Слайд 1Ранние юмористические рассказы Чехова
Презентация по литературе
Ученицы 10 класса б
Мбоу цо №44
Беловой
Кристины
Слайд 2Первой пробой пера А.П. Чехова стали рассказ «Письмо к ученому соседу»
и юмореска «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. д.», помещенные в журнале «Стрекоза».
В дальнейшем Антоша Чехонте или Человек без селезенки, наиболее частые псевдонимы будущего великого писателя (всего их более 50-ти), появлялись под многочисленными юморесками, фельетонами и рассказами. Первый сборник «Шалость» 1882 года не был пропущен цензурой. Спустя два года удалось издать сборник «Сказки Мельпомены».
Слайд 3Художественным своеобразием ранних произведений Чехова является его сочувствие к «маленькому человеку»,
но одновременно и ненависть к фальши, лицемерию и подхалимству. Он умел пронзительно сочувствовать страдающим, нечиновным, бедным людям. Это и сирота Ванька Жуков, который пишет письмо дедушке о своей несладкой жизни у сапожника («Ванька» Чехова, 1886). Это и девочка Варя, которой безумно хочется спать из-за бессонных ночей до полного физического и психического истощения («Спать хочется» Чехов, 1888).
Слайд 4В рассказах Чехова нет тяжести сюжетов, свойственной Достоевскому, однако, при всей
простоте и комизме бытовых картинок, герои Чехова не менее драматичны и глубоки. При этом изысканный сарказм не мешает Чехову показывать своих героев очень тепло и реалистично. В них нет гротеска Салтыкова-Щедрина, превращающего людей в образы, на страницах чеховских рассказов мы можем узнать современного обычного человека.
Однако, есть у молодого Чехова рассказ, в котором он гиперболизировал хамство и тупость, уродующие до неузнаваемости человеческую натуру. Это – «Унтер Пришибеев». Главный герой – притеснитель не по службе и не по званию, а, исключительно, по любви. Он толкается, кричит на людей, доносит, бесчинствует «сверхштатно». Не зря говорят, что человек после 30-ти в ответе за свою внешность, даже лицо у Пришибеева сморщенное и колючее, придушенный хриплый голос.
Слайд 5Ненавидя чинопочитание и бюрократизм, Чехов высмеивает его и в простых бытовых,
а подчас и романтических сценках. Так, молодой пылкий юноша трогательно прощается со своей девушкой на вокзале. Просит ее передать деньги товарищу, но, кидается вслед уходящему поезду за «расписочкой». Вот такой вот жених, как и называется иронический рассказ. Или в «Загадочной натуре» Чехова, молодая женщина едет в купе с губернаторским чиновником. Всю дорогу она рассказывает о своей жизни, повествуя, как она сама прокладывала в жизни себе дорогу. Как она встретила богатого старого генерала и вышла за него замуж. Как она страдала, ощущая себя в жизни грубой и пошлой. И когда читатель вместе с попутчиком «размяк» от этой сильной и романтичной девушки в стиле Достоевского, Чехов одним штрихом все «портит». Старый муж героини умер, но случилось другое несчастье: девушка встретила другого богатого старика.
Слайд 6В повести «Драма на охоте» 1884 года долготерпеливым, смиренномудрым героем становится
врач Павел Петрович, любящий Надежду, но понимающий, что его любовь безответна. Павел Петрович умеет по-христиански, жертвенно, преданно любить, его любовь не гордится, не злобствует, не лицемерит, «не ищет своего». Ведь в Библии сказано, что и грешники любят тех, кто любит их, какая же это любовь, если она требует оплаты. И в этом Чехов также заставляет и нас вспомнить об этих истинах, которые так умело сейчас закрываются для нас телевидением и пустыми книгами.
Слайд 7Завершающим этапом становления молодого Чехова можно условно считать повесть 1889 года
«Скучная история», в которой даже обычный читатель увидит силу таланта, гениальность автора. Главный герой Николай Степанович, известный профессор, неизлечимо болен. Чехов показал, что никакие образования не дают человеку духовности, цельности, смысла жизни, правильного мировоззрения. Это как стройматериалы без плана строительства. И мечется человеческая душа, не зная, что ей делать со своими чувствами, живущая на ощупь. Как сказал современный профессор Осипов А. И., без мировоззрения человек может построить жизнь в стиле «барака», а не в стиле «барокко».
Слайд 8Рядом с главным героем также мечутся и его родные. Прекрасный рассказ,
в котором нет положительных и отрицательных персонажей, все образы сливаются в серую краску, может, поэтому повесть и называется «Скучная история». Есть в этом произведении грех и покаяние, любовь и ревность, ошибка и стремление ее исправить. Даже в этой последней фразе: «Прощай, мое сокровище!», есть щемящее чувство грусти, любви и добра.
«Степь» 1888 года также является рубежом творчества молодого Чехова. Чехов как истинный художник слова описывает степной пейзаж лирическими, теплыми красками. Бескрайность степных просторов аллегорически переплетается с просторами окружающего мира, в котором маленькому человеку так легко потеряться.