Презентация, доклад по литературе на тему М. Горький пьеса На днекак социально - философская драма. Система образов

Содержание

Цель: определить особенности жанра, композиции и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»; показать посредством анализа драматического произведения новаторство писателя; совершенствовать навык аналитической работы с текстом, способность обобщать и делать выводы; создать проблемную ситуацию и помочь

Слайд 1Тема:
Пьеса М. Горького «На дне» — социально-философская драма. Система образов

в произведении
Тема: Пьеса М. Горького «На дне» — социально-философская драма. Система образов в произведении

Слайд 2Цель:
определить особенности жанра, композиции и конфликта в пьесе М. Горького

«На дне»;
показать посредством анализа драматического произведения новаторство писателя;
совершенствовать навык аналитической работы с текстом, способность обобщать и делать выводы;
создать проблемную ситуацию и помочь учащимся сформировать мнение о Луке, его роли в пьесе и влиянии на судьбы других героев;
формировать активную позицию в любой жизненной ситуации, умение сопереживать.
Цель: определить особенности жанра, композиции и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»; показать посредством анализа драматического

Слайд 3«Как бы к Горькому ни относиться, драма «На дне» переживёт и

ругань его врагов, и кликушеские восторги подобострастных друзей» литературный критик Д. В. Философов
«Как бы к Горькому ни относиться, драма «На дне» переживёт и ругань его врагов, и кликушеские восторги

Слайд 4«Основной вопрос, который я хотел поставить сам— это — что лучше:

истина или сострадание?». Горький
«Основной вопрос, который я хотел поставить сам— это — что лучше: истина или сострадание?».  Горький

Слайд 5
«Без солнца», «Ночлежка»,
«Дно»,
«На дне жизни».

«Без солнца», 					«Ночлежка», 					  «Дно», 			  «На дне жизни».

Слайд 6
В одной из старинных песен поётся: «Ты скажи, молодец, каким

именем зовут. А по имени тебе можно место дать».
Ознакомьтесь со значениями имён персонажей. Можно ли сказать, что М. Горький верен классицистской традиции называть действующих лиц «говорящими» именами? Аргументируйте свой ответ.


В одной из старинных песен поётся: «Ты скажи, молодец, каким именем зовут. А по имени тебе можно

Слайд 7
Чем могло привлечь зрителей — современников М. Горького название пьесы «На

дне»?
ŠŠ



Чем могло привлечь зрителей — современников М. Горького название пьесы «На дне»?
ŠŠ

Чем могло привлечь зрителей — современников М. Горького название пьесы «На дне»?ŠŠЧем могло привлечь зрителей — современников

Слайд 8Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилиями Пепел, Клещ,

Бубнов, Сатин, именем Лука?
Есть ли в них намёк на черты их личности, род занятий, судьбу?


Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилиями Пепел, Клещ, Бубнов, Сатин, именем Лука?
Есть ли в них намёк на черты их личности, род занятий, судьбу?

Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилиями Пепел, Клещ, Бубнов, Сатин, именем Лука? Есть ли

Слайд 9

Сатин — в этом имени звучание слова «сатана». Но какое

испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?
ŠŠ
Сатин — в этом имени звучание слова «сатана». Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин

Слайд 10О чём говорит род занятий действующих лиц?

О чём говорит род занятий

действующих лиц?
О чём говорит род занятий действующих лиц?О чём говорит род занятий действующих лиц?

Слайд 11Каков возраст ночлежников?
О чём это говорит?

Каков возраст ночлежников?
О чём это говорит?

Каков возраст ночлежников?О чём это говорит?Каков возраст ночлежников?О чём это говорит?

Слайд 12
Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа.
Почему М. Горький (а

мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон?
Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему М. Горький (а мы знаем, что у большого художника

Слайд 13
Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие — по

имени, третьи — полностью, с указанием рода занятий?

Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие — по имени, третьи — полностью, с указанием

Слайд 142. «Театр на уроке»: чтение 1-го акта по ролям

2. «Театр на уроке»: чтение 1-го акта по ролям

Слайд 15Работа в группах
Задание для 1-й группы.
М. Горький писал, что «пьеса

делается, как симфония: есть основной лейтмотив и различные вариации, его». Какую тему вы считаете лейтмотивом пьесы «На дне» и почему? Покажите, как названный вами лейтмотив варьируется в драме М. Горького.
Работа в группахЗадание для 1-й группы. М. Горький писал, что «пьеса делается, как симфония: есть основной лейтмотив

Слайд 16Задание для 2-й группы.
Вспомните известные вам пьесы: «Гамлет», «Мещанин во

дворянстве», «Недоросль», «Горе от ума», «Борис Годунов», «Ревизор», «Гроза», «Вишнёвый сад» и др., классифицируйте традиционные принципы
именования драматических произведений. Можно ли сказать, что название пьесы М. Горького традиционно? Обоснуйте своё мнение.


Задание для 2-й группы.
Вспомните известные вам пьесы: «Гамлет», «Мещанин во дворянстве», «Недоросль», «Горе от ума», «Борис Годунов», «Ревизор», «Гроза», «Вишнёвый сад» и др., классифицируйте традиционные принципы
именования драматических произведений. Можно ли сказать, что название пьесы М. Горького традиционно? Обоснуйте своё мнение.

Задание для 2-й группы. Вспомните известные вам пьесы: «Гамлет», «Мещанин во дворянстве», «Недоросль», «Горе от ума», «Борис

Слайд 17
Задание для 3-й группы.
Литературовед Л. А. Смирнова считает, что словосочетание

«на дне» рождает чувство перспективы…оттеняет не конкретные «где» или «как», а ёмкое, сложное «что».
Что происходит «на дне»? «“На дне” — чего, только ли жизни?»
Ответьте на поставленный вопрос.
Задание для 3-й группы. Литературовед Л. А. Смирнова считает, что словосочетание «на дне» рождает чувство перспективы…оттеняет не

Слайд 18V. Рефлексия. Подведение итогов урока «Микрофон»
Чем объединены одинокие обитатели ночлежки, «бывшие люди»?

Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противостояние социального плана?
ŠŠ Кто из обитателей ночлежки мечтатель, фантазёр, склонный верить утешениям Луки, а кто скептик, «бесчувственный» правдолюбец?
ŠŠ Что такое монолог, диалог и полилог? Какова их роль в пьесе? Каким образом полилог, многоголосие восполняют провалы в общении персонажей?
ŠŠ Почему в пьесе звучат две противоположные по смыслу темы: с одной стороны, песня «Солнце всходит и заходит», а с другой — стихи Беранже о подвиге безумца, «который навеет Человечеству сон золотой»?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока «Микрофон»Чем объединены одинокие обитатели ночлежки, «бывшие люди»? Можно ли считать главным конфликтом

Слайд 19VI. Домашнее задание
Отметить в пьесе «На дне» высказывания героев
о правде,


смысле жизни,
человеке.
Составить таблицу в тетради.
VI. Домашнее заданиеОтметить в пьесе «На дне» высказывания героев о правде, смысле жизни, человеке.Составить таблицу в тетради.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть