Презентация, доклад по литературе на тему Календарно-обрядовый фольклор (5 класс)

Как и где крестьяне пели песниЖизнь крестьянина на Руси зависела от природы и поэтому большинство песен было посвящено ей. Целью этих песен было заклинать плодородие земли и «задабривать» мать-природу. С течением времени земледельческий календарь причудливо соединился

Слайд 1Русские народные песни Летом и Осенью
Подготовил ученик 6 «Г» класса

Артёмов Дмитрий
Руководитель: Карпенко О.А., учитель русского языка и литературы
Русские народные песни Летом и Осенью Подготовил ученик 6 «Г» класса Артёмов ДмитрийРуководитель: Карпенко О.А., учитель русского

Слайд 2Как и где крестьяне пели песни
Жизнь крестьянина на Руси зависела от

природы и поэтому большинство песен было посвящено ей. Целью этих песен было заклинать плодородие земли и «задабривать» мать-природу. С течением времени земледельческий календарь причудливо соединился с календарем христианских праздников.
Как и где крестьяне пели песниЖизнь крестьянина на Руси зависела от природы и поэтому большинство песен было

Слайд 3После зимних праздников начинались весенне-летние. Начинались они с 9 марта, с

22 марта (9 по ст. стилю) в праздник «Сороки» – день весеннего равноденствия.

«Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью! С радостью, с радостью,  с великой милостью,  с льном высоким,  с корнем глубоким,  с хлебом обильным!»

После зимних праздников начинались весенне-летние. Начинались они с 9 марта, с 22 марта (9 по ст. стилю)

Слайд 4«Пасха Господня, Пасха…»
Пасха – была одним из самых главных праздников в

году. К ней готовились очень тщательно. Самые разные угощения, танцы, игры и самое главное – праздничные песнопения. Огромное количество песен, как и церковных, так и просто народных.
«Пасха Господня, Пасха…»Пасха – была одним из самых главных праздников в году. К ней готовились очень тщательно.

Слайд 5Георгий–Победоносец
Следующий большой праздник принесла а Киевскую Русь тоже христианская вера. Это

– Праздник в честь святого Георгия Победоносца, а в народе его называли Егорьев день, или Егорий-Вешний. В этот день впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, похлёстывая животных ветками вербы. В народе считалось, что верба обладает волшебно-целебной силой для домашнего скота.  Этот праздник был преимущественно мужским. Мужчины обходили поля, закликая Егория уберечь скот от падежа, болезней, от зверей и сглаза. Подростки ходили от двора к двору и пели перед каждым домом песни-пожелания.
Георгий–ПобедоносецСледующий большой праздник принесла а Киевскую Русь тоже христианская вера. Это – Праздник в честь святого Георгия

Слайд 6Зелёные святки
Зелёные святки (Русальная неделя) – у славян в широком смысле

Зелёные святки объединяли период с Вознесения (в некоторых местах с Преполовения) до окончания проводов русалок перед Петровским постом. Праздничный комплекс знаменует окончание весны и начало лета. Празднование было распространено у восточных славян повсеместно. Особенно широко отмечалось у русских. У украинцев и белорусов обрядность цикла лишь частично захватывала Троицу, сдвигаясь на Русальную неделю, понедельник Петровского поста.

Ио, ио, семик-троица,
Туча с громом сговаривалась:
Пойдем, гром, погуляем с тобой,
Во ту слободу, в Радышевчину,
Ио, ио, семик-троица! —
идут в лес, где происходит пир».

Зелёные святкиЗелёные святки (Русальная неделя) – у славян в широком смысле Зелёные святки объединяли период с Вознесения (в некоторых

Слайд 8

Троица

Троица – это праздник которой пришёл на Русь тоже с христианской верой. Этот день когда на апостолов сошёл Святой дух.
В языческий троицын день девушки и женщины устраивали похороны березы, «русалки», «кукушки». Сломанную ветку или особую траву, называемую «кукушей», наряжали и затем закапывали под песню, как правило, на огороде. Русалок, которые, по народным верованиям, способствуют урожаю (ибо связаны с водой), хоронили в виде кукол. Записаны обряды, в которых такую куклу клали в «гроб», а девушки несли ее с заунывно-похоронными песнями к реке, куда и бросали. В других-местах русалкой называли чучело коня и хоронили его, создавая как можно больший шум. Так как русалки, подобно всякой демонической силе, существа вредоносные, то их старались умягчить развешиванием холстов по деревьям и кустарникам (см. в русальских песнях требование русалками рубашек себе).


Слайд 9Иван-Купала
Период между Ивановым (Иван Купала) и Петровым днем был временем последних

летних праздников. В празднике на Ивана Купалу участвовала вся деревня. Зазывали на праздник особыми песнями. С песнями обходили поле, на меже жгли костры. Делали чучело и сжигали его на костре, через костер перепрыгивали. Купальские песни рассказывают и о ритуальных купаниях в реке. Крестьяне считали, что в купальскую ночь оживает вся нечистая сила и нужно стеречь домашний скот и хлеб от нее. На Ивана Купалу собирали целебные травы (особенной популярностью пользовалась иван-да-марья). Волшебно-всесильным считался папоротник, расцветающий, по легендам, раз в году именно в купальскую ночь. Тем, кто нашел цветущий папоротник, должны были открыться места кладов. После ритуалов в ночь на Ивана Купалу и встречи солнца в Петров день — вплоть до жатвы не было никаких праздничных обрядов. Жнивные же ритуалы не были жестко связаны с календарем, ибо зависели от срока поспевания зерна. Так как жатва в отличие от пахоты и сева была женским делом, то жнивные обряды и связанные с ними песни — прежде всего женские.
Иван-КупалаПериод между Ивановым (Иван Купала) и Петровым днем был временем последних летних праздников. В празднике на Ивана

Слайд 10Осенние песни

Осенние песни

Слайд 11Период жатвы
Трем этапам жатвы соответствуют три вида песен: зажиночные — в

начале уборки урожая; собственно жнивные — во время полевых работ (в этих песнях говорится в основном о самом труде крестьянок в поле); дожиночные (обжиночные) — поются после окончания жатвы. В конце уборки хлеба в поле оставляли немного колосьев («бороду») и завивали несжатый пучок или, пригнув его к земле, закапывали вместе с хлебом и солью. Последний сноп украшали и несли в дом. «Завивание бороды» было направлено на то, чтобы возродить силу земли, отданную ею на взращивание колосьев. Календарные ритуалы по-своему организовали крестьянский быт. Без них мир распался бы для крестьянина на хаотические и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт и упорядочивали природу, от которой этот быт зависел.
Период жатвыТрем этапам жатвы соответствуют три вида песен: зажиночные — в начале уборки урожая; собственно жнивные —

Слайд 12Свадебные песни
На Руси после Покрова Пресвятой Богородицы начинался период свадеб.
На свадьбах

тоже было много разных песен. Песни заклинания, песни задабривания и многое другое.
На свадьбах присутствовали разные песенные обряды и песни отгнания зла.

Свадебные песниНа Руси после Покрова Пресвятой Богородицы начинался период свадеб.На свадьбах тоже было много разных песен. Песни

Слайд 13Приложения
Уж ты пташечка,  Ты залетная! Ты слетай  На синё море,  Ты возьми  Ключи весенние,  Замкни зиму,  Отомкни

лето!

Ты пчелынька,  Пчелка ярая!  Ты вылети за море,  Ты вынеси ключики,  Ключики золотые.  Ты замкни зимыньку,  Зимыньку студеную!  Отомкни летечко,  Летечко теплое,  Летечко теплое,  Лето хлебородное!

Приложения Уж ты пташечка,  Ты залетная! Ты слетай  На синё море,  Ты возьми  Ключи весенние,  Замкни зиму, 

Слайд 14Егорьевские
Уж мы к дому подходили, Хозяина будили: «Встань, пробудися, Умойся, утрися, Егорию помолися!» Егорий батько храбрый, Макарий

преподобный! Спаси нашу скотинку, Всю животинку — В поле и за полем, В поле и за лесом, За лесом — лесами, За крутыми горами! Волку с медведем — Пень да колода…

Дай вам бог,  Надели, Христос,  Двести коров,  Полтораста быков,  Семьдесят телушек  Лысеньких,  Криволысеньких!  Они в поле-то идут —  Всё помыкивают,  Они из поля идут —  Всё поигрывают.

ЕгорьевскиеУж мы к дому подходили, Хозяина будили: «Встань, пробудися, Умойся, утрися, Егорию помолися!» Егорий батько храбрый, Макарий

Слайд 15Песни на Зелёные святки
Березынька кудрявая,  Кудрявая, моложавая,  Под тобою, березынька,  Всё не мак цветет,  Под

тобою, березынька,  Не огонь горит,  Не мак цветет —  Красиые девушки  В хороводе стоят,  Про тебя, березынька,  Всё песни поют.

«Кума с кумой,  Покумимся!  Чтобы нам весь год  Не бранитися.  Побранимся —  Грешны будем,  Кукушечке  Тошно станет!

Песни на Зелёные святки Березынька кудрявая,  Кудрявая, моложавая,  Под тобою, березынька,  Всё не мак цветет,  Под тобою,

Слайд 16Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть