Слайд 1«Роковые страсти»
в поэме А. С. Пушкина
«Цыганы»
Выполнил учащийся 11 класса МБОУ «СОШ №10» г. Балахны Клементьев Денис
Руководитель: учитель русского языка и литературы Лагутина Н.С.
Слайд 2История создания
У Пушкина были особенные отношения с цыганами. Дело в том,
что находясь в южной ссылке почти три года (с сентября 1820 г. по август 1823 г.), Пушкин среди незнакомого ему народа, изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган он изложил так: “Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас”. Эти слова он хотел предпослать поэме в качестве эпиграфа. Поэма Пушкина достаточна биографична.
Слайд 3Действительно, летом 1821 года Пушкин странствовал с цыганским табором в Молдавии,
о чем он и написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблен в цыганку, которая была брошена своей матерью на попечение отца. Цыганка, в которую был влюблен Пушкин, убежала из табора, а позднее была зарезана ревнивым цыганом. Поэтому автобиографичность поэмы отразилась и в именах. Сравните имена: Алеко – Александр – имя Пушкина, Мариулой названа жена старого цыгана, а Земфирой, в которую по преданию влюбился в таборе Пушкин – главная героиня поэмы.
Слайд 4Дени Раффе. "Кочующие цыгане в Молдавии".
Литография 1837 года.
Именно с
такими цыганами встречался во время южной ссылки молодой Пушкин.
Слайд 5Поэма "Цыганы" начата в Одессе в январе 1824г., где и были
написаны вчерне первые три отрывка поэмы (145 стихов). Примерно через два месяца после приезда в Михайловское Пушкин возобновил работу над "Цыганами" и завершил ее: остальные 394 стиха поэмы были написаны им вчерне в неделю (между 2 и 8 октября). К 10 октября черновик был перебелен и написан эпилог.
Слайд 6Рисунки А. С. Пушкина к поэме «Цыганы»
Слайд 7Поэма рассказывает о любви цыганки Земфиры и юноши Алеко, который оставил
«неволю душных городов» ради степного приволья. На протяжении двух лет он кочует по степи вместе с вольными цыганами и своей любимой. Наконец песня Земфиры и вещий сон открывают ему глаза на её неверность. Старый отец девушки предлагает Алеко не препятствовать счастью девушки, приводя в пример свои отношения с матерью Земфиры — Мариулой. Детям степей чуждо стремление европейца вмешиваться в естественный ход событий и пытаться контролировать его. В другом рассказе старик пересказывает предание о заброшенном в степь поэте; Алеко не без удивления узнаёт в нём Овидия, некогда изгнанного из Древнего Рима на черноморский берег.
Застав Земфиру во время свидания с молодым цыганом, Алеко пренебрегает советом старика и закалывает их обоих. Цыганы не могут понять его эгоистичного стремления обладать любимой ценой её жизни: «Оставь нас, гордый человек!»
Слайд 8Свободолюбивый Алеко, центральный герой поэтического текста, не только подвержен бунтующим страстям,
но обречён сам порождать их. Он представялет собой разочаровавшийся, одинокий и непонятый символ времени, который, с одной стороны, привлекает своей неповторимостью и самобытностью, а с другой стороны, страшен и опасен в своей обречённости и предопределённости.
Слайд 9Старик Отец Земфиры является воплощением подлинного знания о жизни, символом всепрощения
и непротивления событиям жизни. Он произносит духовный приговор над Алеко; однако «золотой век» остаётся в прошлом, так что безусловная Правда Старика не оказывается столь однозначной в условиях окружающего мира, который оказывается заражённым «роковыми страстями», несмотря на итоговую поверженность идею порочного губительного индивидуализма.
Слайд 10
Восток, денницей озаренный,
Сиял. Алеко за холмом,
С ножом в руках, окровавленный
Сидел на
камне гробовом.
Два трупа перед ним лежали;
Убийца страшен был лицом.
Цыганы робко окружали
Его встревоженной толпой.
Слайд 11Тогда старик, приближась, рек:
«Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас
законов,
Мы не терзаем, не казним —
Не нужно крови нам и стонов —
Но жить с убийцей не хотим…
Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли;
Ужасен нам твой будет глас:
Мы робки и добры душою,
Ты зол и смел — оставь же нас,
Прости, да будет мир с тобою».
Слайд 12Пушкин развенчивает идею “байронического героя”. Он сказал новое слово в литературе,
показал невозможность для цивилизованного, образованного человека вернуться в мир природы, не тронутой “просвещением”. Появление цивилизованного человека в мире “детей природы” привело к драме.
Слайд 13Викторина
В каком произведении Пушкина, помимо "Цыганы" звучит романтический мотив бегства в
далекие края?
Ответ: «Кавказский пленник»
О ком Пушкин сказал, что хотел изобразить в нём «равнодушие к жизни и к её наслаждениям» и «преждевременную старость души», и к каким ещё его героям можно отнести эту характеристику?
Ответ: О Пленнике, но можно эту характеристику отнести и к Алеко, и к Онегину.
Слайд 14Какое приключение послужило толчком для создания «Цыган»?
Ответ: Пушкин влюбился в цыганку
и несколько дней кочевал с цыганским табором: «И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил».
Что привело Алеко в табор?
Ответ: "Он хочет быть как мы цыганом;
Его преследует закон"
Желание сбежать от неволи душных городов, где нет любви, и нет веселий.
Слайд 15Согласны ли вы, что Алеко эгоист? Если да, то почему?
В чем
конфликт поэмы?
Ответ: Основной конфликт поэмы «Цыганы» заключается в противостоянии представлений о жизни двух миров — мира города, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обременённой сложными условиями выживания
Слайд 16Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым стремится Алеко.
Как вы думаете, совместимы ли эти понятия?
Имел ли Алеко право убивать человека?