Слайд 1Подготовка к итоговому сочинению по литературе.
Направление: «Доброта и жестокость»
Штранц Г.Н. ,
учитель высшей категории
МБОУ СШ №12
г. Сургута
Слайд 2Главная особенность итогового сочинения - выпускник должен сформулировать свою точку зрения и
аргументировать свою позицию по предложенной теме и в качестве доказательства привести примеры из художественных текстов.
Практика доказывает, что 60-70% учащихся нуждаются в четком плане сочинения, из них 30% - в готовых клише.
Слайд 3Подготовку к любому сочинению необходимо начинать с глубокого осмысления темы, а
к Итоговому - с осмысления каждого из 5 предложенных направлений. Каждый должен четко представлять то, о чем он будет писать.
Чётко сформулированная тема даст ученику направление в работе.
Слайд 5 Комментарий
Данное направление нацеливает выпускников
на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения
Слайд 6ДОБРОТА́, -ы́, ж. Свойство по прил. добрый (в 1 знач.); отзывчивость, душевное расположение к людям,
стремление делать добро другим. В глазах, голосе, во всех чертах светилась старческая, умная и приветливая доброта — плод долгой жизни и практической мудрости. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». [Я] нередко наблюдал необычное выражение в глазах влюбленных людей, чувствовал особенную доброту любящих. М. Горький, В людях.
Слайд 7Синонимы к слову «доброта»
Благородство (высокие нравственные качества; величие, возвышенность )
Сострадание (сочувствие,
жалость, вызываемые страданием, несчастьем другого человека).
Милосердие (готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия)
Человечность …
Слайд 9В мире мудрых мыслей
1.Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта.
2.Подлинная
доброта вырастает из серд
ца человека. Все люди родятся добрыми
3.Жестокость, как всякое зло, не нужда
ется в мотивации; ей нужен лишь повод.
4.Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.
5.Делать добро легче, чем быть добрым.
Слайд 10 Примерные темы
Может ли
жестокий человек проявить доброту?
Согласны ли Вы с утверждением Вольфрома: «Делать добро легче, чем быть добрым»?
Существует ли абсолютная доброта?
Согласны ли Вы с утверждением Ницше: «Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости»?
Как связано понятие доброта с отзывчивостью?
Слайд 11Что не ТАК в работах?
Неумение правильно прочитать тему сочинения, выделить ключевые
слова, увидеть проблему.
Слабость в формировании тезиса.
«Неуклюжая» аргументация (иллюст рация лит. эпизода).
Слабый уровень подготовки домашних заготовок (пересказ «около темы», а не анализ)
Слайд 12Алгоритм-конструктор сочинения (Тема : …)
Слайд 13Что не ТАК в работах?
Неумение правильно прочитать тему сочинения, выделить ключевые
слова, увидеть проблему.
Слабость в формировании тезиса.
«Неуклюжая» аргументация (иллюст рация лит. эпизода).
Слабый уровень подготовки домашних заготовок (пересказ «около темы», а не анализ)
Слайд 14Алгоритм-конструктор сочинения (Тема : …)
Сочинение
Как связаны понятия «доброта» и «жестокость» ? (Вступление)
Доброта… Жестокость... Что есть доброта? Что есть жестокость? Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям. В жизни мы встречаем людей как тяготеющих к одному из этих полюсов, так и проходящих путь нравственного перерождения. Как связаны понятия «доброта» и «жестокость»? – ответ на этот вопрос мы находим во многих художественных произведениях как мировой, так и отечественной литературы
В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы встречаем, с одной стороны, героев с добрым и горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности. Так, Пётр Гринёв, молодой дворянин, … …(аргумент)
Наряду с самоотверженным, добрым и честным, отзывчивым и сострадательным Петром Гринёвым автор изображает Алексея Швабрина, человека жестокого и с трусливой душой. Несмотря на то, что он дворянин, офицер ведёт себя недостойно … …(аргумент)
Слайд 17Основная часть ( микровывод)
А.С. Пушкин в своём произведении мастерски
создаёт два противоположных характера. Один герой живёт честно, Отечеству служит верно, долго не рассуждая, бросается на помощь людям. Другой же живёт в злобе и жестокости, из-за собственного равнодушия он теряет честь, стыд и совесть. Писатель конкретными примерами из жизни доказывает, что «доброта» и «жестокость» - категории, относящиеся к полярным полюсам.
Таким образом, доброта и жестокость – прямо противоположные свойства души человека. Если доброта- одно из положительных качеств личности, то жестокость является отрицательной чертой характера человека. В связи с этим нам, начинающим своё восхождение во взрослую жизнь, следует помнить слова Бэкона: «Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта».
Слайд 19Что необходимо учитывать, чтобы понимание смысла ключевого слова в формулировке темы
было воплощено в тексте сочинения?
Чтобы текст вашего сочинения был чётким по композиции и достаточным по объёму, нужно выстроить трехчастную структуру: вступление – основная часть – заключение.
Во вступлении важно продемонстрировать понимание задачи, предложенной в формулировке темы, то есть выделить ключевые слова и сформулировать ваш собственный тезис. Именно тезис позволит сделать переход к основной части.
Задача основной части – доказать выдвинутый вами тезис.
Доказательство тезиса – аргументы, конкретные примеры из произведений, которыми вы сможете подтвердить верность тезиса. Чтобы эта часть сочинения была выполнена успешно, советуем помнить: приводя примеры, нужно ссылаться не на судьбы героев, конкретные факты и их подробный пересказ, а на позицию автора произведения и его оценку происходящего. Это убережёт вас от главной ошибки: пересказа основных событий, происходящих с героями. Ваша главная задача – доказательство/подтверждение выдвинутого вами тезиса.
Слайд 20 Какие части сочинения стоит
продумать накануне экзамена
Напишите вступление для каждого из данных направлений (как источник идей используйте словарные определения многозначных слов «ДОБРОТА-ЖЕСТОКОСТЬ», «МЕЧТА-РЕАЛЬНОСТЬ», «МЕСТЬ -ВЕЛИКОДУШИЕ»…)
Напишите заключение для каждого из данных направлений, в котором кратко обозначьте связь ключевого слова с основными философскими вопросами, волновавшими и волнующими людей во все времена ( используйте комментарий ФИПИ)