Презентация, доклад по литературе на тему Система образова в поэме Пушкина А.С. Медный всадник

Поэма "Медный всадник" была написана в 1833 году. В ней Пушкин в обобщённой образной форме противопоставляет две силы - государство, олицетворённое в Петре I (а затем в символическом образе ожившего памятника), и человека с его личными,

Слайд 1Система образов в поэме «Медный всадник»

Система образов в поэме «Медный всадник»

Слайд 2Поэма "Медный всадник" была написана в 1833 году. В ней Пушкин

в обобщённой образной форме противопоставляет две силы - государство, олицетворённое в Петре I (а затем в символическом образе ожившего памятника), и человека с его личными, частными переживаниями.
Поэма

Слайд 3 С первых же строк вступления в поэме "Медный всадник" появляется образ

Петра-реформатора, "полного великих дум", которые гений Пушкина отчеканил в литые формулы истории: Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно… Вступление к "Медному всаднику", этот гимн Петру и Петербургу, принадлежит к числу самых знаменитых произведений Пушкина

Но в этой поэме впервые поэт задумывается над тем, что с годами начинает беспокоить его все сильнее. Это противоречие "между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами". В "Медном всаднике" есть Петр-самодержец. Он представлен не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворения бесчеловечной государственности

 С первых же строк вступления в поэме

Слайд 4Через всю поэму, через весь её образный строй проходит двоение лиц,

картин, смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, "мощный властелин судьбы" - и его превращение, Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, бедный, забитый, униженный властью, - и безумец, поднявший руку на "строителя чудотворного"), две Невы (украшение города, "державное течение" - и главная угроза городу и жизни людей), два Петербурга ("Петра творенье", "юный град" - и город углов и подвалов бедноты, город-убийца).

В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, но и главная философская мысль Пушкина - мысль о человеке, его самоценности, будь то Петр I или Евгений. Медный всадник противостоит и живому Петру I как его трагическое превращение, и Евгению как символ бездушной государственности. 

Через всю поэму, через весь её образный строй проходит двоение лиц, картин, смыслов: два Петра (Петр живой,

Слайд 5Образ Евгения
 В поэме не указаны ни его фамилия, ни возраст,

ни чин, ни место службы, ничего не говорится о его прошлом, внешности, чертах характера. На этом фоне довольно многозначителен намёк на аристократическое происхождение Евгения, как и само его имя (Евгений - "благородный" в переводе с греческого), напоминающее о петербургском аристократе Евгении Онегине.
Образ Евгения  В поэме не указаны ни его фамилия, ни возраст, ни чин, ни место службы, ничего

Слайд 6Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в человека толпы -

заурядного, "каких встречаем всюду тьму". Но та же обезличенность открывает возможности символического укрупнения образа мелкого чиновника, вырастающего в символической фигуры "Медного всадника".

На этом противоречии и строится сюжет поэмы. Социальное и нравственное ничтожество Евгения чётко выявлено уже в начале 1-ой части поэмы. Это дворянин, вконец, кажется, забывший о прошлом, превратившийся в мещанина не только по своему достатку, но и по образу жизни, по своим идеалам. Намечающаяся в его мечтах перспектива "мещанского счастья" должна как бы закрепить связь героя

Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в человека толпы - заурядного,

Слайд 7В экстремальной, критической ситуации -разыгравшейся стихии и принесённых ею несчастий -

Евгений словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину "ничтожества". И если в начале поэмы подчёркнута несоизмеримость личности Петра I, поглощенного мыслью о судьбах России, и Евгения, с его убогими планами личного благополучия, то уже в конце первой части дистанция между ними резко сокращается. Забывший о собственной безопасности, охваченный тревогой за судьбу близких, Евгений нравственно вырастает в глазах читателя, вызывает его сочувствие. 

Герой становится олицетворением несчастных и обездоленных людей-жертв наводнения. И это возвышение Евгения закреплено в символическом рисунке поэмы. Сидя среди бушующих волн "на звере мраморном верхом", в классической наполеоновской позе ("руки сжав крестом") позади бронзового монумента, герой становится в этот миг как бы подобием великана Петра, отчасти уравнивается с ним в масштабах.

В экстремальной, критической ситуации -разыгравшейся стихии и принесённых ею несчастий - Евгений словно пробуждается ото сна и

Слайд 8Вывод
Медный Всадник – это не сам Петр, который «могуч и радостен,

как бой», который «весь, как божия гроза».
Медный Всадник – это превращение Петра, которое произошло с ним (и с его делом) за минувший век. Живой, «мощный властелин судьбы» превратился в застывшее изваяние.  Медный Всадник, как будто, противостоит живому Петру. Если Петр в начале поэмы представлен как царь-реформатор, которым гордится Россия, то Всадник предстает как устрашающий образ
ВыводМедный Всадник – это не сам Петр, который «могуч и радостен, как бой», который «весь, как божия

Слайд 9Если живой Петр поглощен мыслью о судьбах России, то его окаменевший

образ утратил этот патриотизм. Бесчувственный памятник, сорвавшись с места, преследует бедного Евгения. Бездушная государственность обезличивает всех, простые люди выглядят несчастными и обездоленными.
Если живой Петр поглощен мыслью о судьбах России, то его окаменевший образ утратил этот патриотизм. Бесчувственный памятник,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть