Презентация, доклад по литературе на тему М.Пришвин. Времена года

Содержание

Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина. К.Г.Паустовский Сегодня мы с вами

Слайд 1М.М.Пришвин «Времена года» - большая и яркая картина жизни Выполнила: учитель русского

языка и литературы
М.М.Пришвин «Времена года» - большая и яркая картина жизни    Выполнила: учитель русского языка и

Слайд 2Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он

проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина. К.Г.Паустовский

Сегодня мы с вами познакомимся с необычным произведением; в нём нет сюжета, главных, второстепенных героев, ярких событий.
Пришвин, как завороженный, описывает Природу. И все эти картины складываются в большую и яркую картину жизни Природы. Мы откроем много нового и интересного. Природа не каждому человеку доверит свои тайны, лишь такому, кто обладает удивительным, особым талантом — Пришвину. И сегодня мы поучимся у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в её тайны.
Пришвин писал о себе: «Я расту из земли, как трава, цвету, как трава, меня косят, меня едят лошади, а я опять с весною зеленею и летом к Петрову дню цвету»

Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и

Слайд 3Голубые тени
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту,

как пудра со сверкающими блестками. Наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркале, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным.

Голубые тениВозобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками. Наст

Слайд 4«Голубые тени» Почему миниатюра так называется? Найдите слова, которые несут в себе

цветовую семантику. (Светлая, сверкающая пороша, голубые, пудра, сверкающие блёстки, солнце, тени) Выделите ведущие цвета и почему вы их выделили? Вывод: Ничто не нарушает тишину, всё вокруг светлое, чистое!
«Голубые тени»   Почему миниатюра так называется?  Найдите слова, которые несут в себе цветовую семантику.

Слайд 5 «Рождение звука» Найдите ключевые слова в миниатюре

лес звук снег Тишина солнечное утро лучи солнца
«Рождение звука»  Найдите ключевые слова в миниатюре

Слайд 6 Рождение звука После оттепели — солнечное утро. Снег осел, под елями-соснами как

песком посыпано: это вытаивают из разных слоев и слагаются в один слой старые рыжие хвоинки. То же самое и под репейниками: сколько их теребили зимой щеглы и синицы — все теперь в один слой под ними лежит. В городе вола — в лесу снег; дороги отмечены, рыжие. На опушках под деревьями кружки: тут на припеке сейчас вся весна. С двенадцати до четырех лучи солнца, как пожар, на снегу: из-под снега начинают выпрыгивать веточки и лапки елей. А бывает в лесах при стремительной весне такой жаркий час, когда весь лес шевелится, — глазами видишь, как лес встает. На склонах по дорогам бегут ручьи. В лесу еще тишина, и только свет вспышками там и тут. В прогалинах на опушках рождаются первые капли, и от них рождается первый звук.
Рождение звука После оттепели — солнечное утро. Снег

Слайд 7Какое слово является ведущим? О чём эта миниатюра? Какие слова несут в себе

звуковую семантику? (теребили, вода, выпрыгивает, шевелится, бегут ручьи, капли) Какой предстаёт природа в этой миниатюре? За счёт каких изобразительно-выразительных средств это достигается? (Находим олицетворения, сравнения, эпитеты) Вывод: Рождение звука — величественное мгновение в жизни Природы. Оно кратковременно. Чтобы это уловить, нужно быть очень чутким и внимательным.
Какое слово является ведущим?  О чём эта миниатюра?  Какие слова несут в себе звуковую семантику?

Слайд 8БЕРЕЗОВЫЙ СОК
Вечер теплый и тихий, но вальдшнепов не было. Заря была

звукоемкая. Вот теперь больше не нужно резать березку, чтобы узнать, началось ли движение сока. Лягушки прыгают – значит, и сок есть в березе. Тонет нога в земле, как в снегу,– есть сок в березе. Зяблики поют, жаворонки и все певчие дрозды и скворцы – есть сок в березе. Мысли мои старые все разбежались, как лед на реке,– есть сок в березе.


БЕРЕЗОВЫЙ СОКВечер теплый и тихий, но вальдшнепов не было. Заря была звукоемкая. Вот теперь больше не нужно

Слайд 9«Берёзовый сок» Какая стадия весны изображена в этой миниатюре? Почему в тёплые весенние

дни «берёзка не давала сока»? Сколько объектов в миниатюре? (муравьи, ручей, берёза) Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в своей миниатюре? (Находим олицетворения, эпитеты, сравнения) Вывод: Природа здесь живая, подвижная!
«Берёзовый сок»  Какая стадия весны изображена в этой миниатюре?  Почему в тёплые весенние дни «берёзка

Слайд 10«НЕВЕДОМОМУ ДРУГУ»
Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро

такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видал, и ты сам видишь впервые.
Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, где-нибудь в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички – подкрапивники, и особенно хороша флейта иволги. Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.
Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь плывет над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку, – завтра так точно сверкать они уже не будут, и день-то будет не тот, – и эти сороки выйдут где-нибудь в другом месте. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг.
И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!
И опять расширится душа: елки, березки, – и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо!

«НЕВЕДОМОМУ ДРУГУ»Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал,

Слайд 11«Неведомому другу» Можно ли разделить текст на части? Все явления природы удивительны, прекрасны.

Почему? К чему призывает Пришвин? Вывод: Все описания природы — гимн Природе! Всё вокруг приносит радость, каждый день в Природе неповторим («Это утро единственное...»), и нужно этому радоваться, ведь природа и человек — одно целое!
«Неведомому другу»  Можно ли разделить текст на части?  Все явления природы удивительны, прекрасны. Почему?

Слайд 12Молодые листики
Ели цветут красными свечами и пылят желтой мучицей. У старого

огромного пня я сел прямо на землю; пень этот внутри – совершенно труха и, наверное, рассыпался бы вовсе, если бы твердая крайняя древесина не растрескалась дощечками, как в бочках, и каждая дощечка не прислонилась бы к трухе и не держала бы ее. А из трухи выросла березка и теперь распустилась. И множество разных трав ягодных, цветущих снизу, поднимались к этому старому огромному пню.
Пень удержал меня, я сидел рядом с березкой, старался услышать шелест трепещущих листиков и не мог ничего услыхать. Но ветер был довольно сильный, и по елям приходила сюда лесная музыка волнами, редкими и могучими. Вот убежит волна далеко и не придет, и шумовая завеса упадет, откроется на короткую минуту полная тишина, и зяблик этим воспользуется: раскатится бойко, настойчиво. Радостно слушать его, – подумаешь, как жить хорошо на земле! Но мне хочется услышать, как шепчутся бледно-желтые ароматно-блестящие и еще маленькие листья моей березы. Нет! Они такие нежные, что только трепещутся, блестят, пахнут, но не шумят.

Молодые листикиЕли цветут красными свечами и пылят желтой мучицей. У старого огромного пня я сел прямо на

Слайд 13«Молодые листики» Почему герой не услышал трепещущих листиков? («Они нежные, что ещё

только трепещут, блестят, но не шумят» В каком предложении выражено настроение автора? («Как жить хорошо на земле!») «Серебряное утро» О чём данная миниатюра? Когда же утро бывает серебряным? Чем помогает природа человеку?
«Молодые листики»  Почему герой не услышал трепещущих листиков? («Они нежные, что ещё только трепещут, блестят, но

Слайд 14«КРАСНЫЕ ШИШКИ»
Росы холодные и свежий ветер днем умеряют летний жар. И

только потому еще можно ходить в лесу, а то бы теперь видимо-невидимо было слепней днем, а по утрам и по вечерам комаров. По-настоящему теперь бы время мчаться обезумевшим от слепней лошадям в поле прямо с повозками.
В свежее солнечное утро иду я в лес полями. Рабочие люди спокойно отдыхают, окутываясь паром своего дыхания. Лесная лужайка вся насыщена росой холодной, насекомые спят, многие цветы еще не раскрывали венчиков. Шевелятся только листья осины, с гладкой верхней стороны листья уже обсохли, на нижней бархатная роса держится мелким бисером.
– Здравствуйте, знакомые елочки, как поживаете, что нового?
И они отвечают, что все благополучно, что за это время молодые красные шишки дошли до половины настоящей величины. Это правда, это можно проверить: старые пустые рядом с молодыми висят на деревьях.
Из еловых пропастей я поднимаюсь к солнечной опушке, по пути в глуши встречается ландыш, он еще сохранил всю свою форму, но слегка пожелтел и больше не пахнет.

«КРАСНЫЕ ШИШКИ»Росы холодные и свежий ветер днем умеряют летний жар. И только потому еще можно ходить в

Слайд 15«Красные шишки» Как вы поняли, о чём говорится в этой миниатюре? О чём

говорит появление человека? Какая природа в миниатюре? (работа с текстом) Вывод: Природа неразрывно связана с человеком. Она живая и вечная
«Красные шишки»  Как вы поняли, о чём говорится в этой миниатюре?  О чём говорит появление

Слайд 16«Поздняя осень»
Осень длится, как узкий путь с крутыми заворотами. То

мороз, то дождь, и вдруг снег, как зимой, метель белая с воем, и опять солнце, опять тепло и зеленеет. Вдали, в самом конце, берёзка стоит с золотыми листиками: как обмёрзла, так и осталась, и больше уже ветер с неё не может сорвать последних листов, — всё, что можно было, сорвал. Самая поздняя осень — это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой». В это время самая поздняя осень до того сходится близко с самой ранней весной, что по себе только и узнаёшь отличие дня осеннего и весеннего — осенью думается: «Вот переживу эту зиму и ещё одной весне обрадуюсь». Тогда думаешь, что и всё так в жизни непременно должно быть: надо поморить себя, натрудить, и после того можно и радоваться чему-нибудь. Вспомнилась басня «Стрекоза и муравей» и суровая речь муравья: «Ты всё пела — это дело, так поди же попляши». А ранней весной точно в такой же день ждёшь радости без всяких заслуг; придёт весна, ты оживёшь в ней и полетишь, как стрекоза, вовсе не раздумывая о муравье.
«Поздняя осень» Осень длится, как узкий путь с крутыми заворотами. То мороз, то дождь, и вдруг снег,

Слайд 17«Поздняя осень» В какой строчке выражено авторское настроение? Что означают строки «Вот переживу...» Вывод:

В жизни каждого человека есть свои зимы и вёсны, когда есть радость от труда. И чтобы весне обрадоваться, нужно «поморить себя», «натрудить».
«Поздняя осень»  В какой строчке выражено авторское настроение?  Что означают строки «Вот переживу...»  Вывод:

Слайд 18Общий вывод по уроку Можно выделить основные принципы М.М.Пришвина: - Природа —

живая и вечная! - Каждый день в природе неповторим. Нужно радоваться каждому дню! - Природа неразрывно связана с человеком! Пришвин — певец природы. Любование и любовь природой — не одно и то же. Когда любишь, можно уберечь и защитить. Поэтому мы должны беречь и охранять природу нашего края! «Любовь к природе — признак любви к своей стране» К.Г.Паустовский
Общий вывод по уроку  Можно выделить основные принципы М.М.Пришвина:  - Природа — живая и вечная!

Слайд 19Домашнее задание: написать миниатюру о природе

Домашнее задание: написать миниатюру о природе

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть