Слайд 1Презентация к уроку литературы
в 7 классе на тему
«Рассказ А.П.
Чехова «Размазня»
Выполнила учитель
КОГОБУ СШ с УИОП г. Омутнинска
Кировской области
А.В. Шутова
Слайд 2 «Трудно за юмором угнаться. Иной раз погонишься за юмором да такую
штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьёза лезешь. Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть…»
А.П. Чехов
Слайд 3 Рассказ «Размазня» опубликован в 1883 году в юмористическом журнале «Осколки»
№ 8 под псевдонимом А. Чехонте.
Слайд 4 СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Размазня
1. Жидкая каша. Гречневая размазня.
2. Вялый, нерешительный
человек (разг. Пренебр.).
3. О чем-нибудь неопределенном, неотчетливом, неясно выраженном (неодобр.) Написал какую-то сентиментальную размазню.
Синонимы: баба, зюзя, кисель, кисляй, кислятина, маменькин сынок, мокрая курица, мямля, недотепа, нюня, рохля, слабак, слабачка, слизняк, слюнтяй, слюнтяйка, теленок, тряпка, тюфяк, хиляк, хлюпик, шляпа.
Слайд 5 СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Гувернантка
(франц.gouverner — управитель) — нанятая воспитательница детей в семье.
В отличие от няни воспитывает детей более старшего возраста и занимается с ними определенными учебными предметами (прежде всего, иностранным языком).
Церемонный
1. Торжественный и чопорный. Церемонный поклон.
2. Склонный к церемониям, жеманный. Церемонный человек.
Слайд 6 СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Горничная
Служанка, в обязанности которой входили уборка комнат и другие
домашние работы, но не стряпня.
Сюртук
(франц. Surtout - широкая верхняя одежда). Мужская двубортная одежда с длинными почти до колен полами, в талию, обычно с отложным воротником.
Merci
(франц.) - благодарю
Слайд 7 Анализ рассказа
1. Найдите в тексте портретную характеристику главной героини.
2.
Каковы намерения рассказчика в разговоре с гувернанткой?
3. Как ведет себя герой по отношению к гувернантке? 4. На самом ли деле он является бессердечным?
5. Найдите подтверждения в тексте тому, что герой сочувствует Юлии Васильевне.
6. Что в поведении гувернантки не нравится главному герою? Почему его охватила злость?
7. Получилось ли преподать урок Юлии Васильевне?
Слайд 8ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Юмор — особый вид комического, изображение героев в смешном виде.
В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
Ирония —особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания.
Сатира — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.
Сарказм — особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.
Гротеск —литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия.
Какой из перечисленных видов комического вы увидели в рассказе А.П. Чехова «Размазня»?
Слайд 9Понятие в литературе «маленький человек»
Это человек невысокого социального положения и происхождения, не
одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.
Слайд 10ВНИМАТЕЛЬНО ЛИ Я ЧИТАЮ?
1. Как зовут главную героиню рассказа А.П. Чехова
«Размазня»?
2. Сколько стоит месяц работы гувернантки?
3. В течение какого времени работала гувернантка?
4. Сколько раз её рабочие дни выпадали в праздники?
5. Сколько дней у гувернантки болели зубы?
6. Сколько дней Юлия Владимировна занималась только с одной Варей?
7. Сколько рублей вычел герой из жалования гувернантки за разбитую чашку с блюдечком?
Слайд 11ВНИМАТЕЛЬНО ЛИ Я ЧИТАЮ?
8. Сколько рублей вычел герой из жалования гувернантки
за порванный сюртучок Коли?
9. Сколько рублей рассказчик приготовил в конверте? А сколько заплатил?