Слайд 3В 1841 г. Гоголь в Италии заказывает портрет для матери художнику
Моллеру. Аксаков писал: «Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать.»
Слайд 4 Прекрасные белокурые густые и волосы лежали у него почти по
плечи, красивые
усы.
Здесь выражено некое равновесие
мысли и духа, гармоничность
состояния.
Нарядный костюм и прическа
придают благородную светскость.
Гоголь хотел выглядеть именно
таким. Таким его и знают.
Слайд 5Ф.А. Моллеру, который близко знал писателя, удалось передать две стороны его
жизни, наложившие печать на весь облик. С портрета на нас смотрит лицо доброе, благодарное и светлое. Гоголь как бы говорит: «У меня на душе хорошо, светло». Лицо – светлое пятно в портрете; все остальное: волосы, шинель, сюртук, платок, подхватывающий под самый подбородок шею, большая часть фона – выполнено в темной тональности. Что-то мрачное, несчастливое, недоброе чувствуется в этой темноте. И глаза – немного насмешливые, но более – грустные, страдальческие. Тихая печаль льется из этих глаз. В портрете Моллера выражено некое равновесие мысли и духа, гармоничность состояния, а характер нарядного костюма и прическа придают некую достойную и благородную светскость.
Слайд 6Портрет Гоголя кисти А.А. Иванова относится к числу несомненных удач в
гоголевской иконографии. На нем художник не только передал точное сходство с портретируемым, но и раскрыл глубокое психологическое состояние своего друга. Изображение погрудное, в овале, с наклоном головы три четверти влево. Гоголь одет в халат красного цвета, из-под которого виднеется белый воротничок рубашки.
Слайд 7Здесь проявилась зоркость и острота взгляда мастера. Н.В. Гоголь предстает перед
зрителем не в парадных одеждах, а в обычном домашнем халате, как бы застигнутый врасплох. Отсутствие аксессуаров вполне отвечало романтическому духу эпохи, подчеркивало независимость персонажа.
На первый взгляд писатель кажется спокойным и сдержанным в проявлении эмоций. Но с помощью колористических контрастов и нервного мазка автор передает разнообразные грани человеческой личности. В лице и фигуре Гоголя чувствуется напряженность, акцентируется внимание на отчаянно грустном взгляде, таящем, с одной стороны, боль и растерянность, горечь разочарования, с другой – неукротимую энергию, на улыбке, скрывающей смятение чувств.
Слайд 8Н.В. Гоголь. Автолитография Э.А. Дмитриева-Мамонова .
Выполнена через
несколько дней
после смерти
Гоголя
(1852)
Слайд 9Н.В. Гоголь. Художник Ф.И. Соколов. Конец 20-го века
Слайд 10Выполнила: учитель Тудвасева О.С.
МБОУ «СОШ №1» г. Калтан