Презентация, доклад по литературе на тему Творческий путь К. Бальмонта

Содержание

Краткая биография Дом в селе Гумнищи Владимирской губернии Шуйская гимназия

Слайд 1Константин Бальмонт

Константин Бальмонт

Слайд 2Краткая биография
Дом в селе Гумнищи Владимирской губернии
Шуйская гимназия

Краткая биография Дом в селе Гумнищи Владимирской губернии Шуйская гимназия

Слайд 3сборники

сборники

Слайд 4Константин Дмитриевич Бальмонт как представитель русского символизма
«Вот основные черты символической поэзии:

она говорит своим особым языком, и этот язык богат интонациями; подобно музыке и живописи, она возбуждает в душе сложное настроение, — более чем другой род поэзии трогает наши слуховые и зрительные впечатления.», - Константин Бальмонт
Константин Дмитриевич Бальмонт как представитель русского символизма«Вот основные черты символической поэзии: она говорит своим особым языком, и

Слайд 5«Горящие здания»
В 1900 году появилась его книга "Горящие здания", утвердившая имя

поэта и прославившая его.
«Горящие здания»В 1900 году появилась его книга

Слайд 6«будем как солнце»
Это был взлет Бальмонта, его творчества. Он был закреплен

"книгой символом" - "Будем как солнце" (1903). Эпиграфом к книге выбраны строки из Анаксагора: "Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце".
Поэт декларировал свою полную свободу от предписаний. В его стихах бьет ключом радость бытия, звучат гимны весне. Во всем Бальмонту важно было почувствовать явное или скрытое присутствие солнца:
Я не верю в черное начало, Пусть праматерь нашей жизни ночь, Только солнцу сердце отвечало И всегда бежит от тени прочь.
Тема Солнца в его победе над Тьмой прошла через все творчество Бальмонта.

«будем как солнце»Это был взлет Бальмонта, его творчества. Он был закреплен

Слайд 7Стихийность творчества
Он декларировал стихийность творчества, необузданность, произвольность, полную отрешенность от правил

и предписаний, от классической меры. Мера поэта, полагал он, — безмерность. Его мысль — безумие. Романтически мятежный дух поэзии Бальмонта отражается в его стихах о природных стихиях. Серию своих стихотворений он посвящает Земле, Воде, Огню, Воздуху.
Огонь очистительный, Огонь роковой, Красивый, властительный, Блестящий, живой!
Так начинается «Гимн огню». Поэт сравнивает мирное мерцание церковной свечи, полыханье пожара, огонь костра, сверканье молнии. Перед нами разные ипостаси, разные лики огненной стихии. Древняя тайна огня и связанные с ним ритуалы увлекают Бальмонта в глубины истории человечества.
Далее мы погружаемся в иную стихию. Вот перед нами «Воззвание к океану».

Стихийность творчестваОн декларировал стихийность творчества, необузданность, произвольность, полную отрешенность от правил и предписаний, от классической меры. Мера

Слайд 8Мимолетность Бальмонта
Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолетности я влагаю

в стих. В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры.

Мимолетность БальмонтаЯ не знаю мудрости, годной для других, Только мимолетности я влагаю в стих. В каждой мимолетности

Слайд 9«Индийский мотив»
Как красный цвет небес, которые не красны. Как разногласье волн, что

меж собой согласны, Как сны, возникшие в прозрачном свете дня, Как тени дымные вкруг яркого огня, Как отсвет раковин, в которых жемчуг дышит, Как звук, что в слух идет, но сам себя не слышит, Как на поверхности потока белизна, Как лотос в воздухе, растущий ото дна, —  Так жизнь с восторгами и блеском заблужденья Есть сновидение иного сновиденья.

«Индийский мотив»Как красный цвет небес, которые не красны. Как разногласье волн, что меж собой согласны, Как сны,

Слайд 10 Я — изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты — предтечи, Я

впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны.

Бальмонт продолжает в русской поэзии линию, получившую свое классическое выражение у Фета. Бальмонт ставил в заслугу своему предшественнику именно то, что тот установил точное соответствие между мимолетным ощущением и прихотливыми ритмами.

Я — изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты — предтечи, Я впервые открыл в

Слайд 11Бальмонт признается в своей любви к самому русскому языку.
Язык, великолепный наш

язык! Речное и степное в нем раздолье, В нем клекоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. В нем воркованье голубя весной, Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше. Березовая роща. Свет сквозной. Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Бальмонт признается в своей любви к самому русскому языку. Язык, великолепный наш язык! Речное и степное в

Слайд 12Музыка все захлестывает, все заливает у Бальмонта. Вслушаемся в звуки его

стихов: Между скал, под властью мглы, Спят усталые орлы. Ветер в пропасти уснул, С моря слышен смутный гул.

Иннокентий Анненский писал: "В нем, Бальмонте, как бы осуществляется верленовский призыв: музыка прежде всего".
Бальмонт был эвфонически высоко одарен. Его называли "Паганини русского стиха". Но аллитеративность Бальмонта подчас навязчива. В пору появления поэта, в конце прошлого века, эта стихотворная музыка казалась откровением и высоким стихотворным мастерством. Однако уже Блок писал, что "Бальмонт и вслед за ним многие современники вульгаризировали аллитерацию". Отчасти он был прав.

Музыка все захлестывает, все заливает у Бальмонта. Вслушаемся в звуки его стихов: Между скал, под властью мглы,

Слайд 13антиправительственные выступления поэта
«Маленький султан»
То было в Турции, где совесть —

вещь пустая. Там царствует кулак, нагайка, ятаган, Два-три нуля, четыре негодяя И глупый маленький султан.
Так начинается это знаменитое стихотворение. На правящих нулей, негодяев и маленького султана "нахлынули толпой башибузуки". Они рассеялись. И вот избранники спрашивают поэта: как выйти "из этих темных бед"?
И тот собравшимся, подумав, так сказал: "Кто хочет говорить, пусть дух в нем словом дышит, И если кто не глух, пускай он слово слышит, А если нет, — кинжал!"

антиправительственные выступления поэта «Маленький султан»То было в Турции, где совесть — вещь пустая. Там царствует кулак, нагайка,

Слайд 14Тоска по россии и смерть
В 1920 году Бальмонт ходатайствует о разрешении

ему поездки за границу. В 1921 году он уезжает с семьей в командировку сроком на год. Но этот год продлился двадцать один год, до конца жизни. Бальмонт стал эмигрантом.
Тоска Бальмонта по России бесконечна. Она выражена в письмах: "Я хочу России... Пусто, пусто. Духа нет в Европе". О ней говорится в стихах:
Мой дом, мой отчий, лучших сказок няня, Святыня, счастье, звук — из всех желанный, Заря и полночь, я твой раб, Россия!
Умер Константин Дмитриевич Бальмонт в оккупированном гитлеровцами Париже 24 декабря 1942 года,

Тоска по россии и смертьВ 1920 году Бальмонт ходатайствует о разрешении ему поездки за границу. В 1921

Слайд 15В статье "О лирике" Александр Блок написал: "Когда слушаешь Бальмонта —

всегда слушаешь весну".

При всем многообразии тем и мотивов в его творчестве, при желании передать всю гамму чувств человека, Бальмонт по преимуществу все-таки поэт весны, пробуждения, начала жизни, первоцвета, духоподъемности. Вот одни из последних строк Бальмонта:
Потухли в бездне вод все головни заката, На небе Зодчий тьмы вбивает гвозди звезд. Зовет ли Млечный Путь в дорогу без возврата? Иль к Солнцу новому уводит звездный мост?
В сердце старого поэта на мгновенье возник образ смерти - дороги "без возврата", но тут же его перебил другой образ - звездного моста, уводящего к Солнцу. Так прочерчивается волнистая линия пути человека и поэта.
 

В статье

Слайд 16Спасибо за внимание!
Конец

Спасибо за внимание!Конец

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть