Презентация, доклад по литературе на тему Хронотоп

Содержание

Цель изучения:роль, значение и функции времени-пространства в структуре художественного целого.

Слайд 1Изучение хронотопа в художественном произведении
Подготовила : О.Н. Штонда

г. Красногорск 2016
Изучение хронотопа в художественном произведенииПодготовила : О.Н. Штонда

Слайд 2Цель изучения:
роль, значение и функции времени-пространства в структуре художественного целого.

Цель изучения:роль, значение и функции времени-пространства в структуре художественного целого.

Слайд 3Хронотоп – неотъемлемый компонент построения индивидуально-авторской картины мира писателя. Он определяет

особенности метода, стиля, способствует отражению своеобразия национального мышления художника слова. Время и пространство – «исходные величины, с которыми имеет дело писатель», константы содержания и формы литературного произведении.
Хронотоп – неотъемлемый компонент построения индивидуально-авторской картины мира писателя. Он определяет особенности метода, стиля, способствует отражению своеобразия

Слайд 4Согласно основным научным теориям и концепциям, получившим распространение в литературоведении конца

ХХ – начала XXI столетий, хронотоп выступает фундаментальным понятием исследования бытия. Ибо «каждый факт, историческое событие, художественный памятник, …любое явление повседневной жизни неизбежно вписывается в систему пространственно-временных координат»
Согласно основным научным теориям и концепциям, получившим распространение в литературоведении конца ХХ – начала XXI столетий, хронотоп

Слайд 5Типы времени-пространства:
Социальный,
культурно-исторический,
психологический,
биологический,
физический .

Каждый из них, обладая специфическими свойствами, характеризует определенную грань бытия человека, получающего отражение в художественном творчества.
Типы времени-пространства: Социальный, культурно-исторический, психологический,биологический, физический .

Слайд 6Семантические коды:
Исторический код характеризует изображаемую автором эпоху и содержит сведения о

пространственно-временной позиции писателя. На уровне культурологического кода раскрываются особенности национального мышления художника слова, тенденции развития общества, быт героев и их представления об окружающем мире.
Семантические коды:Исторический код характеризует изображаемую автором эпоху и содержит сведения о пространственно-временной позиции писателя.

Слайд 7Философско-эстетический код отражает взгляды писателя, его идеалы и нравственно-этические ценности.


Религиозно-мифологический код заключает в себе идею о циклическом и извечном характере бытия.
Географический код конкретизирует информацию о художественном хронотопе, придавая ему достоверность и точность.
Философско-эстетический код отражает взгляды писателя, его идеалы и нравственно-этические ценности.   Религиозно-мифологический код заключает в себе

Слайд 8Уровни хронотопа:
Взаимодействие рассказчика и персонажа;
Взаимодействие писателя, героя-рассказчика, действующих лиц и

воображаемого читателя. (Их хронотопы соединяются в ходе «диалога», проводимого в авторском сознании).
Взаимодействие автора и читателя. (Данный акт коммуникации носит двухсторонний характер. Ибо в процессе восприятия художественного текста передача сообщений осуществляется, с одной стороны, между читателем и творцом; с другой – между читателем и персонажами).
Само произведение. (Оно становится своеобразным участником коммуникации вследствие того, что его хронотоп пересекается с хронотопом читателя и с хронотопом внетекстового мира).
Уровни хронотопа: Взаимодействие рассказчика и персонажа;Взаимодействие писателя, героя-рассказчика, действующих лиц и воображаемого читателя. (Их хронотопы соединяются в

Слайд 9Особенности хронотопа в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Особенности хронотопа в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Слайд 10Хронотоп
Время в художественном произведении
Пространство в художественном произведении
-биографическое
Историческое
Космическое
Календарное
Суточное
Абстрактное и конкретное
Завершенное и незавершенное
Замкнутое

и открытое
Земное и космическое реально видимое и изображаемое
Абстрактное и конкретное

-биографическое
Историческое
Космическое
Календарное
Суточное
Абстрактное и конкретное
Завершенное и незавершенное

-биографическое
Историческое
Космическое
Календарное
Суточное
Абстрактное и конкретное
Завершенное и незавершенное

ХронотопВремя в художественном произведенииПространство в художественном произведении-биографическоеИсторическоеКосмическоеКалендарноеСуточноеАбстрактное и конкретноеЗавершенное и незавершенноеЗамкнутое и открытоеЗемное и космическое реально видимое

Слайд 11Два мира в повести «Ночь перед Рождеством»
Диканька

Петербург

Два мира в повести «Ночь перед Рождеством»Диканька

Слайд 12Хронотоп в повести «Ночь перед Рождеством»












Конкретное

Конкретное Конкретное историческое Конкретное
Календарное
Завершенное

Петербург

Диканька

время

Пространство

Время

Пространство

Хронотоп в повести «Ночь перед Рождеством» Конкретное

Слайд 13Картины народной жизни в повести
Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни

и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня…


Хохот награждал затейника. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик… Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! И еще белее казался свет месяца от блеска снега.
Картины народной жизни в повестиШумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были

Слайд 14Изображение Петербурга
… на лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях

была привычка повелевать. Все генералы, которые расхаживали довольно спесиво в золотых мундирах, засуетились, и с низкими поклонами, казалось, ловили его каждое слово и даже малейшее движение, чтобы сейчас лететь выполнять его.

Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; дома росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головою труб и крыш.

Изображение Петербурга… на лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях была привычка повелевать. Все генералы, которые

Слайд 15«Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без

чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился.» (А.С. Пушкин)




Настоящая веселость, искренняя, непринужденная поэзия Жеманство, чопорность

Диканька

Петербург

«Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая

Слайд 16«Светел , безоблачен поэтический мир, в котором живут кузнец Вакула и

прелестная Оксана…
Но рядом с этим светлым миром существует другой мир, в котором главенствует раболепие и корысть, лукавство и высокомерие. В резко обличительном контрасте сталкивает фантазия писателя образ народной Украины и официальный лик екатерининского Петербурга.
«Светел , безоблачен поэтический мир, в котором живут кузнец Вакула и прелестная Оксана…Но рядом с этим светлым

Слайд 17Диканька
Пространство
Время
Сказочный мир детства, прекрасная сказка, в которой изображается жизнь, такой, какой

она должна быть и какой представляется народу в его мечтах.

Вневременной мир, вечный, как борьба добра и зла. Время – «Ночь перед Рождеством» вынесено автором в заглавие: это последняя ночь, когда нечистая сила (зло) имеет возможность вторгаться в жизнь людей, происходит борьба добра и зла, гордыни и истинной любви.

ДиканькаПространствоВремяСказочный мир детства, прекрасная сказка, в которой изображается жизнь, такой, какой она должна быть и какой представляется

Слайд 18 Хронотоп в повести «Ночь перед Рождеством» состоит из двух частей,

которые являются воплощением представлений Н.В. Гоголя об идеальном мире и отражают его отношение к реальности, к Петербургу, образ которого впервые появился в этом произведении.
Хронотоп в повести «Ночь перед Рождеством» состоит из двух частей, которые являются воплощением представлений Н.В. Гоголя

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть