Слайд 1Нравы и обычаи Запорожской Сечи.
Работу выполнила
ученица 7 класса
МКОУ «Казулинская СОШ»
Фёдорова Саша.
Кураторы: учитель литературы Байкова Г.А., учитель технологии Полищук Т.В.
2017
Слайд 2Запорожская Сечь! Удивительный общественный порядок, известный мировой науке как казацкая христианская
республика, а запорожские казаки - боевая сила, сформированная на демократических должностях самим народом.
Сечь у всех на устах, о ней говорили как о каком-то царстве воли и права, о ней пели кобзари, составляли песни и легенды. От самого начала своего существования Запорожская Сечь была ячейкой свободолюбия.
Слайд 3В своей известной повести «Тарас Бульба»,
Н. Гоголь изображает довольно ярко и
достоверно жизнь и обычаи Запорожской Сечи. Давайте же вместе с Тарасом Бульбой и его сынами - Остапом и Андреем - героями повести - отправимся в Запорожскую Сечь.
Слайд 4Впервые мы видим Запорожскую Сечь глазами Остапа и Андрия, сыновей Тараса
Бульбы. Сначала — предместье с кузницами, лавками, пекарнями, шинками, «...которое одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей». Потом — сама Запорожская Сечь, где по полю были разбросаны курени, которые напоминали отдельные государства. В каждом курене был свой атаман, свой запас провизии, свой кашевар. Несмотря на это все казаки подчинялись кошевому — атаману, «который выбирался из своих же запорожских казаков». Все важные вопросы решали сообща, на общем собрании.
Прием в Сечь был прост — надо было сказать: «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки исправно ходили на службу, но о посте и слышать не хотели.
Слайд 5В XVI веке на украинских землях западнее Днепра хозяйничала польская шляхта.
Часть украинской знати приняла католичество, ополячилась, чтобы сохранить и увеличить свои привилегии. Но простой люд упорно сопротивлялся, хранил язык, веру, обычаи предков. Опорой всем стремившимся к независимости была Запорожская Сечь — вольное казачество, обосновавшееся в низовьях Днепра на острове Хортица.
За полверсты до Сечи находилось предместье, в котором жили кузнецы, кожевники, крамари, люди всех наций. Законов на Сечи было мало, но они были слишком жестокими.
Польская шляхта
Слайд 6Старший Бульба, хорошо зная Запорожскую Сечь, ее обычаи и порядки, решает
отправить сынов именно туда. «На той же- таки неделе наряжу я вас на Запорожье. Вот где наука, то наука! Там вам школа; только там наберетесь ума». Он понимает, что именно здесь его сыны станут настоящими казаками-рыцарями, ведь характер человека формируется в жестоких испытаниях, в кровавых боях закаляется воля и мужество, возрастает военная сноровка, верность обязанности и дружбы.
Слайд 7Каждый из запорожцев готов был умереть за своего товарища и свое
Отечество. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества».
Сам он именно так считал.
Поэтому и убил своего сына Андрия, когда узнал, что тот предал товарищей и Отечество.
Казаки всему учились сами, «юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв». Главным занятием запорожцев была война. «Победить или погибнуть» — таков девиз казаков, который они писали на своем оружии.
Слайд 8Обращаем своё внимание на суровые обычаи и законы, которым подчинялись абсолютно
все казаки, без исключения.
Сегодня, в наше время, период Запорожской Сечи, Казачину мы считаем ярчайшим, самым героичным. Именно с того времени, в сущности говоря, и начал формирование наш национальный менталитет. А немало казацких обычаев следовало бы восстановить, так как они являются достойным образцом для наследования. И прежде всего - наше национальное сознание.
И все же, мне кажется, что никакие исторические заслуги не могут оправдать жестокости казаков к своим же соплеменникам и к людям иной веры.
Хотя и запорожцев никто не щадил:
вспомним страшную казнь Остапа и Тараса Бульбы.
Слайд 9Хочу отдельно остановиться на образе Тараса Бульбы - главного героя одноименной
повести Н. В. Гоголя .
Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Суровый и непреклонный, он "отличался грубой прямотой своего нрава" и вел жизнь, полную невзгод и опасностей. " Бывалые казаки, признавая за ним первенство, выбрали Тараса Бульбу наказным атаманом, потому что не было из них никого "равного ему в доблести". Многие перенимали в то время польские обычаи, заводили роскошь, прислугу, обеды, дворы. Тарасу все это было не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков, соблюдая их уклад и традиции.
Человек суровой и вместе с тем нежной души, Тарас не чувствует жалости к сыну-предателю. Без колебаний, с сознанием великой правды того дела, которому служит, он совершил свой приговор: "Я тебя породил, я тебя и убью!"
Слайд 10А сколько отваги в поведении Тараса, на глазах которого его любимый
сын Остап подвергся смертельному испытанию. Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни.
В нем не было ничего эгоистического, мелкого, корыстного.
Его душа была проникнута лишь одним стремлением - к свободе и независимости.
Тарас умер страшной, мучительной, но героической смертью.
Даже в последние минуты думал
Тарас не о муках, которые ждут его. Смотрел он в ту сторону, где отстреливались казаки, преследуемые погоней, и переживал за их судьбу.
Слайд 11
Н. В. Гоголь восхищался Запорожской Сечью и был убежден, что
только Сечь с ее республиканским строем формирует гордых, храбрых и вольнолюбивых казаков.
Он представляет нам Запорожскую Сечь как воплощение мечты украинского народа о вольной жизни, о настоящей дружбе и братстве. Здесь царство равенства и свободы, и на протяжении всей повести Гоголь прославляет законы и нравы
Запорожской Сечи:
"Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы!
Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину! "
Слайд 13Литература.
Н.В Гоголь «Тарас Бульба»
2. Интернет ресурсы:
www.sdamna5.ru/zaporozhskaja_sechj_taras
shkolyaram.narod.ru/sochin28.html
lib4school.ru/printout.php-id=33&bookid=48-15.htm
http://referat.niv.ru/view/referat-literature/3/2606.htm