Презентация, доклад по литературе на тему Н.В.Гоголь. Шинель

Содержание

Презентация к уроку разработана учителем русского языка и литературы МОУ «МГМЛ» (г.Магнитогорск) Шкирмонтовой Л.А.

Слайд 1 Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Шинель»




Художник И. Э. Грабарь

Мы все вышли из «Шинели Гоголя».
Ф.М.Достоевский

Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Шинель»

Слайд 2 Презентация к уроку разработана учителем русского языка и литературы МОУ

«МГМЛ» (г.Магнитогорск)
Шкирмонтовой Л.А.
Презентация к уроку разработана учителем русского языка и литературы МОУ «МГМЛ» (г.Магнитогорск) Шкирмонтовой Л.А.

Слайд 3Цели урока:
1.Познакомить учащихся с историей создания повести; закреплять умение проводить аналогии,

сопоставляя произведения разных писателей;

2.развивать навык самостоятельной творческой работы с текстом;

3. воспитывать внимание и интерес к чтению.
Цели урока:1.Познакомить учащихся с историей создания повести; закреплять умение проводить аналогии, сопоставляя произведения разных писателей; 2.развивать навык

Слайд 4Вспомним:

Дагерротип Н.В.Гоголя (1809 – 1852), сделанный Сергеем Левицким в 1845

году

Происхождение Гоголя?
Согласно семейному преданию,
он происходил из старинного
Казацкого рода
Образование, которое
получил писатель?
Гимназия высших наук в
Нежине.
Полная фамилия
Н.В.Гоголя?
Фамилия прирождении –
Яно́вский, с 1821 года  —
Го́голь-Яно́вский. Н.В.Гоголь
отбросил 2-ю часть фамилии.

Вспомним: Дагерротип Н.В.Гоголя (1809 – 1852), сделанный Сергеем Левицким в 1845 годуПроисхождение Гоголя?Согласно семейному преданию, он происходил

Слайд 5 Вспомним:

2. Найдите лишнее, обоснуйте своё мнение:
2.1.«Шинель», «Мёртвые души», «Ревизор», «Тарас

Бульба».
2.2.«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Мёртвые души».

Вспомним:2. Найдите лишнее, обоснуйте своё мнение:2.1.«Шинель», «Мёртвые души», «Ревизор», «Тарас Бульба».2.2.«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас

Слайд 6«Шинель». О чём рассказывается в повести«Шинель»?
Иллюстрация А. И. Зыкова
Худ. Н.Г.Гольц

«Шинель». О чём рассказывается в повести«Шинель»?Иллюстрация А. И. Зыкова Худ. Н.Г.Гольц

Слайд 7 Замысел сюжета
По словам исследователей творчества Гоголя, замысел

повести родился из анекдота о мелком чиновнике, страстном фанате охоты, который хотел купить себе дорогое ружье и долго копил на свою мечту. Наконец он купил заветное ружье, но, плывя по Финскому заливу, он потерял его. Чиновник вернулся домой, от переживаний заболел горячкой, чуть не умер, но его спасли сослуживцы, купив ему новое ружьё.

Замысел сюжетаПо словам исследователей творчества Гоголя, замысел повести родился из анекдота о мелком

Слайд 8
Как Н.В.Гоголь
переосмыслил сюжет
анекдота?


Как Вы думаете, с какой
целью он это сделал?
Рис.

zarbusha
Как Н.В.Гогольпереосмыслил сюжет анекдота?Как Вы думаете, с какойцелью он это сделал?Рис. zarbusha

Слайд 9 Проверка домашнего задания. Система образов: афиша к спектаклю по повести
*Акакий Акакиевич

Башмачкин-чиновник, «вечный титулярный советник».
*Сослуживцы А. А.
*Хозяйка квартиры А.А.
*Петрович, портной.
*Жена Петровича.
*Враг получающих 400 рублей в год - северный мороз.




*Будочник.
*«Разбойники»
*Частный- начальник
полицейской части.
*Какой-то титуляр-ный советник.
*Значительное лицо.
*Каролина Ивановна
*Будочники, «Многие деятельные и заботли-вые люди»

Проверка домашнего задания. Система образов: афиша к спектаклю по повести *Акакий Акакиевич Башмачкин-чиновник, «вечный титулярный советник».*Сослуживцы

Слайд 10Система образов. Какие два образа повести мы не назвали, но они

очень важны для понимания смысла произведения?

Образ Петербурга











Худ. Кукрыниксы

Образ шинели

Система образов. Какие два образа повести мы не назвали, но они очень важны для понимания смысла произведения?Образ

Слайд 11Проверка домашнего задания. Система образов.
Распределите
героев по группам:

* главные герои,

* второстепенные


персонажи,

* внесценические
персонажи.




Какова их роль в
повести ?

Проверка домашнего задания. Система образов.Распределитегероев по группам:* главные герои, * второстепенные персонажи,* внесценические персонажи. Какова их роль

Слайд 12Назовите проблемы, которые поднимает автор, рисуя своих героев.

Проблема равнодушия.

Проблема бедности.

Проблема социального

неравенства.


Назовите проблемы, которые поднимает автор, рисуя своих героев.Проблема равнодушия. Проблема бедности.Проблема социального неравенства.

Слайд 13Выводы: тема?
В «Шинели» поднимается тема«малень-
кого человека» — одна из постоянных

в
русской литературе.

«Маленький человек»-

Выводы: тема? В «Шинели» поднимается тема«малень-кого человека» — одна из постоянных врусской литературе.«Маленький человек»-

Слайд 14Вспомним. Кто первым из русских писателей поднимает эту тему и в

каком произведении?




Художник Б.М.Десницкий

Художник Г.Д.Епифанов :

Вспомним. Кто первым из русских писателей поднимает эту тему и в каком произведении?   Художник Б.М.ДесницкийХудожник

Слайд 15Вспомним. Кто из русских писателей развил эту тему своих в произведениях?

Назовите эти произведения.

Художник Д. Шмаринов. 1973

Худ. А.Н. Бенуа

Вспомним. Кто из русских писателей развил эту тему своих в произведениях? Назовите эти произведения.Художник Д. Шмаринов. 1973Худ.

Слайд 16Вспомним: конфликт?
В чём заключается конфликт в произведе-
ниях, посвящённых теме «маленького
человека»?

Вспомним: конфликт?В чём заключается конфликт в произведе-ниях, посвящённых теме «маленькогочеловека»?

Слайд 17 Конфликт маленького человека с миром в произведениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя вызывается

тем, что у него отнимают его единственное достояние:

у станционного
смотрителя -


у Евгения -

Конфликт маленького человека с миром в произведениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя вызывается тем, что у него

Слайд 18 А Акакий Акакиевич что теряет ?
Художник П. Боклевский
Художник Г. Тарасенко

А Акакий Акакиевич что теряет ?  Художник П. БоклевскийХудожник Г. Тарасенко

Слайд 19Акакий Акакиевич Башмачкин
Расскажите, каким рису-ет нам героя Н.В.Гоголь
1.Имя…
2.Внешность.
3.Должность.
4.Образование.
5.Материальное положение.
6.Отношение героя к

службе.
7.Отношение к нему
сослуживцев.

Чем же привлекает читателя А.А.?

1.“Мало сказать: он служил ревно-стно, - нет, он слу-жил с любовью.”

2.«Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Акакий Акакиевич БашмачкинРасскажите, каким рису-ет нам героя Н.В.Гоголь1.Имя…2.Внешность.3.Должность.4.Образование.5.Материальное положение.6.Отношение героя к службе.7.Отношение к немусослуживцев.Чем же привлекает читателя

Слайд 20Акакий Акакиевич Башмачкин

Перескажите эпизоды повести,
наиболее важные для характеристики
Акакия Акакиевича. Почему

Вы считаете
эти эпизоды важными?
Акакий Акакиевич БашмачкинПерескажите эпизоды повести, наиболее важные для характеристикиАкакия Акакиевича. Почему Вы считаете эти эпизоды важными?

Слайд 21Выводы:
Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира своего героя, указывает на его

ограниченность, косноязычие, скудность его интересов, неспособность логически мыслить.
Но тут же крупным планом даёт другое: кротость,
незлобивость, безропотное терпение забитого жизнью бедняка

Выводы:Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира своего героя, указывает на его ограниченность, косноязычие, скудность его интересов, неспособность

Слайд 22 Сравним: «Образ Петербурга в повестях Пушкина и Гоголя»:
У Пушкина в поэме


“Медный всадник” мы
видим как будто два
города: один пышный,
величественный –
“полнощных стран
краса и диво”; другой –
город бедных окраин

Для Акакия Акакиевича
существует только
Петербург заснеженный,
вымороженный, где
царствует “сильный враг
всех, получающих
четыреста рублей
жалованья в год” - “наш
северный мороз”, город
смрадных и грязных
подъездов, жалких трущоб.

Сравним: «Образ Петербурга в повестях Пушкина и Гоголя»: У Пушкина в поэме “Медный всадник” мы видим

Слайд 23Сравним: «Как Пушкин и Гоголь относят- ся к своим героям? Обоснуйте

своё мнение»

«Медный всадник»

1.Автор сочувствует
герою.

2.Автор рисует ситуацию
как бы со стороны, как
свидетель событий.

3.Трагедия Евгения
вызвана стихийными
силами (наводнением)

«Шинель»

1.Автор сочувствует
герою.

2. Гоголь видит жизнь Акакия Акакиевича как бы изнутри, «проживает» события вместе с героем.

3. Трагедия героя предопределена, в её
основе безграничное одиночество “вечного титулярного советника”

Сравним: «Как Пушкин и Гоголь относят- ся к своим героям? Обоснуйте своё мнение»«Медный всадник»1.Автор сочувствует герою.2.Автор рисует

Слайд 24Жанр произведения?
Повесть "Шинель"
описывает не только
случай из жизни героя.
Перед

нами предстает
вся жизнь человека: мы
присутствуем при его
рождении, наречении
именем, узнаем, как он
служил, почему ему
необходима была шинель и, наконец, как он умер.


Художник Б. Кустодиев

Жанр произведения?Повесть

Слайд 25Почему повесть названа не именем главного героя, а названием вещи?

Почему повесть названа не именем главного героя, а названием вещи?

Слайд 26
Как Вы понимаете слова Ф.М.Достоевского «Мы все вышли из «Шинели Гоголя»?

Худ.

Кукрыниксы
Как Вы понимаете слова Ф.М.Достоевского  «Мы все вышли из «Шинели Гоголя»? Худ. Кукрыниксы

Слайд 27Практическая работа с текстом повести



Подберите строки повести, которые
отражали бы содержание

иллюстрации.
Практическая работа с текстом повестиПодберите строки повести, которые отражали бы содержание иллюстрации.

Слайд 28№ 1
Художник Б. Кустодиев

№ 1Художник Б. Кустодиев

Слайд 29№ 2

№ 3


Худ. Ю.Игнатьев.

Худ. Б.Кустодиев.

№ 2

Слайд 30№4

№ 5

Худ. Кукрыниксы

№4

Слайд 32№ 7

№ 8

Худ. Ю.Игнатьев

Рис. Кукрыниксы

№ 7

Слайд 33№ 9

№ 10

Рис. Кукрыниксы

Худ. Ю.Игнатьев

№ 9

Слайд 34Источники информации
Иллюстрации к повести "Шинель" Гоголя:
literaturus.ru/2015/11/...
Н.В. Гоголь "Шинель" в иллюстрациях

разных
художников. Обсуждение...
liveinternet.ru/users/3830109/... liveinternet.ru/users/3830109/... копия
Н.В.Гоголь. "Шинель" в иллюстрациях. Часть 2. –
Глав... – Живой Журнал
mi-galka.livejournal.com/21331.html mi-galka.livejournal.com/21331.html копия

Источники информацииИллюстрации к повести

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть