Слайд 1Художественное мастерство М.Ю. Лермонтова
Немкевич А.И.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ г. Зеленоградска»
Слайд 2Задачи:
1. Совершенствовать умения:
проводить исследовательскую работу;
определять в поэтическом тексте роль изобразительно-выразительных
средств языка;
анализировать произведение в единстве формы и содержания
Слайд 3Словарь:
поэма, лиризм, пафос, исповедь, монолог, эмоциональность, экспрессия, экзотический, символика, анафора, параллелизм
(синтаксический).
“Лермонтов – крупнейший
представитель русского и мирового романтизма ”
Д.Е.Максимов
Романтический пафос в значительной мере определил направление всей лермонтовской поэзии.
В русской литературе Лермонтов принадлежит к числу тех поэтов, кто больше других отличается “лица не общим выраженьем”: характерностью поэтического почерка, неповторимостью поэтического голоса. Да и сам Лермонтов годился в романтические герои (рассматриваем автолитографию А.С.Пруцких). Он точно создан был поэтом-романтиком. Как искренние признания звучат его слова из юношеского стихотворения (“К*** - “Не думай, чтоб я был достоин сожаленья...”):
Слайд 5
Я молод, но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть
я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки;-
О если б одинаков был удел!...
Как он ищу забвенья и свободы,
Как он, в ребячестве пылал уж я душой,
Любил закат в горах, пенящиеся воды
И бурь земных и бурь небесных вой!
Слайд 6Задача: доказать, что “Мцыри” - романтическая поэма
Посмотрим,
как проявляется
художественное мастерство Лермонтова,
каким арсеналом изобразительно-выразительных средств пользуется поэт,
как с их помощью создаётся образ романтического героя, воплощается ведущая идея.
Слайд 7“Мцыри” - романтическая поэма
1. Лиризм:
а)
б)
2. Особенности изображения характера героя:
а)
б)
в)
3. Многообразие,
красочность изобразительно-выразительных средств языка поэмы:
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ё)
Слайд 8Большой объём, часто изображает масштабные события
Дайте определение понятия «поэма».
Как вы понимаете
сочетание «лиро-эпический жанр»?
В чём сходство и отличие стихотворения и поэмы как жанров?
Слайд 9Докажите принадлежность к жанру
Поэма – это лиро-эпический жанр. “Мцыри” – поэма,
т.к. в произведении преобладает субъективно-лирическое начало.
Слайд 10 В чём проявляется лиризм?
а) изображение внутреннего мира героя (история
душевных переживаний Мцыри)
б) близость переживаний Мцыри мыслям и чувствам автора.
Слайд 11Каковы особенности изображения характера героя?
а) герой, наделённый сильными чертами характера,
с необычной судьбой. Напряжённость, гиперболичность переживаний.
б) действие сосредоточено вокруг одного героя, в котором воплощён идеал. (Идеал выражается в стремлении человека к свободе, любви к Родине)
в) экзотический пейзаж, помогающий раскрытию характера героя.
Слайд 12Из каких событий
складывается
сюжет?
Картины детства,
юность в монастыре,
бегство,
поиски
Родины,
встреча с грузинкой,
бой с барсом,
возвращение в монастырь,
болезнь, смерть.
Какое из этих событий является идейным, сюжетным центром?
(Побег = борьба за свободу).
Слайд 13В чём заключается пафос поэмы?
Пафос поэмы
заключается
в поэтизации
подвига, в
ней
утверждается
идеал жизни-борьбы
Слайд 14Прочитайте строфы, выражающие этот идеал. (Выразительное чтение наизусть строф 3, 8)
В
какой форме излагается содержание поэмы?
Исповедь-монолог. Это взволнованная речь человека, долго томившегося в неволе и страстно любящего свободу. Герой сам рассказывает о своих чувствах, и события даны через его восприятие. Рассказ о трёх днях свободы – это описание чувств, стремлений, мыслей. Во взволнованности, в созвучии переживаний героя мыслям и чувствам поэта и проявляется лиризм поэмы
Слайд 15Какие строфы являются кульминационным моментом?
кульминационный момент - строфы 17-18
Чтение
наизусть
Слайд 16Многообразие, красочность изобразительно-выразительных средств языка поэмы
Слайд 17А) Сравнение
Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (“как серна гор, пуглив
и дик и слаб и гибок, как тростник”, “ он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал” (строфа 2).
Они отражают мечтательность натуры юноши (“я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом, и облачко за облачком, покинув тайный свой ночлег, к востоку направляло бег – как будто белый караван залётных птиц из дальних стран!”, “в снегах, горящих, как алмаз” (с.6), “как узор, на ней зубцы далёких гор” (с.9).
Природа одушевляется: “дерев, разросшихся кругом, шумящих пёстрою толпой, как братья в пляске круговой” (с.6), “вой протяжный, жалобный, как стон”, “он застонал, как человек” (с.17).
Сравнения передают поэтичное восприятие природы Мцыри, его умение воспринимать прекрасное. Мир природы настраивает на спокойную созерцательность, даёт ощущение гармонии.
Слайд 18А) Сравнение
С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с
ней (“сплетясь, как пара змей” - с.18).
Это взаимообратный процесс: зверь – очеловечивается, человек – как зверь, и в этом проявляется их близость.
В то же время эти сравнения подтверждают отчуждённость Мцыри от людей: “Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей” (с.9), “я был чужой для них навек, как зверь степной” (с.15) – шакал “кричал и плакал, как дитя” (с.9), “он застонал, как человек” (с.17).
Слайд 19А) Сравнение
“Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как
он,
Как будто сам я был рождён
В семействе барсов и волков...”
“В груди моей родился тот
ужасный крик,
Как будто с детства мой язык к иному звуку не привык!”
“Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!”(с.18)
В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. А в природе естественно устанавливаются справедливые законы.
Слайд 20А) Сравнение
В 21 строфе развёрнутое сравнение “На мне печать свою тюрьма
оставила... Таков цветок темничный... Едва взошла заря, палящий луч её обжёг в тюрьме воспитанный цветок...” имеет символическое значение: монастырь – тюрьма, солнечный ожог – “ожог” от свободы.
Итак, сравнения подчёркивают эмоциональность образов, раскрывают жизненный опыт и представления героев.
Слайд 21Б) Метафорические эпитеты
Метафорические эпитеты передают:
1) душевное настроение, глубину чувств, их силу
и страстность, внутренний порыв: “пламенная страсть, сумрачные стены, блаженные дни, пылающая грудь, в холодной вечной тишине, бурное сердце, могучий дух, страшно бледен, дружбы...живой меж бурным сердцем и грозой, грозящей бездны, сердитый вал, отчаянной рукой, бешеный скачок, страшной смертью, смертельный бой, и я был страшен, ужасный крик, страшный сон, волю дикую, жар бессильный и пустой, безжалостного дня”, лёгкий шум шагов; голос, сладко вольный; сладкою тоской, в тюрьме воспитанный цветок”;
2) поэтическое восприятие мира: “снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул, сонные цветы, волшебным, странным голосам; две сакли дружною четой, “объятья жадные” тучки, мир молчаливый; лёгких, бешеных коней; битвы чудные, лучей живительных, свежих островов, шепчущих кустов, взор рыбки “грустно нежен и глубок”, её сребристый голосок, чудных снов, вольную струю, воздух так душист, играющий на солнце лист”.
Слайд 22В) Метафоры
“Летние жары покрыли тенью золотой лицо и грудь её, и
зной дышал от уст её и щёк. И мрак очей был так глубок...” - типично романтическая лексика.
“Казалось, приросли к скале две сакли дружною четой” (с.13).
“И двух огней промчались искры... То был пустыни вечный гость..”, “Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови...да, рука судьбы вела меня иным путём...” (с.16).
“Бой закипел” (с.17).
“Но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит”. “Судьба...смеялась надо мной!” (с.19).
“Проснулся день, и хоровод светил напутственных исчез в его лучах. Туманный лес заговорил”.
Слайд 23В) Метафоры
“Смутный гул в долине с ветром пробежал...”. “Я тайный замысел
ласкал...”. “...унесть в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор...”. “Казалось, звон тот выходил из сердца” (с.20).
“...палил меня огонь безжалостного дня”, “иссохший лист её венцом терновым над моим челом свивался, и в лицо огнём сама земля дышала мне. Сверкая быстро в вышине, кружились искры... Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном” (с.22).
“...моя в огне...(рука)
Знай, этот пламень с юных дней
Таяся жил в груди моей;
Но ныне пищи нет ему,
И он прожёг свою тюрьму…” (с.25)
Метафоры передают напряжённость, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств.
Слайд 24Г) Развёрнутые олицетворения
“Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи
Арагвы и Куры” (с.1).
“Поток, усиленный грозой, шумел, и шум его глухой сердитой сотне голосов подобился. Хотя без слов мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине...” (с.10).
“Растений радужный наряд хранил следы небесных слёз, и кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерёв прозрачной зеленью листов; и грозды полные на них, серёг подобье дорогих, висели пышно...И снова вслушиваться стал к волшебным, странным голосам; они шептались по кустам, как будто речь свою вели о тайнах неба и земли; и все природы голоса сливались тут...” (с11).
“Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за ней, как за добычею своей, объятья жадные раскрыв” (с.14).
“И миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого куста (с.15).
Слайд 25
С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с
ней.
Возвышенно-экзотические пейзажи сгущённо, предельно романтические.
Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны
Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит те величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу.
Слайд 26Д) Инверсия
Инверсия - по-латински перестановка, это отступление от обычного порядка слов:
подлежащее + сказуемое, определение + определяемое слово (существительное), сказуемое + обстоятельство.
Слово, перемещённое на необычное место, делается более заметным, приобретает особую интонацию, фраза делается более выразительной.
Перемещаются слова, которые наиболее важны для создания художественного образа, чтобы привлечь особое внимание. Подчёркиваются слова, важные в идейно-художественном отношении.
Слайд 27Д) Инверсия
Примеры: ребёнка пленного, без жалоб он томился; тихо, гордо умирал;
по стороне своей родной; гордо выслушав, привстал; думы власть, от келий душных, земле чужой, юности мечты, тебе есть в мире что забыть; в снегах, горящих, как алмаз; ... делал я на воле; для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы; рукою молнию ловил; дружбы краткой, но живой; много я часов бежал; и странной, сладкою тоской опять моя заныла грудь; я цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе; слезы не знал я никогда; и в груди моей родился тот ужасный крик; снов...про волю дикую степей, про битвы чудные; томил меня огонь безжалостного дня; и в лицо огнём сама земля дышала мне.
Слайд 28Е) Риторические вопросы, восклицания, обращения
Риторические вопросы, обращения, восклицания являются средством выражения
сильных душевных переживаний.
Риторический вопрос – это утверждение высказывания в форме вопроса. Вопросительная форма настораживает внимание, заставляет подумать, а следовательно, и глубже воспринять те мысли и пережить те чувства, которые автор выражает.
Риторическое восклицание – оборот речи с подчёркнуто-восклицательной интонацией. В форме восклицания утверждается понятие. При восклицательной интонации подчёркивается логическое ударение в фразе, усиливается её эмоциональное звучание.
Риторическое обращение – оборот речи, в котором содержится обращение к неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или к воображаемому слушателю.
Слайд 29Е) Риторические вопросы, восклицания, обращения (примеры)
“А душу можно ль рассказать?” (с.3).
“Знал
ли ты разгульной юности мечты?”
“Что за нужда? Ты жил, старик!
Я также мог бы жить! (с.5).
“Ты хочешь знать, что видел я на воле?”
“Мне было свыше то дано!” (с.6).
“Ты хочешь знать, что делал я на воле?”
“О, я как брат, обняться с бурей был бы рад!”
“Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой!” (с. 8).
Слайд 30Е) Риторические вопросы, восклицания, обращения (примеры)
“Бежал я долго – где, куда?
Не знаю!” (с.9).
“Но юность вольная сильна, и смерть казалась не страшна!” (с.12).
“И если б хоть минутный крик мне изменил –
Клянусь, старик, я б вырвал слабый мой язык. (с.15).
“Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!” (с.18).
“Но тщетно спорил я с судьбой: она смеялась надо мной!” (с.19).
“Да, заслужил я жребий мой! Что я пред ним?” (с.21).
“Дитя моё, останься здесь со мной. О милый мой! Не утаю, что я тебя люблю...(с.23).
Слайд 31
Риторических вопросов, восклицаний и обращений много, так как поэма по типу
- монологическое повествование. Монолог-исповедь занимает центральное и ключевое место. Мысли и чувства Мцыри – это мысли и чувства автора.
Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают взволнованность и страстность.
Слайд 32Ё) Анафора (единоначатие)
“…И с каждым днём приметно вял.
И близок стал
его конец…” (+ многосоюзие) (с.2).
“... Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть…” (с.3).
“Она, как червь во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Её пред небом и землёй
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю. (с.3) (+ синтаксический параллелизм)
Слайд 33Ё) Анафора (единоначатие)
“Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать,
для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. (с.8).
Слайд 34Ё) Анафора (единоначатие)
6 и 8 строфы имеют одинаковое начало:
“Ты хочешь знать,
что видел я на воле?” - “ Ты хочешь знать, что делал я на воле?”
“…Я поднял голову мою…
Я осмотрелся; не таю:
Мне стало страшно…” (с.10).
“Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слёзы, слёзы потекли…” (с.15).
“Он с детских глаз уже не раз
Сгонял виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про лёгких бешеных коней,
Про битвы чудные меж скал,
Где всех один я побеждал!.. (с.20).
Слайд 35
Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в
самом ритме строфы с её бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов.
Слайд 36Выводы
В многообразии изобразительно-выразительных средств лермонтовской поэмы проявляется богатство переживаний,
чувств лирического героя.
С их помощью создаётся страстный, приподнятый тон поэмы.
Слайд 37Выводы
Поэтика переключает на высокую и вневременную волну. Время поэмы ближе
к обобщённому, чем к реальному. Это философское произведение о смысле бытия, об истинной ценности человеческой жизни, которую поэт видит в свободе, активности, человеческом достоинстве.
Не только в словах и мыслях героя, но и во всей поэме ощущается пафос свободы и человеческой активности.
Герой и автор внутренне близки. Исповедь героя – это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж.
Слайд 38Выводы
Самое существенное и характерное в лермонтовском герое – потребность в
действии – важный мотив поэзии М.Ю. Лермонтова. Побег Мцыри – гордый спор с судьбой, с которой всю жизнь спорил и сам создатель образа. Поэтому поэму можно считать выражением затаённой авторской мечты, одной из составляющих его художественного и жизненного идеала.
Слайд 39В. Г. Белинский: “…Что за огненная душа, что за могучий дух,
что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…”.
Слайд 40Домашнее задание:
Ответить на вопрос: “Как проявляется мастерство М.Ю.Лермонтова в создании
романтического образа Мцыри?”
Подготовить чтение наизусть отрывка из поэмы