Презентация, доклад по литературе на тему Современный урок словесности: традиции и новаторство

Содержание

Вместо вступленияСкажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Дай сделать – и я пойму.Китайская пословицаЦель учителя не наполнить сосуд знаниями, а разжечь в нем огонь познания. Сенека

Слайд 1
Традиции и новаторство

Подготовила Акулина Т.В.
Современный урок словесности

Традиции и новаторствоПодготовила Акулина Т.В.Современный урок словесности

Слайд 2Вместо вступления
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я

запомню,
Дай сделать – и я пойму.
Китайская пословица

Цель учителя не наполнить сосуд знаниями, а разжечь в нем огонь познания.
Сенека
Вместо вступленияСкажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Дай сделать – и я пойму.Китайская

Слайд 3Преподавание литературы и русского языка согласно ФГОС уже СЕГОДНЯ!!!

Преподавание литературы и русского языка согласно ФГОС уже СЕГОДНЯ!!!

Слайд 4Кого учить? Чему учить? Как учить?
Постановка целей
Определение задач
Отбор и систематизация материала
Выбор

методов подачи материала
Моделирование учебной ситуации
Прогнозирование результата

Традиционно ?

Требования, предъявляемые к уроку литературы и русского языка, в принципе, не устарели: триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока, урока литературы в том числе. Однако современная действительность вносит свои коррективы в методику преподавания.

Кого учить? Чему учить? Как учить?Постановка целейОпределение задачОтбор и систематизация материалаВыбор методов подачи материалаМоделирование учебной ситуацииПрогнозирование результатаТрадиционно

Слайд 5Переход от традиционных форм к инновационным

Переход от традиционных форм к инновационным

Слайд 6Принципиальные отличия


Деятельностный подход!
Проблематизация обучения!
Самостоятельный поиск решения!
Значимость решаемых задач!
Преемственность!

Принципиальные отличияДеятельностный подход!Проблематизация обучения!Самостоятельный поиск решения!Значимость решаемых задач!Преемственность!

Слайд 7Метод создания проблемной ситуации
Примеры
5 класс «УНТ»: «Сказка – ложь, да в

ней намёк» или «На что намекает нам русская народная сказка?»
6 класс «А. Грин «Алые паруса»: «Если человек жаждет чуда…»
7 класс «А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»: «Но примешь ты смерть от коня своего»: почему погибает князь Олег?
8 класс «А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: Повесть Пушкина – завещание потомкам.
Метод создания проблемной ситуацииПримеры5 класс «УНТ»: «Сказка – ложь, да в ней намёк» или «На что намекает

Слайд 8Анализ интертекстуальных связей
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»





Проблемные вопросы: Зачем Пушкин использует приём

рассказа в рассказе? Как связаны два сюжета? : В чем трагедия «отцов» в этих двух сюжетах? В чем отличие «сыновей» в притче и в повести? Следует ли Пушкин традиционной канве библейской притчи? Сентиментального немецкого романа? Какое объяснение трагедии станционного смотрителя мы можем найти теперь, опираясь на проведенное сопоставление?
Выводы: Учащиеся на основе сопоставления получают возможность сформулировать выводы самостоятельно, проследить движение авторской мысли, реконструировать авторский замысел и скорректировать собственное восприятие.


Анализ интертекстуальных связейА.С. Пушкин «Станционный смотритель»Проблемные вопросы: Зачем Пушкин использует приём рассказа в рассказе? Как связаны два

Слайд 9Деятельностный подход осуществляется в применении мною метода проектов и других активных методов

и приёмов обучения
Деятельностный подход осуществляется в применении мною метода проектов и других активных методов и приёмов обучения

Слайд 10Литературные вечера, Дни словарей

Литературные вечера, Дни словарей

Слайд 11Конкурсы чтецов

Конкурсы чтецов

Слайд 12Литературные гостиные

Литературные гостиные

Слайд 14Наши проекты

Наши проекты

Слайд 15Краеведческие уроки

Краеведческие уроки

Слайд 16Библиотечные уроки

Библиотечные уроки

Слайд 17Широкий культурно-исторический контекст
6 класс В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»: анализ

завещания писателя, знакомство с малой родиной и заочное посещение музея
7 класс А.С. Пушкин «Медный всадник»: сообщение «Проклятые места Санкт-Петербурга»
7 класс А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: сообщение об исторической эпохе и «Табели о рангах» в сопоставлении с авторским отступлением, предваряющим сюжет
7 класс Ф.А. Искандер «13 подвиг Геракла»: сообщение «Кто такой Геракл? Античные традиции культурного героя»
8 класс Д.И. Фонвизин «Бригадир» и «Недоросль»: просмотр и составление опорного конспекта к фильму «Судьба без почвы и почва без судьбы»


Широкий культурно-исторический контекст6 класс В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»: анализ завещания писателя, знакомство с малой родиной

Слайд 18Сопоставление вариантов интерпретаций (в том числе за счёт средств других видов искусства)
6

класс «Легенда об Арионе»: сопоставление со стихотворением А.С. Пушкина «Арион»
7 класс «Былины о богатырях»: прослушивание музыкальной композиции «Богатырская наша сила» и дополнение образа богатыря
7 класс А.С. Пушкин «Медный всадник»: сопоставительный анализ сюжета поэмы и либретто к балету М.Глиэра «Медный всадник»
7 класс А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»: сопоставление портретов в произведении и картин Васнецова
8 класс ДРЛ «Повесть о житии … Александра Невского»: просмотр и комментирование фрагментов кинофильма «Александр Невский»
Сопоставление вариантов интерпретаций (в том числе за счёт средств других видов искусства)6 класс «Легенда об Арионе»: сопоставление

Слайд 19Послесловие
Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций,

объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Спасибо за внимание!
ПослесловиеСтруктура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть