Слайд 1МОЙ ПОЛЁТ
(1911)
Александр Куприн
Слайд 2ВОПРОСЫ
Мечтали ли вы летать?
На чём бы вы хотели совершить свой первый
полёт?
Какие виды летательных аппаратов вы знаете?
Посмотрите, какие виды летательных аппаратов бывают?
Слайд 5Беспилотный летательный аппарат.
Слайд 9Летающая ванна
Предназначен для приземления астронавтов.
Слайд 10
Удивительны
кадры с камер беспилотных летательных
аппаратов
Слайд 17Вопросы
Дома вы прочитали очерк А. И. Куприна «Мой полёт».
Как вы
думаете, о чём мы сегодня будем говорить.
Сформулируйте тему урока
Слайд 18Тема урока
Мечта
подняться
в небо стала
реальностью
Слайд 19ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
«- Александр Иванович! Что же это за чудо-то такое! –
спросил презрительно Заикин – Я-то думал, она черт-те куда взметнется. Подумаешь, невидаль.
- Сейчас ты скажешь, что смог бы еще лучше, - сказал Куприн.
- А что?! Да неужто не смог бы?! Захотеть только!
- Иван, - торжественно сказал Куприн. – Беру с тебя слово, что первый, кого ты поднимешь из пассажиров – буду я!
- Даю слово! – рявкнул Заикин. Журналисты услышали громовой голос Заикина и подвинулись ближе.
- Только учиться надо, - сказал Куприн.
- Ежели зайца учить – он на барабане играть будет и спички зажигать научится. Медведей «барыню» учат плясать, что ж я, не выучусь, ежели захочу?
Слайд 20Из газет
«Любимец Одессы, несравненный Иван Заикин заявил, что уж если зайца
учат танцевать «барыню», то ему, спортсмену с мировым именем, сам бог велел подняться в небо…»
Слайд 21
А что было дальше, что из этого получилось, мы с вами
узнаем, обратившись к очерку Куприна
Слайд 22Произведение А. Куприна- очерк.
очерк стремился знакомить читателя с новыми формами жизни,
пробуждать общественное мнение
Краткость, лаконизм, умение в сжатой форме сказать о многом
Особую роль в очерке играют пейзажи. Описание природы помогает раскрыть и обстановку, в которой происходит действие, и эмоционально-психологическое состояние героев очерка или самого очеркиста.
Докажите что «Мой полёт» Куприна - это очерк?
Слайд 23
АЭРОПЛАН-
(от аэро…и лат planum – плоскость), устаревшее название самолёта
Слайд 24Словарная работа
норд-вест – северо-западный ветер,
судорога – резкое, непроизвольное сокращение мышц,
пуд – 16 кг.
Слайд 25Вопросы
Как автор очерка стал участником полёта?
Как готовились к полёту?
В чём заключались
неудобства полёта? (зачитайте)
Как вы представляете себе главного героя – Заикина? (внешность, характер)
Правильно ли поступил Заикин, думая, что легче пожертвовать двумя жизнями, чем несколькими сотнями жизней других людей?
Почему первый вопрос Заикина «мотор цел»
Слайд 26Вопросы
Почему Куприн не мог сказать, что ему неудобно сидеть?
Почему автор говорит
«так легкомысленно вверил мою жизнь»?
Слайд 27Вопросы
Опишите критическую секунду полёта
Как вы думаете, решится ли автор на полёты
в будущем?
Какую роль сыграла природа?
Слайд 28Как автор стал участником полёта?
Дернул меня черт сказать:
– Иван Михайлов, беру
с вас слово, что первый, кого вы поднимете из пассажиров, буду я!
…Заикину устроили необыкновенно бурную и, несомненно, дружественную овацию.
Как раз он проходил мимо трибуны и раскланивался с публикой, улыбаясь и благодаря ее приветственными, несколько цирковыми жестами. В это время, бог знает почему, я поднял руку кверху и помахал кистью руки. Заметив это, Заикин наивно и добродушно размял толпу, подошел ко мне и сказал:
– Ну что ж, Лексантра Иваныч, полетим?
Слайд 29В чём заключалось неудобство полёта?
Садиться было довольно трудно. Нужно было не
зацепить ногами за проволоки и не наступить на какие-то деревяшки. Механик указал мне маленький железный упор, в который я должен был упираться левой ногой. Правая нога моя должна была быть свободной. Таким образом, Заикин, сидевший впереди и немного ниже меня на таком же детском креслице, как и я, был обнят мною ногами. Правую ногу мою свела вдруг судорога от неудобного положения. Я пробовал об этом сказать, но это уже было невозможным, потому что пустили в ход пропеллер.
Слайд 30Как готовились к полёту?
Для облегчения веса мне пришлось снять пальто и
заменить его газетной бумагой, вроде манишки. Молодой Навроцкий, только что отлетавший, любезно предложил мне свою меховую шапку с наушниками. Кто-то пришпилил мне английскими булавками газетную манишку к жилету, кто-то завязал мне под подбородком наушники шапки
Слайд 31
Какое чувство испытывает автор во время полёта?
Затем ощущение быстрого движения
по земле – и страх!
Встречный воздух подымает нас, точно систему игрушечного змея.
Ни у меня, ни у него (как я потом узнал) не было ни на одну секунду ощущения страха – страх был раньше.
Как это ни странно, но я утверждаю, что во время падения не было ни у него, ни у меня ни одного момента страха. Все это происходило будто в сказке, было какое-то забвение времени, опасности, ценности собственной жизни, было какое-то странное равнодушие.
Повторяю, что страх был только тогда, когда мы с трудом отдирались от земли.
Слайд 32Какую роль играет описание природы?
в очень ненастную, переменчивую одесскую погоду
Было очень
холодно, и дул норд-вест.
Встречный ветер был раньше нам другом и помощником, но когда мы повернулись к нему спиной, то сказались наши, то есть мои и пилота, тринадцать пудов веса плюс пропеллер, плюс мотор "гном" в пятьдесят сил, плюс ветер, гнавший нас в спину.
Слайд 33Кто такой Заикин? Каким он изображён?
Иван Михайлович Заикин-борец и авиатор.
Со свойственной
этим упрямым волжанам внезапной решительностью он сказал:
– Я тоже буду летать!
Заикин в эту критическую секунду сохранил полное хладнокровие. Он успел рассчитать, что лучше пожертвовать аэропланом и двумя людьми, чем произвести панику и, может быть, стать виновником нескольких человеческих жизней. Он очень круто повернул налево...
Заикин плакал.
…удивительную дерзость этого безграмотного, но отважного, умного и горячего человека,
Несмотря на то что я своим нечаянным первым жестом перевернул его карьеру, он совсем не питает ко мне злобы, но зато и я твердо уверен в том, что через год, через два он непременно полетит на собственном аппарате.
Слайд 391 группа
Составьте советы тем ребятам, которые испытывают страх перед полётом
Чтобы не
испытать страх перед полётом, следует…
Слайд 402 группа
Сделайте афишу к полёту Заикина и Куприна
Слайд 413 группа
Собрать материал о знаменитых русских лётчиках, подобрать картинки. Создайте книгу
«Покорившие небо»