Слайд 1А М Горький
Пьеса
«НА ДНЕ»
Человек создан не для того,
чтобы влачить
цепи,
а для того, чтобы, широко
расправив крылья, парить над землей.
В. Гюго
Слайд 2«На дне» — самая известная пьеса Максима Горького. Пьеса была написана
в конце 1901 — начале 1902 гг. Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих.
В январе 1904 г. пьеса получила Грибоедовскую премию.
Пьеса была разрешена к постановке только в МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 г. в Московском Художественном Театре режиссёрами К. С. Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин) и Немировичем-Данченко. К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз.
Слайд 3 В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого
неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на «дно» жизни. .
Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных
подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие «бывшие люди». .
РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
Слайд 4Здание приюта "Бугровская ночлежка" построено в 1880–1883 г. Строительство
велось на средства
предпринимателя и благотворителя
А.П. Бугрова.
Обитатели приюта послужили прототипами пьесы Горького "На дне". Ночлежка признана объектом культурного наследия регионального значения.
Слайд 5 Макет ночлежки.
Рисунок, присланный Горьким Московскому
Художественному театру в связи с
работой
над постановкой пьесы "На дне".
Наверху надпись Горького: "Это может дать общее
представление о внутренности ночлежки, но здесь
слишком просторно, слишком много воздуха".
1902
Слайд 7АКТЁР
кличка, напоминающая о его театральном прошлом. В перечне действующих лиц указан
только его возраст: «лет под 40», нет даже имени, алкоголик.
«Пропил я душу, старик... я, брат, погиб...»
«Нет у меня здесь имени... это обидно - потерять имя! Даже собаки имеют клички... Без имени нет человека...»
Пьеса заканчивается сообщением о самоубийстве Актера и репликой Сатина об испорченной песне.
Слайд 8БАРОН
Тридцати трех лет. Человек без имени, в обращении к нему ночлежники
используют его былой титул. Неизвестно, что его бросило на «дно», скорее всего пьянство.
Сочетание характерных для аристократа манер, словечек, остатков барского лоска с условиями грязной ночлежки часто создаст комический эффект в поведении этого самого, пожалуй, нелепого человека в пьесе.
«А... ведь зачем-нибудь я родился... а?» Это трагедия человека, не заметившего, как прошла жизнь и слишком поздно осознавшего это.
Слайд 9НАСТЯ
«Девица, 24-х лет», сожительница Барона. От суровой и грязной жизни пытается
спастись уходом в мечту, навеянную бульварными романами, один из которых, под названием «Роковая любовь», она читает в пьесе, подвергаясь насмешкам ночлежников и плача над прочитанным. Придумывает себе любовь, вычитанную из книжек, рассказывает о ней ночлежникам, сама в нее веря.
В окружающей ее жизни Н. не видит ничего светлого. «Надоело мне... лишняя я здесь». Происшедшая в ночлежке трагедия толкает ее к уходу. Но в конце пьесы она вновь появляется на сцене - Ей отсюда нелегко, а может быть, и невозможно выбраться.
Слайд 10БУБНОВ
картузник, 45 лет
Все люди на земле — лишние.
Шум — смерти не помеха.
Все
так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?
Все хотят порядка, да разума нехватка.
А кто пьян да умён — два угодья в нём…
Вовремя уйти всегда лучше.
На что мне совесть? я – небогатый!
Люди все живут…как щепки по реке плывут
Всё сказки
Слайд 11«слесарь, 40 лет». В ночлежке оказался недавно из-за тяжелых обстоятельств -
болезни жены - чувствует себя среди ночлежников чужим. У него есть рабочее место, инструменты. К обитателям ночлежки относится с презрением «…Я - рабочий человек... мне глядеть на них стыдно...» Он стремится вырваться из ночлежки: «Вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот... умрет жена... » Клещ суров и черств по отношению к жене, хотя, тяжело переживает ее болезнь и смерть. К концу действия он становится терпимее и внимательнее к окружающим.
КЛЕЩ
Слайд 12«54 года, содержатель ночлежки». Он женат на женщине, вдвое моложе его,
живет не только платой на ночлежку, но и скупкой краденого у Пепла, о чем знают все его квартиранты. Жильцы не любят Костылева., относятся к нему насмешливо, дерзят.
Вместе с женой он издевается над Наташей, свояченицей, в их доме постоянные драки. В момент одной из них Наташе обварили кипятком. из самовара ноги. Пепел, заступаясь за Наташу, ударил Костылева и невольно убил его.
КОСТЫЛЕВ
Слайд 13ВАСЬКА ПЕПЕЛ
28 лет, вор. Это «аристократ» в среде ночлежников — у
него здесь отдельная комната. Для ночлежников свой человек. У него водятся деньги, и он дает товарищам по их просьбе на выпивку Такой образ жизни не дает ему удовлетворения.
«Иди... со мной, — говорит он Наташе, — ...брошу воровство!.. Я грамотный... буду работать... я чувствую: надо жить... иначе!.. Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать... оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня... Назови ты... Наташа... пожалей меня! Несладко живу... волчья жизнь мало радует...»
Слайд 14 Крючник. В ряде случаев ночлежники называют его Асаном, иногда князем
— распространенной в то время обидной для татар кличкой. Татарин — своеобразный резонер, проповедующий необходимость соблюдения морали и общечеловеческого закона. Большинство его реплик в произведении именно такого характера. «Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон терял — пропал!.. Не обижай человека — вот закон!» Но поучения Татарина выглядят комично в обществе, живущем не по законам и вне обычной морали.
ТАТАРИН
Слайд 15ЛУКА
странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Литературный критик
И.Ф. Анненский характеризовал его словом «бегун». Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения, которые он находит практически для каждого из обитателей ночлежки
После появления старика Луки, для которого ложь во спасение правде равносильна, в пьесе лицом к лицу сталкиваются правда и ложь — две противоборствующие силы.
Слайд 16Не всегда правдой душу вылечишь
Человека приласкать никогда не вредно
Ни одна блоха —
не плоха. все — черненькие, все — прыгают
Так, без причины, и прыщ не вскочит
Все мы на земле странники
Человек должен уважать себя
Человек все может… лишь бы захотел
Он {человек} — каков есть — а всегда своей цены стоит
Во что веришь, то и есть
Христос всех жалел и нам велел
Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил
Всяко живет человек…как сердце налажено, так и живет
Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь
В ЧЁМ ПРАВДА ЛУКИ
Слайд 17САТИН
«Лет под 40». Лишь в третьем акте из реплики Луки становится
известно его имя: «Веселый ты, Костянтин... приятный». Раньше он «много читал книг», «был образованным человеком». Это подтверждается лексикой и всем строем речи. У Сатина независимый характер. Он может показаться циничным. Он уже ни во что не верит и бравирует этим. Однако ему не чуждо сострадание, он хороший товарищ, окружающие относятся к нему с симпатией. Монологи Сатина подводят итог всему происшедшему в пьесе и формулируют этическую позицию автора.
Слайд 18Кто слаб душой тем ложь нужна.
Характер — вещь полезная.
Многим деньги легко достаются,
да немногие с ними легко расстаются.
Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее.
Дважды убить нельзя.
В карете прошлого ни куда не уедешь.
Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь?
Ложь — религия рабов и хозяев…
Правда — бог свободного человека!
В ЧЁМ ПРАВДА САТИНА
Слайд 19Человек может верить и не верить… это его дело!
Человек — свободен… он за
все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!..
Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно!
Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга!
Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!
Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!
В ЧЁМ ПРАВДА САТИНА
Не все были согласны с этой концепцией, вложенной Горьким в уста Сатина. Так И.Ф. Анненский критиковал сцену монолога Сатина о Человеке словами: «…не страшно ли уж будет человеку-то, а главное, не безмерно ли скучно ему будет сознавать, что он - все, и что все для него и только для него?..»?
Слайд 20
В пьесе «На дне» Горький показывает
людей сломленных жизнью,
отброшенных обществом.
«На
дне» — это произведение, которое лишено действия, в нем нет завязки, основного конфликта и развязки.
Это набор откровений различных людей, собравшихся в ночлежке.
Каждый герой несет какую-то свою философию, свою идею, над которыми
нам предстоит еще
ни один раз поразмышлять.
Слайд 21
Тест по пьесе М.Горького
«НА дне»
Слайд 221899
1900
1902
1906
1898
1. В каком году была написана пьеса М. Горького «На дне»?
Слайд 23Первоначальные названия пьесы были «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни».
Перед
тем, как написать пьесу, Горький долгое время сам изучал жизнь ночлежников.
Каждый из героев пьесы имеет свой прототип.
Первоначально Горький задумал написать пьесу о разорившемся помещике – Бароне, оказавшемся на «дне жизни» вместе с другими ночлежниками, однако сюжет вскоре был изменён.
При подготовке спектакля «На дне» в Московском Художественном театре для актёров устроили «экскурсию на дно общества».
2. Какое из следующих суждений о создании пьесы неверно?
Слайд 24Драма.
Комедия.
Трагедия.
Поэма.
Роман.
3. Определите жанр произведения «На дне»:
Слайд 25Алёшка.
Петька.
Квашня.
Василиса.
Татарин.
4. Кто из следующих лиц НЕ является героем пьесы?
Слайд 26в ночлежном доме.
на заброшенной улице.
под ветхим мостом.
в пещере.
в полуразваленном здании.
5. Где
происходит действие пьесы?
Слайд 27«Вихрь»
«Кабак»
«Пустырь»
«Пустошь»
«Сарай»
6. Укажите название места, которое описывает автор в третьем действии:
«…засоренное разным
хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его — высокий кирпичный брандмауэр. Он закрывает небо. Около него — кусты бузины. Направо — темная, бревенчатая стена какой-то надворной постройки: сарая или конюшни…»
Слайд 28Он мечтает подняться со дна жизни – его все надежды связаны
со смертью жены.
Он мечтает уехать в Сибирь.
Он мечтает продать свой инструмент и на полученные деньги нанять новое жильё.
Он мечтает убить Костылёва и завладеть его имуществом.
Он мечтает продать старый инструмент и на полученные деньги приобрести новый.
7. О чём мечтает Клещ?
Слайд 29Клеща.
Ваську Пепла.
Сатина.
Актёра.
Бубнова.
8. Кого пытается использовать Василиса
для достижения своей основной цели
– убийства мужа и завладения его имуществом?
Слайд 30Сверчков-Задунайский.
Заволжцев-Задунайский.
Петров-Задунайский.
Сверчков-Приморский.
Сверчков-Заволжский.
9. Укажите фамилию Актёра "по сцене":
Слайд 31Актёром театра.
Шулером.
Картузником.
Телеграфистом.
Помещиком.
10. Кем был Сатин до того, как попал в ночлежку?
Слайд 32Кривому Зобу.
Ваське Пеплу.
Клещу.
Костылеву.
Бубнову.
11. Кому принадлежат следующие слова:
«Мой путь — обозначен мне!
Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал... Я когда маленький был, так уже в ту пору меня звали вор, воров сын...»?
Слайд 331В; 2Г; 3А; 4Б;
1А; 2Б; 3Г; 4В;
1В; 2Г; 3Б; 4А;
1Г;
2В; 3А; 4Б;
1А; 2Б; 3В; 4Г.
12. Установите соответствие между героями пьесы и путями,
которые опустили их на дно жизни.
Выберите вариант ответа,
отражающий правильное соответствие выбранных позиций.
Слайд 34о богатстве.
о поездке в Сибирь – подальше от всех.
о свадьбе с
Клещом.
о написании романа о своей жизни.
о вечной настоящей любви.
13. О чём мечтает Настя?
Слайд 35Сатина.
Костылева.
Луку.
Ваську Пепла.
Алёшку.
14. Какого героя критик И.Ф. Анненский охарактеризовал следующими словами:
«Старик, которого
в жизни только мяли, выносит из своих тисков незлобивость и свежесть»?
Слайд 36К Насте.
К Василисе.
К Анне.
К Наташе.
К Квашне.
15. К кому обращается Лука со
следующими словами:
«Это ничего! Это — перед смертью... голубка. Ничего, милая! Ты — надейся... Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно... ничего больше не надо будет, и бояться — нечего! Тишина, спокой... лежи себе! Смерть — она всё успокаивает... она для нас ласковая... Помрешь — отдохнешь, говорится... верно это, милая!»?
Слайд 37Он твёрдо решил бросить пить.
Ему предложили новую роль – он воодушевился.
Он
нашёл новый смысл своей жизни – любовь.
Он решил вырваться из подвала и начать новую жизнь.
Лука посоветовал ему лечиться в специальной лечебнице, находившейся в каком-то городе, где с радостью принимают и лечат пьяниц.
16. После разговора с Лукой Актёр произносит следующие слова:
«Снова... сначала... Это — хорошо. Н-да... Снова? Ну... да! Я могу?!. Ведь могу, а?»
С чем связано изменение поведения Актёра, считавшего себя погибшим человеком?
Слайд 38уехать в Сибирь и начать новую жизнь.
жениться на Василисе.
убить Костылёва и
завладеть его имуществом.
смириться со своим положением.
жениться на Квашне и уехать подальше от прошлой жизни.
17. Что советует Лука Ваське Пеплу?
Слайд 39ни одно из приведённых утверждений не является верным.
верны утверждения А, Б,
В.
верны утверждения А, Б.
верны все утверждения.
верны Б, В, Г.
18. Даны четыре утверждения о Луке:
(А) Давая советы героям пьесы, Лука руководствуется принципом «ложь во спасение».
(Б) Лука верит в силу мечты.
(В) Лука – некий носитель мудрости, дающий людям какое-то свое Евангелие – определенную правду. В этом заключается смысл имени Лука.
(Г) Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий.
Какое(-ие) из этих утверждений верно(-ы)?
Слайд 40Луку.
Сатина.
Актёра.
Ваську Пепла.
Татарина.
19. Какого героя И.Ф. Анненский охарактеризовал следующими словами:
«Шулер, побитый за
нечистую игру и одурманенный водкой, страстно, хотя и с надрывом, говорит об истинах, которые волнуют лучшие умы человечества»?
Слайд 41ни одно из приведённых утверждений не является верным.
верны утверждения Б, В.
верны
утверждения А, Б.
Верны утверждения А, В.
верны все утверждения.
20. Даны три суждения о Сатине и Луке:
(А) Сатин и Лука – антиподы.
(Б) Сатин и Лука проповедуют одно и то же, только подход у каждого иной.
(В) Сатин – проводник мыслей автора в пьесе, а Лука – нет.
Какое(-ие) из этих утверждений верно(-ы)?
Слайд 42монолог Сатина о Человеке.
разговор Луки и Актёра.
разговор Луки и Васьки Пепла.
разговор
Луки и Анны.
монолог Барона о своей жизни.
21. Какую сцену пьесы «На дне»
критиковал И.Ф. Анненский следующими словами:
«Слушаю я <…> и говорю себе: да, все это, и в самом деле, великолепно звучит. Идея одного человека, вместившего в себя всех, человека-бога (не фетиша ли?) очень красива. Но отчего же, скажите, сейчас из этих самых волн перегара, из клеток надорванных грудей полетит и взовьется куда-то выше, на сверхчеловеческий простор дикая острожная песня?
Ох, гляди, <…>, не страшно ли уж будет человеку-то, а главное, не безмерно ли скучно ему будет сознавать, что он - все, и что все для него и только для него?..»?
Слайд 43Сатина.
Кривого Зоба.
Актёра.
Луку.
Клеща.
22. Какого из следующих героев пьесы «На дне»
И.Ф. Анненский характеризовал
словом "бегун"?
Слайд 441А; 2Б; 3В
1Б; 2А; 3В
1В; 2А; 3Б
1Б; 2В; 3А
1В;
2Б; 3А
23. Установите соответствие между героями пьесы «На дне»
и их дальнейшими судьбами.
Выберите ответ, отражающий правильный вариант выбранных позиций.
Слайд 45Герои мечтают о свободе. Они воспринимают свою жизнь как тюрьму.
Герои поют
те песни, которым их учили родители.
Герои поют песни от скуки.
Герои поют эту песню, чтобы забыть своё положение.
Ни одно из приведённых утверждений не является верным.
24. Дан отрывок из песни, которую пели герои пьесы:
Солнце всходит и заходит,
А в тюрьме моей темно.
Дни и ночи часовые
Стерегут мое окно.
О чём свидетельствует эта песня?
Слайд 46спор о человеческих судьбах.
спор о счастье.
спор о правде и мечте.
спор о
благополучии.
спор о великих делах рук человеческих.
25. Каков основной спор в пьесе М.Горького «На дне»?