заинтересовала самых ленивых и безразличных учеников
Слайд 35Идея была одобрена учителями Республики на фестивале педагогических идей словесников. Руководитель
проекта Короткова Т.М. стала победителем.