Презентация, доклад по литературе на тему Романсы на стихи русских поэтов XIXвека

Содержание

Романс Слово романс имеет латинские корни. Испанское romance означает буквально по-романски, то есть по-испански. В словаре Даля слово романс помещено в одну словарную статью со словом роман, для которого Даль фиксирует немецкие и французские истоки. То есть

Слайд 1Романсы на стихи русских поэтов ХIХ века
6 класс

Романсы на стихи русских поэтов ХIХ века6 класс

Слайд 2Романс
Слово романс имеет латинские корни. Испанское romance означает буквально по-романски, то

есть по-испански. В словаре Даля слово романс помещено в одну словарную статью со словом роман, для которого Даль фиксирует немецкие и французские истоки. То есть ро-манс возник на границе культур разных стран и народов и на каждой национальной почве претерпевал свои моди-фикации. В Россию слово романс пришло в середине XVIII века. Тогда романсом называли стихотворение на французском языке, обязательно положенное на музыку, хотя и не обязательно французом. А романс как жанр русской вокально-поэтической культуры назывался иначе — российской песней.
Романс	Слово романс имеет латинские корни. Испанское romance означает буквально по-романски, то есть по-испански. В словаре Даля слово

Слайд 3Романс
Рома́нс (фр. romance) — многозначный музыкаль-ный и литературный тер-мин, в наиболее распрост-ранённом значении —

небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инстру-мента, написанное на стихи лирического содержания. Википедия.
РомансРома́нс (фр. romance) — многозначный музыкаль-ный и литературный тер-мин, в наиболее распрост-ранённом значении — небольшое музыкальное сочинение для голоса в

Слайд 4 Алгоритм работы
1. Прослушайте исполнение романса.
2. Какое место занимает стихотворение, положенное на музыку,

в творчестве поэта?
3. Каковы ключевые образы стихотворения, как они взаимосвязаны? Определите тему и главную мысль романса. Каковы особенности его сюжета (лирического сюжета)?
4.Проанализируйте лексику, синтаксис, стиховые особен-ности (размер, рифму, звукопись), поэтические интона-ции текста. Подтвердите примерами романсово-элеги-ческий характер стихотворения.
5.Попытайтесь охарактеризовать музыкальную сторону романса. Как в музыке подчёркиваются чувства лирического “я”?
Алгоритм работы  1. Прослушайте исполнение романса.2. Какое место занимает стихотворение, положенное на музыку, в творчестве поэта?3. Каковы ключевые

Слайд 5 Задание


По иллюстрациям на следующем слайде определите, кто автор стихотворения, кому будет

посвящён романс, назовите возможные произведения, которые лягут в основу романса.
Задание По иллюстрациям на следующем слайде определите, кто автор стихотворения, кому будет посвящён романс, назовите возможные

Слайд 7 А. С. Пушкин «Зимний вечер»
Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где

же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя: где же кружка? Сердцу будет веселей.

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?

А. С. Пушкин «Зимний вечер» Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же

Слайд 8 А. С. Пушкин«Зимний вечер»
Стихотворение положили на музыку А.А. Алябьев (1831), Н.С.

Титов (1838), А.С. Даргомыжский (1853), Н.К. Метнер (1907), Ц.А. Кюи (1910), Г.В. Свиридов (1935).
Другие композиторы: Д. Тухманов, Михаил Яковлев, А. Матюхин.

А. С. Пушкин«Зимний вечер» Стихотворение положили на музыку А.А. Алябьев (1831), Н.С. Титов (1838), А.С. Даргомыжский

Слайд 9 Задание
1. Прослушайте исполнение романса.
2. Какое место занимает стихотворение, положенное на музыку, в творчестве

поэта?
3. Каковы ключевые образы стихотворения, как они взаи-мосвязаны? Определите тему и главную мысль романса. Каковы особенности его сюжета (лирического сюжета)?
4.Проанализируйте лексику, синтаксис, стиховые особен-ности (размер, рифму, звукопись), поэтические интонации текста. Подтвердите примерами романсово-элегический характер стихотворения.
5.Попытайтесь охарактеризовать музыкальную сторону романса. Как в музыке подчёркиваются чувства лирического “я”?
Задание 1. Прослушайте исполнение романса.2. Какое место занимает стихотворение, положенное на музыку, в творчестве поэта?3. Каковы ключевые образы стихотворения,

Слайд 10 Определите, кто автор стихотворения, кому будет посвящён романс, назовите произведение


Определите, кто автор стихотворения, кому будет посвящён романс, назовите произведение

Слайд 11 М.Ю. Лермонтов «Парус»
В 1830 год. Лермонтов поступил в Московский

университет,. Летом 1832 г. отчислен ("за свободолюбивые мысли и взгляды, за нежелание смиряться с несправедливостью"). Он уехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Неизвестно, что ждало его впереди. Ясно было одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет. Однажды на прогулке Лермонтов вышел к побережью и увидел белеющий в морской синеве парус. Именно после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус» , в котором выразилось его душевное состояние.


М.Ю. Лермонтов «Парус»  В 1830 год. Лермонтов

Слайд 12 М.Ю. Лермонтов «Парус»
*Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в

стране далекой? Что кинул он в краю родном?... *Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит! *Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
М.Ю. Лермонтов «Парус» *Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой?

Слайд 13 Задание
1. Прослушайте исполнение романса.
2. Какое место занимает стихотворение, положенное на музыку, в творчестве

поэта?
3. Каковы ключевые образы стихотворения, как они взаи-мосвязаны? Определите тему и главную мысль романса. Каковы особенности его сюжета (лирического сюжета)?
4.Проанализируйте лексику, синтаксис, стиховые особен-ности (размер, рифму, звукопись), поэтические интонации текста. Подтвердите примерами романсово-элегический характер стихотворения.
5.Попытайтесь охарактеризовать музыкальную сторону романса. Как в музыке подчёркиваются чувства лирического “я”?
Задание 1. Прослушайте исполнение романса.2. Какое место занимает стихотворение, положенное на музыку, в творчестве поэта?3. Каковы ключевые образы стихотворения,

Слайд 14 Определите, кто автор стихотворения, кому будет посвящён романс, назовите произведение
Поэтому

его пейзажная лирика настолько богата эпитетами и метафорами, которые позволяют воссо-здать удивительную в своей красоте и первозданности картину смены времен года. Поэт остро чувствовал лю-бые перемены погоды и умел переложить на слова музыку ветра, шелест листьев и шум дождя.

… обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы.

Определите, кто автор стихотворения, кому будет посвящён романс, назовите произведение  Поэтому его пейзажная лирика настолько

Слайд 15 Ф.И. Тютчев «Ещё в полях белеет снег»
Еще в полях белеет снег, А воды

уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!..»

Ф.И. Тютчев «Ещё в полях белеет снег» Еще в полях белеет снег, А воды уж весной

Слайд 16 Романс "Весенние воды" написал в 1896 г. Сергей Рахманинов:
1. Прослушайте исполнение романса.
2. Какое

место занимает стихотворение, положенное на музыку, в творчестве поэта?
3. Каковы ключевые образы стихотворения, как они взаи-мосвязаны? Определите тему и главную мысль романса. Каковы особенности его сюжета (лирического сюжета)?
4.Проанализируйте лексику, синтаксис, стиховые особен-ности (размер, рифму, звукопись), поэтические интонации текста. Подтвердите примерами романсово-элегический характер стихотворения.
5.Попытайтесь охарактеризовать музыкальную сторону романса. Как в музыке подчёркиваются чувства лирического “я”?
Романс

Слайд 17 Источники информации
***Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на

электронном носителе. В 2-х ч. {В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин}; под. ред. В.Я.Коровиной.-М.: Просвещение, 2015.
***Шаблон выполнила Закржевская Елена Дмитриевна учитель начальных классов школы-лицея № 101 г. Караганда, Казахстан
***Beleet_parus_odinokiy_ivan_kozlov…%20(qmuzic.mi).mp3
***M.Magomaev_S.Rahmaninov_Esche_..%20(qmusic.me)
***Олег Даль - Буря мглою небо кроет (стих Пушкина) (www.hotplayer.ru)
***Яндекс. Картинки.
***www.hotplayer.ru

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «МГМЛ» (г.Магнитогорск) Шкирмонтова Л.А.

Источники информации ***Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе. В 2-х

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть