Слайд 3Второе сентября.
Классная работа.
Слайд 5Уроки нравственности, любви и добра, уроки становления личности.
Слайд 6 Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из
Слайд 7Сформулируйте важную для вас лично цель дальнейшей учебной деятельности.
Слайд 8Цель урока:
Ознакомить учащихся с замыслом, историей создания рассказа И.А. Бунина «Господин
из Сан – Франциско»;
На основе наблюдения, исследования подвести к пониманию смысла названия, символики, особенностей жанровой природы, идейного содержания рассказа;
Развивать аналитико – синтезирующие способности в процессе комплексного анализа художественного текста;
Активизировать основные сферы читательского восприятия;
Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся, формировать у них активную жизненную позицию.
Слайд 9Домашнее задание:
1. Прочитать рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан -
Франциско».
Слайд 11Мотивация учебной деятельности учащихся.
Классик русской литературы, почётный академик по разряду
изящной словесности, первый из русских писателей нобелевский лауреат, поэт, прозаик, переводчик, публицист, литературный критик Иван Алексеевич Бунин уже давно завоевал всемирную славу.
Его произведения открывают перед читателями целый мир с вечными вопросами бытия: «Что такое человек? Какое место он занимает в отношении к обществу?», «Что есть любовь и ненависть, рождение и смерть и какова их роль в жизни человека?»
Слайд 12Первичное осмысление рассказа.
Что в рассказе показалось вам самым неожиданным?
Представьте, что человек,
не читающий рассказ, попросил вас изложить основную мысль этого произведения. Постарайтесь это сейчас сделать.
Сформулируйте самый значимый вопрос, связанный с этим рассказом.
Слайд 13История создания рассказа
СОБЫТИЯ И ЛИЦА, КОТОРЫЕ СОСТАВИЛИ ОСНОВУ РАССКАЗА, НАВЕЯНЫ ЛИЧНЫМИ
ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ОТ ВСТРЕЧ И ПУТЕШЕСТВИЙ.
Путешествуя по миру, И.А. Бунин «стремился обозреть лицо мира»
Во время одного из плаваний по морям и океанам на огромном пароходе завязался спор о социальной несправедливости, в ходе которого Бунин доказал, что неравенство можно увидеть даже в разрезе корабля.
Кроме этого, писателю вспомнилась недавняя смерть в гостинице на Капри, где он отдыхал с женой, богатого американца, чье имя так и осталось для всех неизвестным.
Писатель умело объединил эти два события в одном рассказе, добавив многое из своих собственных наблюдений и мыслей. Впервые опубликован рассказ был в 1915 году.
Слайд 14Заглавие.
В 1915 году появился рассказ «Господин из Сан – Франциско» (
ранняя рукопись датирована 14 – 15 августа этого года и называлась «Смерть на Капри»).
- Подумайте о возможных причинах смены названия. Аргументируйте своё мнение.
Слайд 15Работа по теме урока.
«Господин из Сан – Франциско» - название, которое
на первый взгляд кажется непонятным. Какой господин? Почему нет имени? Рассказ ничего не проясняет, говорится лишь, что имени господина никто не знал. Несложно догадаться, что это не случайность. Бунин умышленно не указывает имени. С ним рассказ превратился бы в историю из жизни какого – то одного человека. Отсутствие подчёркивает типичность образа «господина». Это не конкретная личность, а символ.
Символ человека, который всю свою жизнь посвятил приобретению материальных ценностей, забыв о ценностях духовных. Он превратился в морального урода без чувств, без эмоций, не способного любить, понимать прекрасное.
Слайд 17Тематика рассказа
Тема ужасающих социальных контрастов
Трагичность губительной власти денег над человеком
Тема неизбежной
гибели цивилизации
Тема отчужденности человека от основ нравственности и морали
Тема жизни и смерти
Слайд 19Идея произведения
Идея обреченности бездуховного существования
Слайд 20Проблема произведения
В чем смысл жизни?
Слайд 22Работа по теме урока.
Корабль «Атлантида», носящий имя когда – то затонувшего
острова, становится символом цивилизации в той её форме, в которой она создана современным человечеством, - цивилизации, подавляющей в человеке личность, далёкой от естественных законов бытия.
Антитеза становится одним из основных приёмов создания образной системы рассказа: «Атлантида», с её контрастом палубы и трюма, с её капитаном, подобным «языческому богу» или «идолу», - мир дисгармоничный, искусственный, фальшивый, а уже потому обречённый. Этот искусственно созданный людьми мир замкнут, отгорожен от стихии бытия как враждебной, чуждой и загадочной для него стихии. Мир «Атлантиды» – это мир, где царят сластолюбие, чревоугодие, страсть к роскоши, гордыня и тщеславие, мир, где Бог подменяется идолом.
Слайд 23Особенности композиции
Взаимодействие двух изобразительных планов: внешнего, реалистичного и внутреннего, философского
В первом
действие движется в конкретном настоящем с редкими экскурсами в прошлое – к естественному финалу
Во втором – объединяются все образные ряды, сюжеты, темы, образы-символы, выражающие авторскую мысль. Рассказ выливается в форму философской притчи
Слайд 24Аналитическая беседа.
Почему «господин» и члены его семьи остаются безымянными, в то
время как периферийные персонажи – Лоренцо, Луиджи, Кармелла – наделены собственными именами?
Есть ли в рассказе другие персонажи, оставленные без имен?
Почему никто не запомнил имени господина? Из-за безликости, бесцветности, невыразительности самого героя?
А, может быть, все дело в равнодушии тех, с кем его сводила судьба, в том, что для них он был один из выгодных клиентов – богачей, и только?
Слайд 26Аналитическая беседа.
Почему на последних страницах рассказа писатель «забывает» о жене и
дочери умершего богача?
Какие элементы изображённой картины не мотивированы сюжетом, то есть никак с ним не связан?
В каких фрагментах текста действие развивается стремительно, ав каких сюжетное время будто останавливается?
Слайд 27Образ главного героя
Миллионер из Америки, которая в начале XX века была
самой могущественной страной империализма, задавала тон Европе и всему миру.
Он живет по законам вседозволенности и купли-продажи
У него нет ни собственного имени, ни биографии, ни ума, ни сердца. Он лишен и внутреннего содержания. За время пути он «только один раз подумал, а остальное же время только пил, ел, одевался и раздевался»
Американский капиталист причастен к созданию гигантского парохода «Атлантида», и сам уподобляется механизму, живет по привычке, по образу и подобию людей своего круга, живет, как робот, автоматически справляя обычные физиологические потребности
Герой Бунина не способен к одухотворенной, творческой жизни, он не способен любоваться искусством, памятниками старины, красотой природы.
Жизнь господина из Сан-Франциско оказывается пустой, ничтожной, лишенной какого-либо смысла, что приводит к вырождению личности, к гибели человека
Слайд 29Образы-символы
Многопалубный корабль – макет устройства мира (верхняя палуба – «хозяева жизни»,
нижняя – преисподняя)
Корабль – чудовищная машина, сотворенная людьми, - символ подавления человеческой души
Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств и нравственных исканий – глобальный образ современной цивилизации, образ громадного зла, образ греха
Название корабля «Атлантида» - символ трагического исхода современной цивилизации
Влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» - символ фальши и продажности
Океан – знак бесконечности жизни и одновременно – знак стихии
Ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью
Фигура Дьявола на скалах Гибралтара – прямой символ злых сил
Песни и молитвы абруццких горцев – символ гармоничного существования человека и природы
Простые итальянцы, люди труда - символы осмысленного человеческого существования
Слайд 30Философский смысл произведения
Жизнь прекрасна, но коротка, нужно ценить все её проявления
– и первозданную красоту нетленной природы, и молодую прелесть девушки, и красоту душевного порыва, и все её духовные сокровища.
Современная лжекультура породила самые чудовищные формы подавления человеческого естества, превратила человека в придаток машины, в грандиозный образ «мирового зла», поэтому она обречена. Могущество, богатство, власть капитала призрачны и иллюзорны перед лицом единого для всех живых исхода – перед смертью.
Вечна лишь та «чаша жизни», которую человек сумел за свой короткий век наполнить благотворной влагой
Слайд 31Домашнее задание:
1. Подготовиться к сочинению по творчеству И.А. Бунина.