Слайд 2«Песнь о Роланде» – одно из первых произведений на французском языке,
записанное в Англии в XII веке и широко известное по всей Европе.
«Песнь о Роланде» – самая знаменитая из поэм французского средневековья». Нас этот памятник письменности влечет тем, что с его помощью мы сможем рассмотреть главные свойства средневекового мышления и сознания; сможем увидеть условия появления новой культуры и литературы в частности.
Слайд 3Формы средневековой литературы
1) на латыни, хранительнице античности, велось богослужение, создавались новые произведения;
2) на фольклорной основе создавались национальные литературы западноевропейских народов, литература средневековья представляет доавторскую стадию литературного развития, и главным жанром был народно-героический эпос;
3) наряду с эпосом формируется жанровая система средневековой литературы, ее основу составляли религиозные поучения, описания жития святых, исторические хроники, философские и религиозные трактаты, описания животных, растений, минералов (прообраз научной литературы).
Слайд 4Литературные памятники средневековья
Слайд 5Как можно объяснить тот факт, что «Песнь о Роланде» доходит до
нас в рукописях XII века, а мы относим это произведение к раннему средневековью?
Чтение статьи В. И. Коровина «Песнь о Роланде» и предисловия Н. Томашевского «Песнь о Роланде» в учебнике (с. 46–48) с последующим обсуждением.
Выполнения задания 1 из раздела «Размышляем о прочитанном» (с. 59).
Словарная работа.
Что означает термин «эпос»?
Слайд 6Эпос -
с древнегреческого «слово», «повествование»:
род литературы, выделяемый
наряду с лирикой и драмой, повествование, в котором обязательно есть повествователь;
жанр (в более узком и специфическом смысле), героический эпос.
Народно-героический эпос возник на основе мифологических традиций и богатырской сказки.
Слайд 7Особенности эпоса
славное историческое прошлое какого-либо народа;
реальное историческое событие, изображенное так,
чтобы возвеличить события, время, героев;
обычно борьба племен или народов;
герой – воин, в котором воплощены лучшие черты народного характера;
стиль величавый, торжественный, соответствующий величию народного характера
Слайд 8Возникновение
«Песнь о Роланде» – ярчайший памятник эпохи Каролингов, сформировавшийся в рыцарской
среде, отражающий идею построения всемирной христианской империи. Складывалась на протяжении IX–XII веков.
Время возникновения поэмы, ее происхождение, возможное авторство – вопросы, которые до сих пор вызывают разногласия. Возможно, что до письменного варианта «Песнь о Роланде» существовала в устной форме.
Автор «Песни» неизвестен. Возможно, что это некий Турольд, нормандец по происхождению, живший в Англии во второй половине XII века, но о нем ничего не известно, авторство не доказано.
«Песнь о Роланде» – один из множества существовавших вариантов поэмы. Наибольшую популярность этот эпос приобрел в эпоху крестовых походов. Но в XV веке с наступлением Возрождения «Песнь о Роланде» постепенно забыли. И лишь в начале XIX века, в эпоху романтизма, о ней вспомнили вновь.
Франциск Мишель, нашедший рукопись, опубликовал ее, «Песнь» снова оказалась близкой народу, ее создавшему. С тех пор «Песнь о Роланде» стала настоящим национальным эпосом Франции.
Слайд 9Сопоставление исторической реальности и поэтического воплощения
«Песнь о Роланде» – образец героического
эпоса, а задача эпоса – показать величие эпохи, событий, героев. Как же создается это величие?
Слайд 10Сопоставление исторической реальности и поэтического воплощения
Историческая реальность
Какому событию посвящена «Песнь»?
Описан
поход Карла Великого 778 года в Испанию, вмешательство в междоусобную борьбу в Кордовском эмирате
Поэтическое воплощение
Как говорится об этом событии
в поэме?
7 лет войны в Испании
Слайд 11Сопоставление исторической реальности и поэтического воплощения
Кто был главным противником франков?
Арьергард Карла
был разбит в Ронсевальском ущелье басками-христианами
Как называет поэма врагов франков?
Сарацины, нехристи, мавры...
Слайд 12Сопоставление исторической реальности и поэтического воплощения
Кто в центре повествования?
Карл Великий, родился
в 742 году, король с 768 года, в 800–814 годах – император.
В 778 году ему было 36 лет, всего прожил 72 года. Это значительный возраст для средних веков (средняя продолжительность жизни – 35–40 лет)
Каким предстает Карл в поэме?
Седовлас, Марсилий думает, что ему 200 лет.
Почему так думают о Карле?
Карл – зрелый человек, мудрый правитель, он успешен, популярен, любим:
«Наш Карл!»
Слайд 13Сопоставление исторической реальности и поэтического воплощения
Каковы итоги похода в Испанию?
Осада Сарагосы
не увенчалась успехом, известие об очередном восстании саксов заставило Карла покинуть Испанию. Удалось захватить небольшую приграничную территорию, была образована Испанская марка
Как в поэме показывается поражение франков?
Карл разгромил сарацинов, крестил мавров и вернулся в Ахен
Слайд 14Сопоставление исторической реальности и поэтического воплощения
Как зовут главного героя битвы?
Эйнхард среди
знаменитых рыцарей Карла упоминает Хруодланда, префекта Бретонской марки, который был убит, «как и многие другие». Подробных сведений нет, идут споры о реальности этой личности
Почему герою поэмы не оставлено историческое имя?
Возможно, Роланд – образ собирательный
Слайд 15Сопоставление исторической реальности и поэтического воплощения
Исход событий.
Военное поражение в Испании
Исход событий.
Победа
франков моральная, в ней торжество христианских идей и справедливости
Слайд 16Почему в «Песне о Роланде» происходит такая трансформация (изменение) исторической реальности?
Автора «Песни» сложно упрекнуть в незнании. Анналы Карла Великого оставили свидетельство об этих событиях. То, о чем пишет автор, для него цельно и логично. Мы видим в этой трансформации реальности проявление особенностей сознания средневекового человека.
Слайд 17Черты сознания средневекового человека
коллективное мифологическое сознание;
полярность представлений о мире: добро –
зло, свой – чужой, Бог – дьявол;
религиозность, следование традициям, соблюдение канонов, почитание авторитетов;
символизм сознания: каждый жест, слово, вещь наделяются особым значением, смыслом;
дуализм, сочетание элементов языческого и христианского сознания.
Слайд 181. Литературное произведение живет по своим законам и следует своим целям.
С какой целью создавались эпические произведения средневековья?
(Нарисовать идеал народного героя.)
2. Для создания системы образов в «Песне о Роланде» используется принцип парности:
Царь Марсилий – король Карл; Бланкандрин – Ганелон; Балигант – Роланд; Аэрольт – Оливье; Халиф – Турпен; Альда – Брамимонда.
3. Как характеризуются мавры и франки? Почему так резко отличаются характеристики этих героев?
4. Какие герои выражают не только христианскую, но и национальную идею? (Король, Роланд.)
5. На что указывает парная система образов?
6. Можем ли мы говорить о преобладании языческого или христианского в сознании средневекового человека?
(Сосуществуют черты и христианского, и языческого сознания.)
Слайд 19Композиция
На какие части можно поделить «Песнь о Роланде»? Сколько их будет?
Можно выделить три части.
1. Переговоры с маврами. 2. Битвы. 3. Возмездие.
Композиция строится по принципу симметрии.
Слайд 20Композиция
Описание двух посольств.
Мавры (Бланкандрин) – христиане (Ганелон)
Описание двух сражений.
Победное – гибельное
Описание
возмездия.
Мусульманам – Ганелону
Слайд 21Рефлексия
Какие условия повлияли на формирование сознания средневекового человека?
Как в народном эпосе
создается образ величия?
В чем ценность изучения исторической литературы для современного человека?
Слайд 22Вывод
Изучение исторической литературы удовлетворяет не только познавательный интерес современного человека, но
обогащает нас традициями наших предшественников, к нашему представлению о мире добавляется иное представление, мы становимся богаче в своем восприятии самих себя, начинаем понимать, кто мы и откуда.