Слайд 1Как улучшить скорость чтения
Презентацию составила Балкина Светлана Иосифовна, учитель русского
языка и литературы МКОУ Биазинской средней школы
2018 г
Слайд 2Скорость чтения является важнейшим фактором, который влияет на успеваемость.
Оптимальное чтение –
это оптимальный темп разговорной речи от 120 до 150 слов в минуту, именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста.
Средняя скорость диктора телевидения – 130 слов в минуту.
При мониторинге качества подготовки обучающихся 9 классов по русскому языку в форме итогового собеседования оценивается интонация, темп речи, грамматические, орфоэпические и речевые ошибки, искажение слов.
Слайд 3Удивительно, но техника скорочтения появилась ещё в Средние века и была
знакома многим известным людям. Например, Иосиф Сталин был владельцем огромной библиотеки. Чтение для него было ежедневным занятием. Читал он по пятьсот страниц текста за один раз, при этом любил выделять карандашами главные мысли. Американский президент Теодор Рузвельт гордился тем, что владеет скорочтением. Для него не было проблемой прочитать за раз целую книгу. Оноре де Бальзак хвалился своим умением читать одновременно до восьми предложений и выбирать из них главное. Александр Сергеевич Пушкин читал очень быстро. Кроме того, нам известно о его феноменальной памяти. Биографии он мог воспроизвести практически дословно наизусть со всеми значимыми датами. Техникой скорочтения владели также Карл Маркс, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди, Адольф Гитлер.
Слайд 4Упражнения для увеличения скорости чтения
1.Читать текст стандартным способом сверху вниз и
в обратном порядке.
2.Задаются 1-3 слова, которые обучающийся должен найти как можно быстрее в тексте.
3.Чтение через строчку или предложение. Обучающийся должен понять смысл прочитанного текста.
4.Ускоренный просмотр страницы. За 20 секунд нужно просмотреть страницу текста и определить основные слова, несущие главный смысл, и пролистывая страницы составлять текст, который не терял бы своего общего смысла.
5.Читать книги на одном ритме без замедления и без остановок, не перечитывая одно и то же несколько раз.
6.Читать текст, соблюдая скорость, одновременно прочитанный текст закрывать листом.
Слайд 5Упражнения для увеличения скорости чтения
7.При чтении перемещать палец левой руки по
странице на расстоянии 2-3 сантиметра от читаемого текста.
8.Вертикальное движение глаз основано на движении глаз сверху вниз, но строго через центр страницы. Этот способ позволяет читать фразу целиком, а не по отдельным словам.
Слайд 6Упражнения для увеличения скорости чтения
9.Читая слова и слоги, двигайтесь взглядом сверху
вниз по центру. Чтобы увидеть начало и конец длинных строчек, используйте боковое зрение.
Слайд 7Упражнения для увеличения скорости чтения
10.Развиваем боковое зрение по таблицам Шульте. Концентрируясь
только на центральном квадрате, используя боковое зрение, найти расположение чисел от 1 до 25, а потом в обратном порядке.
Слайд 8Упражнения для увеличения скорости чтения
11.Не повторяйте прочитанное.
12.Внутренняя артикуляция – одна из
основных причин низкой скорости чтения про себя. Методы борьбы с ней: напевать песню, которую знаете наизусть; выстукивать любой ритм во время чтения.
13.Неумение концентрироваться на процессе чтения – это основная причина того, что информация не запоминается.
14.Чтение «половинок». Прикройте непрозрачной деревянной линейкой строчку в тексте так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только нижнюю часть букв.
Слайд 9Упражнения для увеличения скорости чтения
15.Прочитать текст справа налево.
16.Учащийся читает текст. По
сигналу (хлопок в ладоши) учащийся переворачивает книгу вверх ногами на 180 градусов и продолжает читать.
17.Показать учащимся предложение и попросить прочитать:
спокойно
радостно
громко
тихо
грустно
с раздражением
со страхом
с издевкой
со злостью
Слайд 10Упражнения для увеличения скорости чтения
18.
Слайд 11Упражнения для увеличения скорости чтения
19.
Слайд 12Упражнения для увеличения скорости чтения
20.Проводим зрительные диктанты Федоренко, которые служат для
улучшения оперативной памяти. Тексты по И.Т. Федоренко состоят из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений - наращивание их длины происходит постепенно, по 1-2 буквы. Первое предложение первого набора наиболее краткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв.
21.Улучшаем дикцию.
22.Постоянно тренируемся.