Презентация, доклад по литературе на тему Кавказ в жизни М.Ю. Лермонтова. История создания и особенности композиции поэмы Мцыри (8 класс)

Содержание

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,Я посвящаю снова стих небрежный…М.Ю. Лермонтов

Слайд 1КАВКАЗ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ и

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ «МЦЫРИ».

Учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ № 8» г. Оренбурга
Дудина Инна Анатольевна

КАВКАЗ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ и ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ «МЦЫРИ». Учитель русского

Слайд 2Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный…
М.Ю. Лермонтов

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,Я посвящаю снова стих небрежный…М.Ю. Лермонтов

Слайд 3Образ Кавказа появляется в произведениях Лермонтова разных лет. Он видел Кавказ

глазами путешественника, художника, поэта, воина.
Образ Кавказа появляется в произведениях Лермонтова разных лет. Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта, воина.

Слайд 5Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов побывал на Кавказе шестилетним ребенком, когда бабушка

Елизавета Алексеевна Арсеньева привозила его на воды, чтобы поправить здоровье внука. Уже первая поездка из далекого пензенского имения Тарханы, несомненно, оставила отпечаток в детском сознании. Но особенно большое значение в жизни Лермонтова имело посещение Кавказа в 1825 году, когда ему было около 11 лет.
«О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум».
Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов побывал на Кавказе шестилетним ребенком, когда бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева привозила его на

Слайд 6Бабушка трижды возила внука на воды лечиться. Было это в 1818,

1820 и 1825годах.
Бабушка трижды возила внука на воды лечиться. Было это в 1818, 1820 и 1825годах.

Слайд 7Здесь Михаил Юрьевич впервые прочитал "Кавказского пленника" Пушкина. Большая удача, большое

счастье было прочитать поэму здесь, в виду снежных гор.
Здесь Михаил Юрьевич впервые прочитал

Слайд 9Вышедший из-под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ,

всегда не по своей воле - это было место его службы, а точнее, ссылки.
Вышедший из-под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле -

Слайд 10М.Ю. Лермонтов в сюртуке офицера Тенгинского пехотного полка. Художник Т.А. Горбунов.

1841 год.
М.Ю. Лермонтов в сюртуке офицера Тенгинского пехотного полка. Художник Т.А. Горбунов. 1841 год.

Слайд 12М.Ю. Лермонтов. Гравюра В.А. Фаворского. Первый вариант портрета (1931).

М.Ю. Лермонтов. Гравюра В.А. Фаворского. Первый вариант портрета (1931).

Слайд 13В «Журнале военных действий» отмечено:
«Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов,

во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием».
В «Журнале военных действий» отмечено: «Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке

Слайд 14Поэма «Мцыри» написана в 1839 году

Поэма «Мцыри» написана в 1839 году

Слайд 15«Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в

1837 г.), изучал местные сказания,… он наткнулся в Мцхете… на одинокого монаха.
«Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в 1837 г.), изучал местные сказания,… он наткнулся

Слайд 16Монах рассказал М.Ю. Лермонтову, что родом он горец, плененный ребенком генералом

Ермоловым. Генерал вез его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал, делал попытки к бегству в горы.
Монах рассказал М.Ю. Лермонтову, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал вез его с собой

Слайд 17В черновом автографе поэма носила название «Бэри». К этому названию Лермонтов

сделал сноску: «Бэри, по-грузински: монах». Но герой поэмы не монах — его только готовят в монахи. Слову «послушник» в грузинском языке соответствует слово «мцыри». Под этим заглавием произведение и было напечатано в сборнике 1840 года.
В черновом автографе поэма носила название «Бэри». К этому названию Лермонтов сделал сноску: «Бэри, по-грузински: монах». Но

Слайд 18В качестве эпиграфа Лермонтов выбрал библейское изречение, которое означает: «Вкушая, я

вкусил мало мёду, и вот я умираю». Этот эпиграф подчёркивает вольнолюбие Мцыри.
В качестве эпиграфа Лермонтов выбрал библейское изречение, которое означает: «Вкушая, я вкусил мало мёду, и вот я

Слайд 19В окончательной редакции поэма заключает в себе двадцать шесть глав. Кроме

двух вступительных, они представляют собою исповедь главного героя.
В окончательной редакции поэма заключает в себе двадцать шесть глав. Кроме двух вступительных, они представляют собою исповедь

Слайд 20 Род, жанр, творческий метод
Поэма - излюбленный жанр Лермонтова, им было

написано около 30 поэм (1828 – 1841), но опубликовал поэт только три из них.
Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности.

Род, жанр, творческий методПоэма - излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около 30 поэм (1828 –

Слайд 21Поэма «Мцыри» является романтическим произведением
Противоречие между идеалом и действительностью.
Символичные сюжет

и образы.

Исповедальное начало.

Поэма написана в виде страстной исповеди героя.

Поэма «Мцыри» является романтическим произведением Противоречие между идеалом и действительностью.Символичные сюжет и образы.Исповедальное начало.Поэма написана в виде

Слайд 22Сюжет и композиция поэмы
В поэме 26 глав. Мцыри не только

герой, но и рассказчик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя. В поэме она занимает большую часть.

Авторское вступление
Оно помогает читателю соотнести действие поэмы с определенными историческими событиями. Здесь Лермонтов уделяет внимание наиболее ярким эпизодам поэмы: это созерцание природы Кавказа и мысли героя о родине, сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря, встреча героя с грузинкой, его поединок с барсом, сон в степи.

Сюжет и композиция поэмы В поэме 26 глав. Мцыри не только герой, но и рассказчик. Форма исповеди

Слайд 23Хронологическая последовательность событий поэмы

1-я глава — описание развалин старого монастыря.
2-я глава

— рассказ об истории Мцыри с детства до побега.
3-26-я главы — исповедь Мцыри, рассказ о трёх днях свободы.
Хронологическая последовательность событий поэмы1-я глава — описание развалин старого монастыря.2-я глава — рассказ об истории Мцыри с

Слайд 24Сюжетной завязкой поэмы является сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря.

Сюжетной завязкой поэмы является сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря.

Слайд 25Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом, в котором нашел

свое воплощение основной мотив всего творчества поэта – мотив борьбы.
Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом, в котором нашел свое воплощение основной мотив всего творчества

Слайд 26Композиционное построение имеет замкнутую форму: в монастыре действие началось, в монастыре

оно и закончилось. Таким образом, в поэме находит свое воплощение мотив судьбы, рока.
Композиционное построение имеет замкнутую форму: в монастыре действие началось, в монастыре оно и закончилось. Таким образом, в

Слайд 27Эпиграф
Эпиграфом к поэме послужила фраза из библейской легенды об израильском царе

Саулу и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни.

«Вкушая, вкусих мало мёда,
и се аз умираю». Первая книга Царств, слова Ионафана (гл. 14, ст. 43)

ЭпиграфЭпиграфом к поэме послужила фраза из библейской легенды об израильском царе Саулу и его сыне Ионафане, который

Слайд 28Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение наизусть глав поэмы 11,7,8,11,13,18,19,21,23,26.
Индивидуальное задание
Подготовить сообщение об

образе рыбки в грузинской мифологии.
Домашнее задание.Подготовить выразительное чтение наизусть глав поэмы 11,7,8,11,13,18,19,21,23,26.Индивидуальное заданиеПодготовить сообщение об образе рыбки в грузинской мифологии.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть