Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бородинская СОШ №2»
администрации муниципального образования Киреевский
район
Презентация
Комедия
А.С. Грибоедова
«Горе от ума»
Фокина Тамара Николаевна
Учитель русского языка и литературы
Рекомендовано: 9 класс
2013 год
Слайд 2История создания
Замысел комедии возник в 1820 году (по некотором данным уже
в 1816), но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии.
Слайд 3История создания
К началу 1822 года написаны первые два акта, а
весной и летом 1823 года в Москве завершается первый вариант пьесы.
Именно здесь писатель мог пополнить наблюдения над бытом и нравами московского дворянства, «надышаться воздухом» светских гостиных.
Но и потом работа не прекращается: в 1824 году возникает новый вариант, имеющий название «Горе от ума» (первоначально — «Горе уму»).
Слайд 4Широкая известность произведения
В 1825 году с большими цензурными сокращениями были напечатаны
отрывки из I и III актов комедии.
«Горе от ума» расходилось в списках.
Друг Пушкина декабрист И.И. Пущин привез комедию Грибоедова поэту в Михайловское.
Ее приняли восторженно, особенно декабристы.
Впервые комедия «Горе от ума» со значительными сокращениями была опубликована уже после смерти автора в 1833 году, а полностью она вышла в свет лишь в 1862 году.
И.И. Пущин
Слайд 5Жанр
В комедии "Горе от ума" две сюжетные линии: любовная и
социально-политическая. Центральным героем обеих является Чацкий.
Грибоедов создал комедию , которая затрагивает не только злободневные общественные проблемы, но и нравственные вопросы.
Грибоедову было важно, чтобы его герои прежде всего вызывали смех - смех зрителей над теми недостатками и пороками, которые свойственны им самим.
Слайд 6Композиция
В пьесе 4 действия:
Слайд 7Сюжет
Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и
свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой.
В итоге- "горе от собственного ума" полной мерой испил сам герой.
Слайд 8Анализ содержания комедии.
Действие первое
Какова завязка комедии?
Каковы отношения Софьи и Лизы?
Как
относится Фамусов к книгам?
Как Молчалин попал в дом Фамусова?
Почему Фамусова настораживает сон Софьи?
Как относится Фамусов к службе?
Слайд 9Действие первое
Кто, по мнению Лизы, подходит Софье в роли жениха?
Как характеризует
Скалозуба Софья?
О ком Лиза Отзывается с чувством восхищения?
Сколько лет отсутствовал Чацкий?
Что связывает Софью с Чацким?
Перечитайте сцену встречи Софьи с Чацким.
Слайд 10Действие первое
Как Фамусов относится к неожиданному приезду Чацкого?
Что тревожит Фамусова?
Как Чацкий характеризует
московское общество?
Слайд 11Действие второе
Прочитайте выразительно монолог Фамусова. «Петрушка…»
Что можно сказать об образе жизни
Фамусова на основании этого монолога?
Как Фамусов прореагировал на слова Чацкого «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали»?
Перед каким веком преклоняется Фамусов?
Выразительное чтение монолога Фамусова «Вот то – то , все вы гордецы!...»
На каком основании Фамусов сделал вывод, что Чацкий опасный человек?
Слайд 12Действие второе
Как ведет себя Фамусов при появлении Скалозуба?
Докажите содержанием текста, что
Скалозуб ограниченный человек?
Выразительное чтение монолога Чацкого «А судьи кто?».
Кого обличает в этом монологе Чацкий?
Какая черта характера Молчалина раскрывается в поведении с Софьей после его падения с лошади?
Слайд 13Действие второе
Выразительное чтение по ролям 12 явления 2 действия.
Как раскрывается характер
Молчалина в этом явлении?
Слайд 14Действие третье
Какие качества в Молчалине ценит Софья?
Почему Чацкий делает вывод: «
Шалит, она его не любит.»
Выразительное чтение по ролям 3 явления 3 действия.
Как раскрывается характер Молчалина и Чацкого в этом явлении?
Слайд 15Действие третье
С какой целью приезжают на бал князь и княгиня Тугоуховские?
Среди
гостей Фамусова Чацкий встречает давнего своего знакомого Платона Михайловича. Как Платон Михайлович оценивает свой образ жизни?
Слайд 16Действие третье
С кем Хлестова приезжает в дом Фамусова?
Как она относится к
своим слугам?
Как ведет себя в фамусовском обществе?
Что можно сказать о поведении Молчалина по отношению к Хлестовой?
Слайд 17Действие третье
В чем видит причину этого фамусовское общество?
Докажите содержанием текста комедии.
Выразительное
чтение монолога Чацкого «В той комнате незначащая встреча…»
Как данный монолог характеризует Чацкого?
Какую новую черту характера Молчалина отмечает Чацкий ? (явл. 13)
Как получилось, что Чацкого объявили сумасшедшим?
Слайд 18Действие четвертое
Как воспринимает Чацкий Репетилова?
Какую роль в комедии играет Загорецкий?
Верит ли
фамусовское общество в сумасшествие Чацкого? Докажите примерами из текста.
Как сам Чацкий реагирует на сплетни фамусовского общества?
Каким образом Чацкий становится свидетелем неожиданной сцены?
Слайд 19Действие четвертое
Выразительное чтение по ролям 12 явления 4 действия.
Дайте оценку поведения
каждого персонажа в этом явлении.
Дайте характеристику Фамусову на основании содержания 13 явления.
Слайд 20Действие четвертое
Выразительное чтение монолога Чацкого «Не образумлюсь…виноват…»
Почему Чацкий бежит из Москвы?
Слайд 21Развернутый ответ на вопрос
Как вы думаете, что произойдет в доме Фамусова
после разоблачительной сцены? (письменный ответ)
Слайд 22Лабораторная работа
Задание: Найти в комедии А.С. Грибоедова
«Горе от
ума» афоризмы и выписать их.
Слайд 23Лабораторная работа
Задание: продолжите афоризм,
вспомните, из чьих уст он звучит.
1.
Счастливые часов …
2. Грех не беда, …
3. Подумаешь. …
4. А горе …
5. Мне все равно, …
6. - Где ж лучше? …
7. И грянул вдруг …
8. Сон …
9. Служить бы рад, …
10. Свежо предание, …
Слайд 24Афоризмы
11. Кто служит делу, …
12. Ах! Тот скажи любви конец, …
13.
Дома новы, …
14. ,,,он малый …
15. Ах! Злые языки …
16. Но чтоб иметь детей, …
17. Кто беден, …
18. А впрочем, он дойдет
до степеней известных, …
19. Нельзя ли для прогулок …
20. И точно, начал …
Слайд 25Афоризмы
21. Что за комиссия , создатель, …
22. И золотой мешок, …
23.
Минуй нас пуще всех печалей …
24. Подписано, …
25. Чуть свет уж на ногах! …
26. И дым Отечества …
27. Вот то-то, все вы гордецы! …
28. Что говорит! …
29. А судьи кто? …
30. И кто влюблен — …