Презентация, доклад по литературе на тему Слово о декабристах. Поэма Н.А.Некрасова Дедушка , (8 класс)

Содержание

«Кто это? – спрашивал Саша, - Кто?..» - «Это дедушка твой». Из поэмы «Дедушка».

Слайд 1Слово о декабристах.
Поэма Н.А.Некрасова «Дедушка»

Слово о декабристах. Поэма Н.А.Некрасова «Дедушка»

Слайд 2«Кто это? – спрашивал Саша, -
Кто?..» - «Это дедушка твой».

Из поэмы «Дедушка».
«Кто это? – спрашивал Саша, - Кто?..» - «Это дедушка твой».

Слайд 3План урока:
Проверка домашнего задания в форме теста.
Индивидуальное задание: «Определение слова «поэма».
Работа

с текстом поэмы «Дедушка» по вопросам.
Вопросы по презентации.
Кто такой С.Г.Волконский?
Работа по группам. Составление таблицы.
Индивидуальное задание: «Сергей Волконский на каторге».
Вопросы.
Подведение итогов.

План урока: Проверка домашнего задания в форме теста.Индивидуальное задание: «Определение слова «поэма».Работа с текстом поэмы «Дедушка» по

Слайд 41). Поэма -
это один из видов лиро-эпического жанра.

Основными чертами её является наличие развёрнутого сюжета и вместе с тем широкое развитие образа лирического героя, активно включающегося помимо сюжета, в характеристики персонажей, оценивающего их, как бы принимающего участие в их судьбе.
1). Поэма -  это один из видов лиро-эпического жанра. Основными чертами её является наличие развёрнутого сюжета

Слайд 52). Сведения о главных героях поэмы.
Саша – показан в семье с

мамой и папой в процессе взросления, примерно, от 3-х до 10 лет. (Всё интересуется, чей это портрет на стене).
Дедушка – сведения из 1-3 части.
а) в кабинете у отца висит его портрет;
б) о нём никто ничего не рассказывает;
в) все плачут, когда о нём заходит речь;
г) в ожидании приезда деда, наступает большая уборка, у всех счастливые лица;
д) когда приезжает дед, на груди у него большой крест (исследователи считают, что этот крест переплавлен из его кандалов); В
ж) нога у него стёрта (может, от кандалов?);
з) рука ранена (наверное, от выстрела);
к) автор называет его «таинственный дед».
2). Сведения о главных героях поэмы.Саша – показан в семье с мамой и папой в процессе взросления,

Слайд 63). Просмотр отрывка из фильма: «Ю. Лотман. Декабристы».
Кто такой Ю.М. Лотман?


Вопросы:
1) Назовите примерные годы жизни декабристов?
2) Что вы узнали о тюрьме?
3) Что представляли собой эти люди?
4) Зачем нам знать об этих людях?
5) Что поразило Л.Н.Толстого в этом поколении?
6) Кто такие декабристы?
4). Просмотр презентации «Восстание декабристов».


3). Просмотр отрывка из фильма:  «Ю. Лотман. Декабристы».Кто такой Ю.М. Лотман? Вопросы:   1) Назовите

Слайд 7Вопросы по презентации «Восстание декабристов».
Кто такие декабристы?
Против кого и за что

они боролись?
Как происходили события восстания?
Чем оно закончилось?
Какое решение вынес суд в отношении людей, принявших участие в выступлении на Сенатской площади?
Каково значение этого восстания?
Вопросы по презентации «Восстание декабристов».Кто такие декабристы?Против кого и за что они боролись?Как происходили события восстания?Чем оно

Слайд 8В связи с чем возникает имя С.Г.Волконского?
Чем интересен этот человек?
«Есть

основания предполагать, что
Волконский отчасти послужил
прототипом героя поэмы «Дедушка» -
считал К.И.Чуковский.
Кто такой К.И.Чуковский?
Справка: ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович (наст. имя и фам. Николай Васильевич Корнейчуков) (1882-1969), русский писатель, литературовед, доктор филологических наук. Произведения для детей в стихах и прозе («Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит» и др.) построены в виде комической остросюжетной «игры» с назидательной целью. Книги: «Мастерство Некрасова » (1952; Ленинская премия, 1962), о А. П. Чехове, У. Уитмене, искусстве перевода, русском языке, о детской психологии и речи («От двух до пяти», 1928, 21-е издание, 1970). Критика, переводы, художественные мемуары. Дневники.
Кто такой С.Г.Волконский?

К.И.Чуковский

В связи с чем возникает имя С.Г.Волконского?Чем интересен этот человек? «Есть основания предполагать, что   Волконский

Слайд 9Волконский Сергей Григорьевич.
Князь. Получил домашнее образование (до 14 лет). Был записан в

службу сержантом в 1796 г. (8 лет). В своё время участвовал во всех военных кампаниях, был ранен, имел награды. Дослужился до бригадного командира 1 бригады 19 пехотной дивизии. 1819 г. Член «Союза Благоденствия» и «Южного общества». Арестован 5.01. 1826, заключён в Петропавловскую крепость. Осуждён по 1 разряду,1.07.1826 приговорён к каторжным работам на 20 лет. Отправлен закованным в Сибирь – 23.07.1826. Приметы: рост 2 аршина ¼ вершков «лицом чист, глаза серые, лицо и нос продолговатые, волосы на голове и бровях тёмно-русые, на бороде светлые, имеет усы, на правой ноге в берце имеет рану от пули, зубы носит накладные, при одном натуральном переднем верхнем зубе). Несколько раз срок сокращался. По амнистии 26.08.1856 г. Ему и его детям возвращено дворянство и разрешено возвратиться в Европейскую Россию. С весны 1856 г. Жил в с. Воронки Козелецкого уезда Черниговской губернии, где и умер, похоронен вместе с женой.
Жена с 1825 г. В Киеве – Мария Николаевна Раевская. Поехала за мужем в Сибирь в 1826 г.
Волконский Сергей Григорьевич.Князь. Получил домашнее образование (до 14 лет). Был записан в службу сержантом в 1796 г.

Слайд 10Анализ произведения «Дедушка».
Вопросы:
Звучит ли рассказ о декабристах, об их восстании

в поэме?
Как развиваются события после приезда деда?
Составление таблицы по группам с целью понять, кто такие декабристы на примере героя из поэмы Н.А.Некрасова .
Вопрос: «Через какие события, как раскрывается характер дедушки?»
Работа по группам. Задание: «Заполните таблицу».

1 группа – 5-8 ч., 2 группа – 9-12 ч., 3 группа – 13-17 ч., 4 группа – 18-22 ч.


Часть

События

Характеристика героя

Анализ произведения «Дедушка».Вопросы: Звучит ли рассказ о декабристах, об их восстании в поэме? Как развиваются события после

Слайд 13Село Тарбагатай в Забайкалье

Село Тарбагатай в Забайкалье

Слайд 153 группа

3 группа

Слайд 174 группа

4 группа

Слайд 18На протяжении всей поэмы Саша задаёт вопросы и папе, и маме,

а потом уже дедушке. Так или иначе они связаны с декабристами, с восстанием. Интересуется он и о том, как дед жил в Сибири.

Легко ли жилось людям в Сибири? Кого там можно было встретить?
Что мы узнаём об этом из поэмы? В какой части произведения об этом говорится? – найдите и прочитайте. (20 часть)

Индивидуальное задание: «Воспоминание сына о С.Г.Волконском на каторге».
Вопросы:
1. Какие выводы о жизни декабристов на каторге можно сделать после просмотренных слайдов?
2. Что можно найти общего в изображении дедушки Некрасовым и реальным человеком С.Г.Волконским?
3. Чем они различаются?
4. О какой эпохе идёт речь? (В общем).
5. Чего ждут революционно настроенные жители России?
6. Какие художественные средства выражения использовал автор в раскрытии характера дедушки?

На протяжении всей поэмы Саша задаёт вопросы и папе, и маме, а потом уже дедушке. Так или

Слайд 20Вывод в виде мини-сочинения: «Каким человеком я представляю себе дедушку».
Какие изображения

С.Г.Волконского наиболее подходят к описываемым событиям поэмы? Как вы думаете, в каком порядке нужно расположить портреты?
Вывод в виде мини-сочинения: «Каким человеком я представляю себе дедушку».Какие изображения С.Г.Волконского наиболее подходят к описываемым событиям

Слайд 21Заключение.
Следующим этапом в разработке декабристской темы явилось обращении Некрасова к подвигу

жён декабристов, отправившихся вслед за своими мужьями на каторгу в Сибирь. В поэмах»Княгиня Трубецкая» (1871), «Княжна Волконская» (1872), Некрасов открывает те же качества национального характера, какие он нашёл в женщинах-крестьянках в поэмах «Коробейники» и «Мороз, Красный нос».
Произведения Некрасова стали фактами не только литературной, но и общественной жизни. Они вдохновляли революционную молодёжь на борьбу за народную свободу.
Почётный академик и поэт, известный революционер народник Н.А.Морозов утверждал, что «повальное движение учащейся молодёжи в народ возникло не под влиянием западного социализма, а что главным рычагом его была народническая поэзия Некрасова, которой все зачитывались в переходном юношеском возрасте, дающем наиболее сильные впечатления».
Заключение.Следующим этапом в разработке декабристской темы явилось обращении Некрасова к подвигу жён декабристов, отправившихся вслед за своими

Слайд 22Домашнее задание:
Подготовить презентацию по жизни и творчеству Н.С.Лескова.
Прочитать сказ «Левша».


Нарисовать иллюстрации к произведению (по желанию).
Подготовить презентацию или сообщение о выдающихся личностях среди крепостных крестьян.
Вопрос: «Чем обычно заканчивалась их судьба?».
Домашнее задание:Подготовить презентацию по жизни и творчеству Н.С.Лескова. Прочитать сказ «Левша». Нарисовать иллюстрации к произведению (по желанию).

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть