Слайд 1
Сопоставительный анализ поэтических текстов
Слайд 2
«Словесная ткань, слова, сочетания слов должны быть расшифрованы читателем, должны снова
превратиться в духовную энергию, иначе они навсегда останутся черными значками на белой бумаге, как некогда навсегда закрытые письмена давно умерших народов»
А.Н.Толстой
Слайд 3
Приступая к анализу лирического текста, нельзя забывать, что стихотворение -
это "сложно построенный смысл". И все его формальные элементы являются элементами смысловыми, носителями определенного содержания.
Слайд 4Схема анализа стихотворения.
Слайд 5 1.Историко-биографические материалы.
2. Место стихотворения в творчестве
поэта.
3. Ведущая тема (пейзажная лирика, лирика дружбы, тема поэта и поэзии, патриотическая и гражданская лирика, философская).
4.Лирический сюжет.
5. Мотив (борьбы, бегства, возмездия, разочарования, тоски, одиночества).
Слайд 66. Лирический герой ( характер лирического героя передаётся через его внутреннее
эмоциональное состояние; два типа отношений лирического героя и автора:1.лирическое «Я» (лирический герой- поэтический двойник автора, способ раскрытия авторского сознания), 2. лирический субъект ( лирический герой- это вымышленное «Я», область авторских фантазий, способ раскрытия чужого сознания); переживания лирического героя: устойчивое настроение,изменяющееся настроение).
Слайд 77. Жанр ( лирическое стихотворение- произведение небольшого объёма, написанное стихами; ода-
торжественное, нравоучительное стихотворение, романс или песня- стихотворение с напевной интонацией, рассчитанное на музыкальное переложение, послание- стихотворное письмо, обращённое к конкретному адресату, элегия- стихотворение проникнуто светлой печалью, грустью, обращённое к глубоко личным темам, сонет- стихотворение, состоящее из 14 строк, сатира- высмеивающее лироэпическое стихотворение,
Слайд 8отрывок- намеренно незавершённое стихотворение,эпиграмма- короткое сатирическое стихотворение, эпитафия- надгробная надпись, преимущественно
стихотворная).
Слайд 98. Строфа ( двустишие: александрийский стих; трёхстишие: терцет; четырёхстишие: катрен, стансы;
пятистишие; шестистишие: секстина; семистишие: септина; восьмистишие: октава; девятистишие: спенсерова строфа; десятистишие: одическая строфа; одиннадцатистишие: лермонтовская строфа; четырнадцатистишие: онегинская строфа).
Слайд 109.Лексика.
10. Изобразительно- выразительные средства языка.
11. Размер ( ямб, хорей, амфибрахий,дактиль,анапест).
12.Рифмовка (перекрёстная-
АБАБ; парная- ААББ; кольцевая- АББА).
Слайд 11
Использование того или иного средства построения стихотворения (ритма, размера, способа рифмовки)
всегда является осознанным, всегда направлено на раскрытие авторского замысла. В частности, отдельные размеры стихотворного текста по-разному соотносятся с интонационным строением речи и, следовательно, выполняют в произведении различные художественные функции. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.
Слайд 12
Для сопоставления обычно используют:
разные редакции одного стихотворения;
2 стихотворения одного автора, написанные
в разные периоды;
стихи разных авторов на одну тему
Слайд 13
В бесконечной глубине человеческого духа, в глубине, куда не достигает ни
мораль, ни право, ни общество, ни государство, катятся звуковые волны, родные волнам, объемлющим вселенную, происходят ритмические колебания, подобные колебаниям небесных светил, морей, вулканов. Глубина эта обыкновенно закрыта “заборами суетного света” . Глубина эта – поэзия, остро ощутить ее могут лишь сами поэты, каждый по-своему.