Цели урока
Урок –
панорама
Борьба между акмеизмом и символизмом…есть
прежде всего борьба за этот мир, звучащий,
красочный, имеющий формы, вес, время..
С.Городецкий
Все, все мы, несмотря на декаденство, символизм, акмеизм и прочее, прежде всего русские поэты
Николай Гумилёв.
План урока
«На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme — высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме.
Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм»
Николай Гумилев «Наследие символизма и акмеизм»
Михаил Кузмин. О прекрасной ясности.1910
Осип Мандельштам. "Утро акмеизма"
Сергей Городецкий. «Некоторые течения в современной
русской литературе»
Теоретики акмеизма
Знаменитая башня В.Иванова – квартира
на ул. Таврической на последнем этаже в
угловой башне
Л. Д. Зиновьева-Аннибал и Вяч. Иванов
Сомов К. А.
Портрет Вяч. Иванова (1906)
В октябре 1911 года слушатели «Башни» основали
новое литературное объединение “Цех поэтов”.
“Цех” был школой профессионального мастерства,
А руководителями его стали молодые поэты
Н.Гумилёв и С.Городецкий
Название сборника относит нас к греческой мифологии. Гипербореями назвали людей, живущих в непрерывном празднике. Они были вечно юны и приближены к богам. Когда им надоедала жизнь, они бросались в море и таким образом умирали. Само название сборника есть декларация акмеизма. Строчки Василия Гиппиуса достаточно точно отражали атмосферу «Гипербоея»:
По пятницам в «Гиперборее»
Расцвет литературных роз.
И всех садов земных пестрее
По пятницам в «Гиперборее»
Как под жезлом волшебной феи,
Цветник прельстительный возрос.
По пятницам в «Гиперборее»
Расцвет литературных роз.
«Строить можно только во имя «трех измерений», так как они есть условие всякого зодчества... Строить — значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство. Хорошая стрела готической колокольни — злая, потому что весь ее смысл — уколоть небо, попрекнуть его тем, что оно пусто... Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, какие сами можем построить».
О. Мандельштам «Утро акмеизма», 1910.
Константин Сомов.
Портрет М.А.Кузьмина.
1909
«На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme — высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме.
Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм»
Будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, - и вы найдёте секрет дивной вещи – «прекрасной ясности» - которую назвал бы я «кларизмом».
Михаил Кузмин. О прекрасной ясности.1910
Акмеисты сразу выступили единой группой. Название «Цех поэтов»
было дано в противовес символистам: никакой мистики и таинственности,
поэты – ремесленники, делающие мир зримым
Но камень Тютчева... есть слово. Голос материи в этом неожиданном паденье звучит как членораздельная речь. На этот вызов можно ответить только архитектурой. Акмеисты с благоговением поднимают таинственный тютчевский камень и кладут его в основу своего здания.
О.Мандельштам. "Утро акмеизма"
Основные положения акмеизма в трудах теоретиков
В 1910 году явно обозначился кризис
символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие - в акмеизм.
Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов - Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом - я сделалась акмеисткой
А.Ахматова «Коротко о себе»
Адам
Прости, пленительная влага
И первоздания туман!
В прозрачном ветре больше блага
Для сотворённых к жизни стран.
Просторен мир и многозвучен
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму он поручен,
Изобретателю имён.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн и ветхой мглы –
Вот первый подвиг, подвиг новый –
Живой земле пропеть хвалы.
С.М.Городецкий
«У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё.»
С.М.Городецкий. «Некоторые течения в современной русской литературе»
Парным дождем мутились дали,
И медленней и тяжелей
С курлыканьем на луг спадали
Станицы взмокших журавлей.
Когда ж сошник свой врежет ярко
Пред ночью в тушь кровавый диск,
То кобчики меж сучьев парка
Визгливей поднимают писк.
И в сумерках пугливо-чуток
На лиловатой синеве
Шумливый спуск усталых уток
К болотной молодой траве.
(«Уже за хищной бороною...»)
В своем первом сборнике «Дикая порфира» М. Зенкевич обращается к доисторической жизни земли и человека.
В стихах Зенкевича звучат такие слова, в которых, по его выражению, «как бы застыла железная плоть земли».
М. Зенкевич
«Железная плоть земли» в поэзии М. Зенкевича
А.Л
Да, я любила их, те сборища ночные,-
На маленьком столе стаканы ледяные,
Над черным кофеем пахучий, зимний пар,
Камина красного тяжелый, зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.
5 января 1917, Слепнево
Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
1911
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
Обложка сборника
стихов О.Мандельштама «Камень». 1913 г.
Башни, какие сами можем построить «Строить можно только во имя «трех измерений», так как они есть условие всякого зодчества... Строить - значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство. Хорошая стрела готической колокольни — злая, потому что весь ее смысл — уколоть небо, попрекнуть его тем, что оно пусто...».
О. Мандельштам. «Утро акмеизма», 1910.
«Впоследствии, когда Мандельштам займет твердое место в противостоянии акмеистов символистам, основная контроверза его поэзии изобразится как утверждение "архитектуры" в противовес "музыке" (Л.Аннинский)
«Но люблю мою бедную землю,
Оттого, что иной не видал...»
Ни шороха полночных далей,
Ни песен, что певала мать,
Мы никогда не понимали
Того, что стоило понять.
И, символ горнего величья,
Как некий благостный завет, -
высокое косноязычье
Тебе даруется, поэт.
Н.Гумилев. Восьмистишие
«Высокое косноязычье» Николая Гумилева
Николай Гумилев
Н.Гумилев в своей комнате. Фото 1915
Николай Степанович Гумилёв (1886-1921) родился в Кронштадте. Сын военно-морского инженера, он был воспитан в царскосельском лицее под крылом Иннокентия Анненского. Изучал философию в Петербургском университете и в Париже с 1907 по 1914-й.
Страсть к путешествиям
становится для Гумилёва мощным творческим стимулом: он ездит в Египет и Абиссинию,
Италию и Африку, испытывая глубокий интерес к Востоку, к экзотике дальних стран, к иным
языкам и племенам.
Уже в первом сборнике стихотворений «Путь конквистадоров» (Спб., 1905) очерчен
образ лирического героя Гумилева – одинокого завоевателя, путника, романтика.
Зачем ты говоришь раной,
алеющей так тревожно?
Искусственные румяна и
локон неосторожный.
Мы разно поём о чуде,
но голосом человечьим,
если дано нам будет,
себя мы увековечим.
Протянешь полную чашу,
а я - не руку, а лапу.
Увидим: ангелы пашут,
и в бочках вынуты кляпы.
Слезами и чёрной кровью
сквозь пальцы брызжут на глыбы:
тужеет вымя коровье,
плодятся птицы и рыбы.
И ягоды соком зреют,
и радость полощет очи...
Под облаком, темя грея,
стоят мужик и рабочий.
И этот - в дырявой блузе,
и тот - в лаптях и ряднине:
рассказывают о пузе
по-русски и по-латыни.
В берёзах гниёт кладбище,
и снятся поля иные...
Ужели бессмертия ищем
мы, тихие и земные?
И сыростию тумана
ужели смыть невозможно
с проклятой жизни румяна
и весь наш позор осторожный?
1918, Москва
Нарбут В. И.
Нарбут несколько раз чудом уходил от смерти. Об одном из таких случаев внучка поэта
Т. Р. Нарбут пишет: «...На хутор Хохловка, где семья Нарбутов встречала Новый год (это было 1 января 1918 г.), ворвалась банда анархистов и учинила расправу. Отец Владимира Ивановича успел выскочить в окно и бежал, жена с двухлетним Романом спряталась под стол, а остальных буквально растерзали. Был убит брат Сергей и многие другие обитатели Хохловки. Владимира Ивановича тоже считали убитым. Всех свалили в хлев. Навоз не дал замёрзнуть тяжело раненному В. И. Нарбуту. На следующий день его нашли. Нина Ивановна (жена поэта) погрузила его на возок, завалила хламом и свезла в больницу. У него была прострелена кисть левой руки и на теле несколько штыковых ран, в том числе в области сердца. Из-за начавшейся гангрены кисть левой руки ампутировали». (В кн: Гусман Б., 100 поэтов, Тверь, 1923 )
Трагическая судьба
«Зачем ты говоришь раной…»
Знаменитый Дом Жако в Петербурге, в подвале которого открылось кафе «Бродячая собака»
Артистическое кабаре
«Бродячая собака»
Эмблема кабаре.
Рисунок М.Добужинского
Исторический вход в кафе
«Бродячая собака» . Фото 1992 г
В.И.Шухаев, А.Е.Яковлев.
Автопортреты. (Арлекин и Пьеро)
Райская птица Сирин Середина ХIХ века. Неизвестный художник
Артистическое кафе
«Бродячая собака»
Программа вечера поэтов
1910 года в кафе.
С.Судейкин. Наша жизнь. Среди изображенных:
О.Глебова – Судейкина, М.Кузмин, С.Судейкин. 1915.
Артистическое кабаре
«Бродячая собака»
Натан Альтман.
Портрет Анны Ахматовой. 1914.
Русский музей Петербург.
Светская львица
Паллада Бельская
Тамара Карсавина жар – птица русского балета. Фото 1911
Все закончилось на поэтическом «Вечере пяти» в феврале 1915 года. Заскучавший от выступлений собратьев В. Маяковский вышел на сцену и бросил в толпу свое стихотворение «Вам». Эффект был ошеломительным: истерики, обмороки, продолжительный женский визг. Прибыла полиция, кафе было закрыто и распродано
Футуристы А.Крученых,Д.Бурлюк,
В.Маяковский, Н.Бурлюк, Б.Лившиц
Встреча с художественным театром.1913
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть