Презентация, доклад по литературе на тему Серебряный век русской поэзии (11 класс)

Содержание

Символизм. Старшие символисты Московские символисты В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова

Слайд 1Серебряный век — период расцвета русской поэзии в начале XX века,

характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедующих новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века)

Серебряный век русской поэзии (1890-е – 1920-е годы)

Серебряный век — период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических

Слайд 2 Символизм. Старшие символисты
Московские символисты
В. Я. Брюсов,
К. Д.

Бальмонт.
«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

К. Д. Бальмонт

Символизм. Старшие

Слайд 3Петербургские символисты:
Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус,

Ф. К. Сологуб. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.

Петербургские символисты:Д. С. Мережковский,    З. Н. Гиппиус,

Слайд 4Младшие символисты
А. А. Блок, А. Белый, В. И.

Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.

Андрей Белый (1880-1934)

Младшие символисты А. А. Блок, А. Белый,    В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм

Слайд 5Александр Блок (1880-1921)
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом

краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Александр Блок (1880-1921)Девушка пела в церковном хореО всех усталых в чужом краю,О всех кораблях, ушедших в море,О

Слайд 6Владислав Ходасевич (1886-1939)
Смотрю в окно — и презираю.
Смотрю в себя

— презрен я сам.
На землю громы призываю,
Не доверяя небесам.
 
Дневным сиянием объятый,
Один беззвездный вижу мрак...
Так вьется на гряде червяк,
Рассечен тяжкою лопатой.
21-25 мая 1921

Владислав Ходасевич (1886-1939)Смотрю в окно — и презираю. Смотрю в себя — презрен я сам. На землю

Слайд 7Люблю людей, люблю природу,
Но не люблю ходить гулять,
И твердо

знаю, что народу
Моих творений не понять.
 
Довольный малым, созерцаю
То, что дает нещедрый рок:
Вяз, прислонившийся к сараю,
Покрытый лесом бугорок...
 
Ни грубой славы, ни гонений
От современников не жду,
Но сам стригу кусты сирени
Вокруг террасы и в саду.

15-16 июня 1921

ДОЖДЬ
Я рад всему: что город вымок,
Что крыши, пыльные вчера,
Сегодня, ясным шелком лоснясь,
Свергают струи серебра.
 
Я рад, что страсть моя иссякла.
Смотрю с улыбкой из окна,
Как быстро ты проходишь мимо
По скользкой улице, одна.
 
Я рад, что дождь пошел сильнее
И что, в чужой подъезд зайдя,
Ты опрокинешь зонтик мокрый
И отряхнешься от дождя.
 
Я рад, что ты меня забыла,
Что, выйдя из того крыльца,
Ты на окно мое не взглянешь,
Не вскинешь на меня лица.
 
Я рад, что ты проходишь мимо,
Что ты мне все-таки видна,
Что так прекрасно и невинно
Проходит страстная весна
7 апреля 1908, Москва

Люблю людей, люблю природу, Но не люблю ходить гулять, И твердо знаю, что народу Моих творений не

Слайд 8Акмеизм
Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность,

предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие.

Николай Гумилёв (1886-1921)

Акмеизм Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность

Слайд 9Анна Ахматова (1889-1966)
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
 
И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
 
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина...
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.

Анна Ахматова (1889-1966) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает

Слайд 10Осип Мандельштам (1891-1938)
Я вздрагиваю от холода,-
Мне хочется онеметь!
А в

небе танцует золото,
Приказывает мне петь.
 
Томись, музыкант встревоженный,
Люби, вспоминай и плачь,
И, с тусклой планеты брошенный,
Подхватывай легкий мяч!
 
Так вот она, настоящая
С таинственным миром связь!
Какая тоска щемящая,
Какая беда стряслась!
 
Что, если, вздрогнув неправильно,
Мерцающая всегда,
Своей булавкой заржавленной
Достанет меня звезда?

Осип Мандельштам (1891-1938)Я вздрагиваю от холода,- Мне хочется онеметь! А в небе танцует золото, Приказывает мне петь. 

Слайд 11
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя

людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.

Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
 

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых костей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,
 
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.

За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей Я лишился и чаши на

Слайд 12Футуризм
Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль

прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего.
Футуризм Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в

Слайд 13Кубофутуризм
В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для

них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использование окказионализмов.

В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.

Кубофутуризм В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ

Слайд 14«Все слова – вдребезги!»
Алексей Крученых

Дыр бул щил
убещур
скум
вы со бу
р л эз

1913

«Все слова – вдребезги!»Алексей КрученыхДыр бул щилубещурскумвы со бур л эз1913

Слайд 15Велимир Хлебников
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо

пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
1908-1909
Велимир ХлебниковБобэоби пелись губы,Вээоми пелись взоры,Пиээо пелись брови,Лиэээй — пелся облик,Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.Так на холсте каких-то соответствийВне

Слайд 16Владимир Маяковский (1893-1930)
А вы смогли бы?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску

из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
 
1913

Владимир Маяковский (1893-1930)А вы смогли бы?Я сразу смазал карту будня,плеснувши краску из стакана;я показал на блюде студнякосые

Слайд 17
Улица провалилась, как нос сифилитика.
Река — сладострастье, растекшееся в слюни.


Отбросив белье до последнего листика,
сады похабно развалились в июне.
 
Я вышел на площадь,
выжженный квартал
надел на голову, как рыжий парик.
Людям страшно — у меня изо рта
шевелит ногами непрожеванный крик.
 
Но меня не осудят, но меня не облают,
как пророку, цветами устелят мне след.
Все эти, провалившиеся носами, знают:
я — ваш поэт.

 
Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!
Меня одного сквозь горящие здания
проститутки, как святыню, на руках понесут
и покажут богу в свое оправдание.
 
И бог заплачет над моею книжкой!
Не слова — судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.

А все-таки

Улица провалилась, как нос сифилитика. Река — сладострастье, растекшееся в слюни. Отбросив белье до последнего листика, сады

Слайд 18Послушайте!
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то

хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу, боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется - не перенесет
эту беззвездную муку!

А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Послушайте!Послушайте!Ведь, если звезды зажигают -значит - это кому-нибудь нужно?Значит - кто-то хочет, чтобы они были?Значит - кто-то

Слайд 19Эгофутуризм -(эго-Я)

Для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов,

показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии.
Эгофутуризм -(эго-Я)Для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным.

Слайд 20Игорь Северянин (1887-1939)
Запад погас...



Запад
Погас...
Роса
Поддалась...
Тихо
В полях...
Ива –
Голяк...
Ветрится
Куст...



Зебрится
Хруст...
Ломок
Ледок...
Громок
Гудок...
Во мгле
Полотно
И склепа
Пятно...

Игорь Северянин (1887-1939)Запад погас...           ЗападПогас...РосаПоддалась...ТихоВ полях...Ива –Голяк...ВетритсяКуст...ЗебритсяХруст...ЛомокЛедок...ГромокГудок...Во

Слайд 21 Выйди в сад
Выйди в сад... Как погода ясна!
Как застенчиво август увял!
Распустила

коралл бузина,
И янтарный боярышник - вял...
Эта ягода - яблочко-гном...
Как кудрявый кротекус красив.
Скоро осень окутает сном
Теплый садик, дождем оросив.

А пока еще - зелень вокруг
И вверху безмятежная синь;
И у клена причудливых рук
Много сходного с лапой гусынь.
Как оливковы листики груш!
Как призывно плоды их висят!
Выйди в сад и чуть-чуть поразрушь,-
Это осень простит... Выйди в сад.

Выйди в сад Выйди в сад... Как погода ясна!Как застенчиво август увял!Распустила коралл бузина,И янтарный боярышник

Слайд 22В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и

ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут - уже стихают грезы.
Вернуться в дом Россия ищет троп...
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

Классические розы

В те времена, когда роились грезы В сердцах людей, прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были

Слайд 23Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное

средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин.

Имажинизм

Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические

Слайд 24Сергей Есенин (1895-1925)
Шел господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на

кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
 
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой,—
Знать, от голода качается, болезный».
 
Подошел господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь...
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй... маленько крепче будешь».
1914

Сергей Есенин (1895-1925)Шел господь пытать людей в любови,Выходил он нищим на кулижку.Старый дед на пне сухом, в

Слайд 25 ***
Все

живое особой метой
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.
 
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
 
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
"Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет".
 
И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь,

Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.
 
Золотая, словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.
 
Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг...
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.
 
И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
"Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет!"
1922

***Все живое особой метойОтмечается с ранних пор.Если

Слайд 26 Письмо матери
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть

струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
 
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
 
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
 
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
 
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
 
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
 
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,—
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
 
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
 
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Письмо материТы жива еще, моя старушка?Жив и я. Привет тебе, привет!Пусть струится над твоей избушкойТот вечерний

Слайд 27Марина Цветаева (1892-1941)
Моим стихам, написанным так рано,
Что

и не знала я, что я -- поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
 
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
-- Нечитанным стихам!
 
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
 
Коктебель, 13 мая 1913
Марина Цветаева (1892-1941) Моим стихам, написанным так рано,   Что и не знала я, что я

Слайд 28
Уж сколько их упало в эту

бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
 
Застынет всe, что пело и боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
 
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет всe -- как будто бы под небом
И не было меня!
 
Изменчивой, как дети, в каждой мине
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой,

Виолончель и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...

-- Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
 
-- К вам всем -- что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
 
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто -- слишком грустно
И только двадцать лет,
 
За то, что мне -- прямая неизбежность --
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность,
И слишком гордый вид,
 
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
-- Послушайте! -- Еще меня любите
За то, что я умру.

Уж сколько их упало в эту бездну,   Разверстую вдали!

Слайд 29Если душа родилась крылатой —
Что ей хоромы — и что ей

хаты!
Что Чингис-Хан ей и что — Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных — и сытость сытых!

* * *

Если душа родилась крылатой —Что ей хоромы — и что ей хаты!Что Чингис-Хан ей и что —

Слайд 30Рас-стояние: версты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам

земли.

Рас-стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это - сплав

Вдохновений и сухожилий...
Не рассорили - рассорили,

Расслоили...
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили - растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.

Который уж, ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт!

Рас-стояние: версты, мили...Нас рас-ставили, рас-садили,Чтобы тихо себя велиПо двум разным концам земли.Рас-стояние: версты, дали...Нас расклеили, распаяли,В две

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть