Не ходи к воеводе с одним носом, ходи с приносом.
Дальше своего носа не видит.
Не тычь носа в чужое просо.
Нос вытащил - хвост увяз, хвост вытащил - нос увяз.
Нос задирает, а в голове ветер гуляет.
оставить с носом
остаться с носом
Не подымай носу – спотыкнёшься.
С умом носа не подымешь.
Нос с локоть, а ума с ноготь.
Нос не по чину.
держать нос по ветру
Но, к величайшему изумлению,
увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место! Испугавшись, Ковалев протер глаза: точно, нет носа!
Коллежский асессор Ковалев вскочил с кровати, встряхнулся: нет носа!..
Он велел тотчас подать себе одеться и полетел прямо к обер-полицмейстеру.
Ковалёв (укр. коваль - кузнец;
«кузнец своего счастья»)
Платон (греч. широкоплечий,
плечистый, крепыш)
Кузьма (русск.) от Косма
(греч. – украшение)
Майор Ковалев был не прочь и
жениться, но только в таком случае,
когда за невестою случится
двести тысяч капиталу.
«Ковалев был кавказский коллежский асессор. Коллежских асессоров, которые получают это звание с помощию ученых аттестатов, никак нельзя сравнивать с теми коллежскими асессорами, которые делались на Кавказе».
«Молодые титулярные советники приезжают сюда (в Грузию) за чином асессорским, толико вожделенным».
А.С.Пушкин. «Путешествие в Арзрум»
Титулярный советник – чин 9-го класса.
Коллежский асессор – чин 8-го класса, соответствовал майору, давал право на потомственное дворянство.
Чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда майором.
Коллежские регистраторы –
чиновники 14 класса -
были писцами в канцеляриях.
Хлестаков.
Вы, может быть, думаете,
что я только переписываю; нет…
Хотели было даже меня коллежским асессором сделать,
да, думаю, зачем.
Хлестаков. Вы, может быть, думаете,
что я только переписываю; нет…
Хотели было даже меня коллежским асессором
сделать, да, думаю, зачем.
Хлестаков.
К дочечке какой-нибудь хорошенькой подойдешь:
"Сударыня, как я ...“
(Потирает руки и подшаркивает ножкой.)
Это, верно, или во сне снится, или просто грезится.
«У порядочного человека не оторвут нoca,
много есть на свете всяких майоров, которые таскаются
по всяким непристойным местам».
Икона Андрея РублеваИкона Андрея Рублева 1427—1430, Андроников монастырь
В праздничной форме быть
у божественной службы
в присутствии
их императорских величеств
25 марта, в день Благовещенья,
у Всенощной в Вербную субботу,
в Вербное воскресенье
и прочие православные праздники.
Статский советник –чин 5-го класса.
Плюмаж – перья для украшения
головного убора.
Каков же был ужас и вместе
изумление Ковалева, когда
он узнал, что это был
собственный его нос!
Ведь вы мой собственный нос!
Милостивый государь...- сказал Ковалев с чувством собственного достоинства, - вы должны знать свое место. Я майор. Мне ходить без носа неприлично... если на это смотреть сообразно с правилами долга и чести... Ведь вы мой собственный нос!
-Милостивый государь, вы должны
знать свое место. Я майор. Мне ходить без носа неприлично...
если на это смотреть сообразно с правилами долга и чести... Ведь
вы мой собственный нос!
Вы ошибаетесь, милостивый государь!
Я сам по себе. Притом между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству.
И будто бы он давно уже там: когда еще проживал там Хозрев – Мирза.
Хозрев-Мирза (1813—1875) — сын персидского наследного принца Аббаса-Мирзы.
Недавно только что занимали
публику опыты действия магнетизма,
История о танцующих стульях
в Конюшенной улице была еще свежа.
недавно только что занимали публику опыты действия магнетизма.
Сказал кто-то, что нос
будто бы находился
в магазине Юнкера.
Ковалев, схватив со стола красную ассигнацию, сунул в руки надзирателю, который, расшаркавшись, вышел за дверь, и в ту же почти минуту Ковалев слышал уже голос его на улице, где он увещевал по зубам одного глупого мужика, наехавшего с своею телегою как раз на бульвар.
Понятие "гротеск" обязано своим происхождением археологическим раскопкам, которые велись в Риме в 15-16 веках на месте, где некогда находились общественные бани императора Тита. В засыпанных землей помещениях знаменитый итальянский художник Рафаэль и его ученики обнаружили своеобразную живопись, получившую название "гротеск" ("грот, подземелье").
«Золотой дом» Нерона
2. перен. Чепуха, невозможная вещь (разг.).
.
:
И ничьи носы тут ни при чем.
И название должно быть у нее что-то вроде «Репутация», или «Доброе имя». Такой вот НОС получается
ну да и где ж не бывает несообразностей?..
А все, однако же, как поразмыслишь, во всем этом, право, есть что-то.
Кто что ни говори, а подобные
происшествия бывают на свете, - редко, но бывают.
В ней есть много неправдоподобного:
.
:
Возникают вопросы. Например, такой: а почему, собственно, такой расчетливый и продуманный Ковалев вдруг одним днем потерял свое доброе имя? Ведь, по большому счету, его репутация – это всё, что у него есть. Всё в его жизни вертится вокруг одной цели: выгодно жениться. И тогда ему откроются все двери, и жизнь будет устроена навсегда. Поэтому он не пропускает ни одной юбки, каждый раз надеясь на устройство брака. Женитьба – его единственный путь в высшее общество. Где ж тогда он промахнулся? С какой стати?
.
А вот еще цирюльник Иван Яковлевич с Вознесенского проспекта. Ведь это он обнаружил майорский нос у себя в печеном хлебе, а потом выбросил его в реку. Что за персонаж он в реальной истории Ковалева? Какое у него его настоящее второе дно, а? Гоголь его характеризует так: «Пьяница страшный… фрак был пегий… воротник лоснился, а вместо трех пуговиц висели одни только ниточки».
То есть, в один прекрасный день наш цирюльник вдруг стал обладателем каких-то компрометирующих майора Ковалева сведений. А что же сведения такие мог получить о майоре профессиональный шантажист и сплетник?
Махинации заметил надзиратель и вроде стал допытываться, что это делается, да почему… но вдруг «происшествие совершенно закрывается туманом, и что дальше произошло, решительно ничего не известно»
Первое – любовь майора ко всякого рода кольцам и печаткам, которые с удовольствием носил во множестве: помните сердоликовые и другие печатки и даже такие, что с названиями дней недели?
Логично было бы предположить, что обилие колец у Ковалева – знак множества связей и отношений с женщинами. И то, с каким удовольствием он их носил, указывает, судя по всему, на то, что парень любил похвастаться своими победами, не скрывал их. Ведь первая мысль, когда он себя в зеркале без носа увидел, какая была? О том, что не сможет в свете появляться (а жениться – надо!) А вторая? Что у него много знакомых дам, за некоторыми из которых он не прочь поволочиться. Да и автор четко указал: жениться майор был не прочь, только невесту хотел не абы какую, а с приданным. И не абы каким, а не меньше двухсот тысяч. А покуда таковой не находилось поблизости, майор не отказывается даже от однодневных связей
Есть в тексте прямое указание на эти ковалевские походы к девочкам:
«У порядочного человека не оторвут нoca , — заявляет частный пристав, — много есть на свете всяких майоров, ко¬торые. . . таскаются по всяким непри¬стойным местам» (III , 63). И Гоголь, пользуясь своим словом автора, подтверждает свое полное согласие с мнением частного при¬става: «То есть не в бровь, а прямо в глаз!» ( III , 63).
Мол, что же вы хотели, майор, за свое поведение? Жили бы по-человечески, и репутация была бы у вас человеческая…
Вот неудачник и шантажист заявляет во всеуслышание: а чем я хуже других? Вон - герой кавказской войны коллежский асессор Ковалев – посещает «дам» и не скрывает этого, обманул девушку, а жениться отказывается, хвалится победами над знатными женщинами! И при том женитьбу богатую делает! Чем, спрашивается, я хуже него? Тем, что погон у меня нет и службы не имею?! Вот как примерно сообразно расшифровке происходили события.
Помните их диалог? Нос тогда ответил Ковалеву:
-Вы ошибаетесь, милостивый государь, я сам по себе. При том между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству.
Как все сразу становится понятным, не правда ли? Перевести эту фразу теперь просто:
-Ваше ДОБРОЕ ИМЯ теперь само по себе. Между вами нет ничего общего. Судя по вам вы его не достойны.
Вот такой приговор выдал Гоголь своему герою.
Теперь мы точно знаем какие признаки имеет ДОБРОЕ ИМЯ с точки зрения Николая Васильевича Гоголя. Для этого внимательно осмотрим костюм Носа и растолкуем, что к чему.
Коллизия становится прозрачной и понятной до конца: береги платье с нова, а честь – смолоду. Честь, оказывается, величина самостоятельная и независимая. Доброе имя, репутация – вот оказывается то, без чего не получишь в жизни ничего, не исполнишь ни единого своего желания. Они – сама жизнь. Интересно в этом ключе вспомнить, что в Древнем Египте нос так же считался символом перехода из жизни в смерть каким-то образом[22]. Напрашивается философский вопрос: а что же тогда вообще считать смертью? Ковалеву, например, потеря чести добропорядочного гражданина – равносильно смерти. Интересный ведь сюжет получается, не правда ли?
Неспроста открытие это обозначено Гоголем именно в храме: ведь и правда, всё – от Бога. Но и в доме Божьем наш молодец всё стреляет глазами по симпатичным девчонкам. Неисправим. Не понимая происходящего
И вот остается он в конце концов дома один, в темноте. ТЕМНОТА по соннику – трудности и неизвестность . Думает думу горькую, цирюльничье бритье припоминает ( небезосновательно), после которого все его приключения начались. И тут размышления его были прерваны «светом, блеснувшим сквозь все скважины дверей». Это зажег Свечу Иван и шел с нею к хозяину в темноте, «ярко озаряя всю комнату».
Несколько минут спустя явился полицмейстер и вернул Ковалеву нос. Интересно, при чем тут Иван со свечой, зачем? А затем, думаю, что эта «лишняя» деталь – акцент, подсказка Гоголя на шифр. Потому что СВЕЧА ….
Грязная история, одни словом, получается. Вот и нашелся ответ, в чем причина шифрования. Кто же про такое напечатает? С таким материалом в газетную экспедицию – нельзя…
Недаром В. Г. Белинский восклик¬нул о герое «Носа»: «Он не майор Кова¬лев, а майоры Ковалевы »[23]. В определении критика выделено не просто понятие ти¬пизации, но типизации, возведенной в сте¬пень.
И он прекрасно знал, о чем говорит.
«Торжеству правды фантастическое служит столько же, а может быть, еще лучше, чем реальное. В рассказе можно усмотреть весьма определенную художественную цель – заставить людей почувствовать окружающую их пошлость. А здесь фантастическое только усилило проявление реальности, окрасило пошлость и увеличило смешное".
И. Анненский
Держать нос по ветру?
Не тыкать носа в чужое просо?
Водить за нос?
Утереть нос?
Остаться с носом?
Оставить с носом?
Столкнуться нос к носу?
Нос задирает, а в голове ветер гуляет?
С умом носа не подымешь?
Нос с локоть, а ума с ноготь?
Натянуть нос ?
Показать нос ?
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть