Презентация, доклад по литературе на тему Стихотворные размеры

Содержание

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором

Слайд 1Стихотворные размеры. Рифмы. Типы рифмовки.
Тихонова А.А.
ГБОУ школа №555 «Белогорье»

Стихотворные размеры. Рифмы. Типы рифмовки.Тихонова А.А.ГБОУ школа №555 «Белогорье»

Слайд 2Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания

двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк.
В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично

Слайд 3Стопа - это группа слогов, на один из которых падает ударение.

Стихотворных размеров в русском стихосложении пять:
два двусложных и три трехсложных.
Двусложные - это когда в стопе два слога,
трехсложные - когда, соответственно, три.
Стопа - это группа слогов, на один из которых падает ударение.  Стихотворных размеров в русском стихосложении

Слайд 4Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге. Ямб - двусложный

размер с ударением на втором слоге.

Введем следующие обозначения:
` - ударный слог,
_ - безударный слог. Тогда
хорей будет выглядеть так: | ` _ |,
а ямб - вот так: | _ ` |.

Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге. Ямб - двусложный размер с ударением на втором

Слайд 5Дактиль - вот так: | ` _ _ |.
Запомнить легко: дактиль

- в переводе с греческого - "палец".
Правда ведь, похоже: три фаланги, на первой ноготь, - как три слога, первый отмечен ударением.
Анапест ("перевернутый, отраженный" - даже и звучит по-русски, как "палочка (пестик) наоборот") выглядит так: | _ _ ` |.
Амфибрахий ("окруженный") - | _ ` _ |.
Дактиль - вот так: | ` _ _ |.Запомнить легко: дактиль - в переводе с греческого -

Слайд 6В работе над любым сочинением, связанным с анализом поэтического текста, требуется

проанализировать стихотворный размер.

Почему это так важно?
Потому, что в поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма - то есть ритм, звучание, музыка стихотворения, которая, собственно, само стихотворение и образует.
Самое-самое главное - это не просто определить размер, а сказать в своем сочинении о том, что этот размер вносит в стихотворение. Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха,
хорей напевен и нежен (хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж).
Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их и предпочитал Некрасов).
В работе над любым сочинением, связанным с анализом поэтического текста, требуется проанализировать стихотворный размер.Почему это так важно?Потому,

Слайд 7Лингвистический эксперимент. - Сравните два исполнения строфы из стихотворения
М.Ю. Лермонтова «Три

пальмы». Первое чтение: Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий. Одежду их сорвали малые дети, Изгублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем.
- Какие слова звучат непривычно, так мы их обычно не произносим?
Второе чтение:
(Читаем эту строфу, соблюдая нормативное ударение: «по корням», «сорвали», «до утра»).
- Что изменилось?

Стихотворение расползается, теряется его энергетика, ритм.
Значит, ритм – важнейший атрибут стихотворения.

Лингвистический эксперимент. - Сравните два исполнения строфы из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».   Первое чтение:

Слайд 8Опорная схема Ключевые слова для каждого из пяти стихотворных размеров содержатся в

такой таблице: ОПОРНАЯ СХЕМА ХОЛОД, крепкий, ХОРЕЙ ЯНВАРЬ метет, ЯМБ ДАШЕНЬКА ДАКТИЛЬ В АПТЕКЕ АМФИБРАХИЙ АНАНАС берет АНАПЕСТ Сразу же оговоримся, что ананасы в аптеке не продаются, но для опорной схемы важно не жизнеподобие, а удобство запоминания.
Опорная схема Ключевые слова для каждого из пяти стихотворных размеров содержатся в такой таблице:  ОПОРНАЯ СХЕМА

Слайд 9Анна Ахматова – дактиль


Марина Цветаева – амфибрахий



Николай Гумилев - анапест

Анна Ахматова – дактиль Марина Цветаева – амфибрахий Николай Гумилев - анапест

Слайд 10Ситуация: Мальчик Саня принес в школу ужа, чтоб попугать девочек. Девочки

испугались, а потом, объединившись, надрали шутнику уши. Рифмы: Саня – в кармане Раздался – остался
Ситуация: Мальчик Саня принес в школу ужа, чтоб попугать девочек. Девочки испугались, а потом, объединившись, надрали шутнику

Слайд 11Хорей: Умудрился в школу Саня Принести ужа в кармане. Страшный вопль вдруг раздался

– Чуть живой герой остался.

Ямб : Решил сегодня Саня Таскать ужа в кармане, Ужонка настоящего, Красивого, блестящего, Такой тут вопль раздался – Едва живой остался!

Дактиль: Странный такой человек этот Саня: Он умудрился ужонка в кармане В класс принести. Крик истошный раздался. Чуть наш герой без ушей не остался.

Амфибрахий: Вчера насмешил нас до слез этот Саня: Ужа притащил он тихонько в кармане. Неистовый вопль по всей школе раздался, Чуть Санечка наш без волос не остался.

Анапест: Приходил как-то раз в школу Саня, Приносил он ужонка в кармане. Тут такой вопль истошный раздался – Чуть заикой Санек не остался

ВЫВОД: Одно и то же содержание можно передать в разных стихотворных размерах.

Хорей: Умудрился в школу Саня Принести ужа в кармане. Страшный вопль вдруг раздался – Чуть живой герой

Слайд 12Мужская
Стих оканчивается ударным слогом: Духовной жаждою томим
Женская
Стих оканчивается одним безударным слогом: В пустыне

мрачной я влачился

Дактилическая
Стих оканчивается двумя подряд безударными слогами: По вечерам, над ресторанами…

Рифмы мужские, женские, дактилические

МужскаяСтих оканчивается ударным слогом:  Духовной жаждою томимЖенскаяСтих оканчивается одним безударным слогом:  В пустыне мрачной я

Слайд 13Слог последний витязь мой
Рифмою сразил мужской.
Предпоследний слог принцессой
Рифмой заколдован женской.
Дальний, третий,

героически
Рифмой связан дактилической.
Слог последний витязь мойРифмою сразил мужской.Предпоследний слог принцессойРифмой заколдован женской.Дальний, третий, героическиРифмой связан дактилической.

Слайд 14В зависимости от расположения строк в стихотворении различают следующие виды рифм:

параллельную, перекрестную и опоясывающую.

Параллельная рифма - рифмуются первая и вторая, третья и четвертая строки. Такую рифму еще называют смежной, парной. Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик… Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. (А. Барто)

Перекрестная рифма - рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки: Белеет парус одинокий В тумане моря голубом Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)

Опоясывающая рифма - рифмуются первая и четвертая, вторая и третьи строки: Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой С протяжным отзывом долины. (Е. А. Баратынский)

В зависимости от расположения строк в стихотворении различают следующие виды рифм:  параллельную, перекрестную и опоясывающую. Параллельная

Слайд 15Смежная - рифмовка смежных стихов: первое со вторым, третье с четвертым,

пятое с шестым и т.д. ааББ
По небу полуночи ангел летел (а) И тихую песню он пел; (а) И месяц, и звезды, и тучи толпой (Б) Внимали той песне святой.; (Б)
Кольцевая - первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей. аББа
Любовь и дружество до вас (a)
Дойдут сквозь мрачные затворы, (Б) Как в ваши каторжные норы (Б)
Доходит мой свободный глас. (a)  
Перекрёстная - первая строка рифмуется с третьей, а вторая с четвертой. аБаБ
О милых спутниках, которые наш свет (а) Своим сопутствием для нас животворили, (Б) Не говори с тоской: их нет; (а) Но с благодарностию: были. (Б)
Смежная - рифмовка смежных стихов: первое со вторым, третье с четвертым, пятое с шестым и т.д. ааББПо небу

Слайд 16Домашнее задание

Домашнее задание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть