Слайд 1Научно-исследовательская работа по литературе
Мистическое в романе
М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Выполнила:
студентка 15 группы
Кирюхина Анастасия
Руководитель:
преподаватель Коденко Е.В.
Слайд 2Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что роман «Мастер и Маргарита» по
сей день является одним из самых мистических и загадочных произведений
в русской литературе.
Объектом исследовательской работы является мистическая линия в романе «Мастер и Маргарита». Предмет исследования: разгадка мистического в романе.
Слайд 3
Цель работы – разоблачение скрытого смысла мистификаций в романе
М.А. Булгакова «Мастер
и Маргарита».
Слайд 4Задачи исследования:
- изучить литературоведческие источники о романе и истории его
создания;
- соотнести Воланда и его свиту с их мифическими и литературными прообразами, рассмотреть прототипы нечистой силы и выявить черты сходства и различия;
- проанализировать скрытый смысл мистификаций в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Слайд 51. Булгаков и его путь к созданию романа «Мастер и Маргарита»
12 лет труда (1928-1940),
8 редакций,
6 толстых тетрадей…
К современному читателю этот роман пришел в
60 гг. XX века.
Роман о дьяволе как сатирическая феерия замышлялся в середине двадцатых годов.
Слайд 6В первой редакции романа (1928-1930 годы) еще нет Мастера и нет
Маргариты. Но рассказ об Иешуа и Пилате уже врезан в сцену встречи на Патриарших прудах. По-видимому, и идея «романа о дьяволе», и парафраз евангельской легенды о Христе и Пилате неразрывно существовали в самом начале замысла.
Слайд 7Роман был почти уничтожен автором в марте 1930 года: после запрещения
его сочинений он пытался искать правды, еще не догадываясь, что он не один – вся литература и искусство приносится в жертву антинародной политики, и в знак протеста уничтожил свой труд.
Слайд 8В 1931 году Булгаков вернулся к роману вновь, или, точнее говоря,
начал писать его заново.. Временами он отдавался работе над романом целиком и за короткие сроки успевал написать огромные куски свежего текста.
Слайд 9Первый полный вариант был завершен им в 1934 году. Последний в
38-м, хотя шлифовку его писатель продолжал и позже, до конца своих дней.
Слайд 102. Воланд и его свита в романе
М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита»
В
романе «Мастер и Маргарита» происходит испытание человечества дьяволом. Воланд – персонаж романа Мастер и Маргарита, возглавляющий мир потусторонних сил. Это дьявол, сатана, князь тьмы, дух зла и повелитель теней.
Слайд 11Азазелло
Это персонаж, наделённый «разбойничьей прямотой», образ которого корнями уходит в мифологию
(Азазель — «демон пустыни»).
Слайд 12Коровьев
Коровьев появляется на первых страницах романа как гражданин «престранного вида» с
«глумливой физиономией». Этот демон легко меняет маски.
Слайд 13Кот Бегемот
Кота Бегемота Булгаков изображал как животное, передвигающееся на «толстых, словно
дутых лапах».
Слайд 14Гелла
Гелла относится к числу колоритных персонажей, миссия которых в сюжете до
конца не прояснена. Рыжеволосая служанка Воланда хороша собой.
Слайд 15С помощью образа Воланда и его соратников Булгаков через острую сатиру
обнажает невежество и бездуховность общества, и в то же время поднимает на должный уровень истинные ценности – любовь и благородство. Другими словами, мистические персонажи в романе – лишь инструмент М.А. Булгакова, помогающий выявить недостатки общества.
Слайд 163. Скрытый смысл розыгрышей и мистификаций
в романе «Мастер и Маргарита
Нехорошая
квартира. Квартира № 50, в которой поселяется прибывший в советскую столицу Воланд, имеет репутацию нехорошей: в течение двух лет из неё исчезли не только все жильцы, снимавшие комнаты, но и сама хозяйка Анна Францевна Фужере.
Слайд 17Театр Варьете и сеанс чёрной магии.
Глава о сеансе чёрной магии,
который проводят Воланд и его свита, относится к числу центральных.
Варьете — вымышленная организация, под которой Михаил Афанасьевич подразумевал Мюзик-холл, размещавшийся в 1926—1936 годах на Большой Садовой, 18
Слайд 18МАССОЛИТ, Дом Грибоедова, ресторан «Грибоедов».
МАССОЛИТ размещается в Доме ГрибоедоваМАССОЛИТ размещается в
Доме Грибоедова, находящемся «на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделённого от тротуара кольца резною чугунною решёткой».
Слайд 19Бал у Сатаны.
Еще один мистический обряд – великий бал у
сатаны – бал, который в романе «Мастер и Маргарита» даёт Воланд в Нехорошей квартире в бесконечно длящуюся полночь пятницы, 3 мая 1929 г. Это кульминационный момент романа.
Слайд 20Избрание Маргариты королевой Великого бала у сатаны и её уподобление одной
из французских королев, живших в XVI в., связано с энциклопедическим словарем Брокгауза и Эфрона.
Слайд 21С самого начала Маргариту окатили «горячей, густой и красной» кровью. Эта
деталь ассоциативно связана с мотивом крещения, только у Булгакова вместо святой воды — кровь.
Слайд 22«Воланд вышел в этот последний великий выход на балу как раз
в том самом виде, в каком был в спальне. Всё та же грязная заплатанная сорочка...»
Слайд 23Заключение
Трудно подсчитать, сколько работ было посвящено роману Булгакова «Мастер и
Маргарита». Роман порождает много трактовок, казалось бы, уже известных символов. Роман можно с непроходящим интересом перечитывать бессчетное количество раз.