Слайд 1Подготовка к сочинению
по роману А.С.Пушкина
Капитанская дочка»
Слайд 2Темы сочинений
1. Становление личности Петра Гринева под влиянием жизненных испытаний.
2. Образ
Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
3. «Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин.
4. Смысл названия романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
5. Образ Савельича в романе А.С.Пушкина
«Капитанская дочка».
Слайд 3Работа над сочинением
1. Внимательно прочитать тему.
2. Найти ключевое слово. Сформулировать тему-вопрос.
Определить границы темы.
3. Сформулировать главную мысль своего сочинения и записать ее.
4. Отобрать материал (эпизоды, цитаты).
5. Составить план.
Слайд 4«План необходим,- писал К.Паустовский,-
но он не должен тяготеть над произведением,
как чертеж, не подлежащий изменению».
Слайд 5Тема сочинения:
Смысл названия романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Слайд 6Рабочие материалы
1. Ключевое слово(а)
2. Тема-вопрос:
3. Идея сочинения:
4. Эпизоды, цитаты:
5. План
Слайд 7Тема-вопрос:
Почему роман называется «Капитанская дочка»?
Слайд 8Идея (главная мысль) сочинения:
Слайд 9Идея (главная мысль) сочинения:
Показать, как в жизненных испытаниях закаляется характер Маши
Мироновой; как робкая и застенчивая Маша смогла победить судьбу горькой сироты, обрела любовь, счастье, семью, восстановила доброе имя своего жениха.
II. Озаглавим основную часть
1.
2.
3.
4.
5.
6. III.
II. Образ Маши Мироновой. Или (Как раскрывается характер Маши Мироновой на протяжении романа).
1.
2.
3.
4.
5.
6. III.
II. Образ Маши Мироновой.
1. Первое впечатление, которое произвела Маша на рассказчика. Внешность героини.
2.
3.
4.
5.
6. III.
II. Образ Маши Мироновой.
1. Первое впечатление, которое произвела Маша на рассказчика. Внешность героини.
2. Черты характера капитанской дочки, которые раскрываются во время мирной жизни в крепости:
а) в отношении к родителям (своим и Гринева)
б) в отношении к Швабрину
в) в отношении к Гринёву
3.
Слайд 141. Первое впечатление, которое произвела Маша на рассказчика.
2. Черты характера капитанской
дочки, которые раскрываются во время мирной жизни в крепости:
а) в отношении к родителям (своим и Гринева);
б) в отношении к Швабрину;
в) в отношении к Гринёву.
Главные испытания в жизни Маши:
а) смерть родителей;
б) в плену у Швабрина.
Слайд 154. Как дополняет образ Маши эпизод ее поездки в Царское Село
к Екатерине II?
5. Отношение к капитанской дочке других героев романа (Савельич, попадья, родители Гринева)
6. Идея романа. Её воплощение в образе Маши Мироновой.
III.
Слайд 164. Как дополняет образ Маши эпизод ее поездки в Царское Село
к Екатерине II?
5. Отношение к капитанской дочке других героев романа (Савельич, попадья, родители Гринева)
6. Идея романа. Её воплощение в образе Маши Мироновой.
III. Нравственный идеал А.С.Пушкина.
Мое отношение к героине.
Слайд 17Вступление (обычно 3 предложения)
Должно быть небольшим, но интересным. Чаще всего обращают
внимание на то, что написано в начале и в конце текста.
Цели:
- ввести в тему,
назвать проблему, которой посвящен текст
- подготовить к восприятию текста
- заинтересовать потенциального читателя и др.
Слайд 19Виды вступлений
Аналитическое (тема, проблема)
Лирическое (о своем опыте знакомства с произведением, героями)
Историческое
(о времени, описанном в произведении)
Философское (вопрос или проблема)
Биографическое (связь с событиями жизни автора)
Слайд 21Вступление
Аналитическое
(Эпиграф «Береги честь смолоду»
Проблема чести и достоинства
Относится
не только к главному герою, но и к ….)
Слайд 22Вступление
Лирическое
(о своём опыте знакомства с романом; о том, почему именно
эта тема привлекла)
Слайд 23Приёмы - магниты
«Магнит» или «зацепляющий крючок».
Он нужен для того, чтобы привлечь
внимание.
1. Вопрос
(риторический или просто интересный вопрос по теме)
Например: Часто ли мы задумываемся о самой природе нигилизма?
Слайд 24Приёмы - магниты
2. Интересные наблюдения
Пример: Нам кажется, что нигилизм остался
в рамках своего века, когда он был изучен и прокомментирован гениальным Ницше.
3. Яркие высказывания знаменитых людей,
Пословицы.
4. Восклицание
(Как хочется иногда представить себя на месте героя романа!)
Слайд 25
5. «Маска оппонента» (мы как бы надеваем на себя маску оппонента
или неискушенного читателя, способного лишь к поверхностному восприятию текста).
Слайд 26
6. «Сломанный компас», или ассоциация
(выбирается какая-либо ассоциация, даже далекая от проблематики
текста, а потом выявляется их глубинная связь)
Пример: Недавно мне случилось наблюдать за очень «крутым» парнем, а потом выяснилось, что внутри его крутости и уверенности – такая глубина тоски и нежелания хоть что-то позитивно принять, что я многое понял. Вот он современный нигилист. …
Слайд 27Обычно после предложения-магнита следует предложение или два, которые помогают перейти собственно
к предмету осмысления.
Слайд 28Оформление
Двадцатое февраля.
Сочинение на тему
«…………………»
(по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
План.
I.
II.
1.
2.
III.
Слайд 29Советы
1. Обязательно назвать ЖАНР (роман, повесть)!
2. Обязательно назвать автора и название
произведения.
3. Каждую часть плана лучше писать с красной строки.
Слайд 304. Помните о приёмах, помогающих «оживить» сочинение, сделать ярким, эмоциональным:
Не бойтесь
высказать свое отношение к герою, его поступку
сравнить героя с героем другого произведения;
сравнить произведения разных видов искусства (роман со спектаклем, кинофильмом)
5. Ищите «нестёртые» слова.
Слайд 31Домашнее задание
1. Написать сочинение на одну из тем.
2. Индив. задания: устные
сообщения
Об адресате стих. К*** (А.П.Керн) (4 мин.)
О лицейск. друзьях Пушкина (3 мин.)
А) А.А.Дельвиг б) И.Пущин в) В.Кюхельбекер
Г) А.М. Горчаков д) Ф.Ф. Матюшкин
Слайд 32Домашнее задание
1. Подготовка к сочинению (план, тема-вопрос, идея, эпизоды) по темам
«Образ Пугачева», «Гринёв в жизненных испытаниях», «Гринев и Швабрин»).
2. Индив. задания: устное сообщение
Об адресате стих. К*** (А.П.Керн) (4 мин.)
О лицейск. друзьях Пушкина (3 мин.)
А) А.А.Дельвиг б) И.Пущин в) В.Кюхельбекер
Г) А.М. Горчаков д) Ф.Ф. Матюшкин