Слайд 1Лавренев
Борис Андреевич
(Сергеев)
( 1891 -1959)
Испепеляющие годы!
Безумье ль в вас, надежды ль
весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в лицах есть.
А. Блок
Слайд 2Борис Андреевич Лавренев был очень красив. Красив не только природной внешностью,
но и своим прекрасным духовным миром. Высокий, суховатый, подтянутый, с большими горящими глазами, благородным седым зачесом, в морском кителе, который он носил чаще гражданского костюма, Борис Лавренев был образцом гармонически развитой личности.
Слайд 3
Родился 5 июля в Херсоне в семье педагога-словесника. Гимназистом
сбежал из родительского дома в Одессу, устроился работать на корабль и ушел в заграничный рейс. Плавал два месяца, пока его не сняли с палубы итальянские карабинеры (позже эти события будут описаны в рассказе "Марина").
Литературный отдел Херсонского краеведческого музея. Мемориальный музей-квартира Б.Лавренева
Начало
творчества
Первые рассказы, стихотворения, рецензии появились в херсонских и московских газетах и журналах. В 1912, будучи студентом юридического факультета Московского университета, впервые под псевдонимом "Борис Лавренев" опубликовал поэтическую легенду о красных маках в альманахе московских символистов "Жатва".
Слайд 5
Во время первой мировой
войны воевал в царской
армии.
Октябрьскую революцию принял; когда началась гражданская война, перешел в Красную Армию, был командиром бронепоезда, воевал в Туркестане,
работал во фронтовой газете.
Слайд 6
В 1924 вышли три повести - "Ветер",
"Звездный цвет" и
"Сорок первый",
сразу сделавшие их автора
известным. За финал
повести "Сорок первый«
Лавренева стали называть
"попутчиком"(стоит ли плакать
над белым офицером?),
постоянно поминая его
непролетарское
происхождение и
недостаточность классового
чутья.
Слайд 7Повести "Седьмой
спутник"
(1927) и "Гравюра
на дереве" (1928) были
посвящены
проблемам
интеллигенции и
культуры.
В 1928 была опубликована драма "Разлом", имевшая большой успех и в течение тридцати лет не сходившая со сцены театров. Лавренев стал создателем нового типа героико-революционной драмы. Эта тема получила развитие в дальнейшем творчестве писателя: героическая драма "Песня о черноморцах" (1943), драма "За тех, кто в море" (1945).
Лавреневу принадлежат публицистические статьи, памфлеты, фельетоны. В 1950 была написана политическая драма "Голос Америки".
Слайд 8
Лавренева привлекают
героические характеры,
стихийно-романтическая
сторона героизма (образ
ветра). В конце 20-х гг.
ведущими в творчестве
становятся темы:
интеллигенция - народ –
революция (повесть
"Седьмой спутник", 1927)
и судьбы культуры и искусства
(повесть"Гравюра на дереве",
1928).
Проза Лавренева драматична
(острая сюжетность, раскрытие
характеров в непосредственном действии).
Слайд 9
Лавренев писал: "Мне посчастливилось жить в эпоху великих социальных сдвигов, наблюдать
крушение старого мира и рождение нового. Вспоминая пережитое, я всегда повторяю чудесные строки Тютчева:
"Блажен, кто посетил сей мир
В минуты роковые".
Слайд 10 "Сорок первый" (1924г.)
История героев демонстрирует всю несовместимость войны
и насилия с человеческим счастьем, самой человеческой природой. В данном произведении раскрыта пора великих исторических испытаний, которые столкнули интеллигенцию с жизненной драмой исторического развития России.
Слайд 11
По пескам Средней Азии движется отряд красноармейцев. На боевом счету у
лучшего стрелка отряда Марютки сорок убитых белогвардейцев. В последней перестрелке взят в плен поручик Говоруха-Отрок. Он станет сорок первым в ее послужном списке, а пока они, один на один, остаются в пространстве песка, неба, моря и сильных противоречивых чувств.
В рассказе Б.Лавренева “Сорок
первый” показан гвардии
подпоручик Говоруха-Отрок,
которого жестокая война не
сломила. Он всегда держался с
достоинством, характерным для
военного человека из
интеллигентной семьи. И даже
когда красноармейцы вместе с
подпоручиком “карабкались” по
барханам , красноармейцы шли “ спотыкаясь, качаясь от ветра”, один
поручик шел
прямо, спокойно. Когда Евсюков спросил у него “двужильный
ты что ли?”, он ответил: “ Не поймешь. Разница культур.
У тебя тело подавляет дух, а у меня дух владеет телом. Могу приказать себе не страдать.”
Слайд 13
На дикий остров, судьбой забрасываются мужчина и женщина— враги, потерпевшие аварию
на море в сильный шторм. Время и условия заброшенности, отсутствие людей сближают их, но когда наступает момент решительной проверки, женщина убивает врага-мужчину, любя его.
Слайд 14
Все необычно – экзотика пустыни и таинственного острова. Даже жанр необычен:
повесть, рассказ, роман, новелла? Скорее всего, это революционно-романтическая новелла. Тема актуальна для 20-х годов – любовь и революция. Полюбить своего классового врага! Как страшно звучала эта мысль в те далекие годы!
Слайд 15
Необычна обстановка на острове: никого нет, сплошная гармония с природой, и
вдруг – любовь. Необычно и то, что у двух, ненавидящих друг друга людей, вспыхивают взаимные чувства любви и признательности…
Такое ощущение, что сам Господь Бог помогал им и в пустыне, и в море, и на острове – очень четко видно, что судьба их сводит в любой ситуации .
Слайд 16
Марютку нельзя обвинять в убийстве любимого человека, она не виновата в
том, что ей пришлось убить того, за которого она бы сама отдала жизнь. Виной же трагедии является то, что они – “дети страшных лет России”, и читатель должен понять это .
Слайд 17
Марютка счастлива выполненным долгом, но глубоко несчастна как человек. Эта мысль
произведения «Сорок первый» была гуманной, во многом новаторской, звала людей к активному преобразованию жизни
на принципах свободы и равенства, братства и справедливости
Слайд 18
Среди жемчужин не только отечественной, но и мировой прозы
нетленной красотой сияет небольшая повесть «Сорок первый». По ней ставились и ставятся фильмы, повесть эта — частый гость телевизионных экранов: десятки раз инсценированная, она пленяет все новые и новые зрительские и читательские поколения, потому что острая, захватывающая интрига соединена в ней с четким революционным замыслом
Слайд 19
«Сорок первый» — творение большого ума, несущее на своих страницах новую
мысль, новую эстетику. Во имя конечного торжества дела революции убивает красный боец Марютка своего возлюбленного — белого офицера Говоруху-Отрока, торжествует долг, погибает любовь. И писатель печалится, повесть его окрашивается в скорбные трагические тона. Писатель печалится потому, что любовь в мире людей не должна погибать. Она нуждается в таком справедливом устройстве жизни, чтобы ее не душили антагонистические конфликты, чтобы не были в страшном, непримиримом разладе долг и чувства — вековые враги буржуазной действительности.
Слайд 20Последний период жизни
Б.А. Лавренев провел в Москве.
7
января
1959 года
в Москве
Б.Лавренев
скончался.