Слайд 1Федор Иванович Тютчев
1803 – 1873 гг.
Страницы биографии и творчества
Слайд 2Ф.И. Тютчев в детстве.
Копия с портрета К. Барду. 1805–1806
Федор Иванович
Тютчев родился 23 ноября
(5 декабря) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии.
Слайд 3Овстуг - родовое имение Тютчевых
Слайд 4Герб рода Тютчевых
Родители Тютчева, Иван Николаевич и Екатерина Львовна, принадлежали к
старинному дворянскому роду
По преданию Тютчевы приехали из Италии
Слайд 5
Родители Тютчева
Екатерина Львовна Тютчева,
мать поэта
1776-1866
Женщина умная, впечатлительная, духовно одарённая,
но нервная и впечатлительная.
Она оказала огромное влияние на своего сына
Слайд 6Родители Тютчева
Иван Николаевич
Тютчев,
отец поэта
1768-1846
Иван Николаевич был радушным и добросердечным хозяином-помещиком.
Он не стремился к служебной карьере
Слайд 7Детство Тютчева
Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил
хорошее домашнее образование
1812 год – в семью Тютчевых для воспитания сыновей приглашен молодой поэт-переводчик Семён Егорович Раич. В течение семи лет Раич руководил домашним образованием Федора Тютчева и оказал большое влияние на формирование его характера.
Семён Егорович Раич
Слайд 8 1817 год – Тютчев под руководством Раича переводит послание
Горация к Меценату. Раич представил перевод своего воспитанника Обществу любителей российской словесности, и работа была одобрена. Переводчика Тютчева, которому тогда было 14 лет, удостоили звания «сотрудника», а перевод напечатали в XIV части «Трудов» общества.
Слайд 91819 год – Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета.
Его профессором
был М.П.Погодин, впоследствии известный историк.
Здесь формируется умеренное политическое вольномыслие, но Тютчев остаётся противником революционных выступлений. Его больше интересуют художественные, эстетические и философские проблемы. В студенческие годы он много читает, участвует в литературной жизни университета. Его ранние стихи выдержаны в духе классицизма и сентиментализма.
Слайд 10В июле 1922 года (Тютчеву 19 лет), получив место сверхштатного чиновника
русской миссии в Боварии Тютчев отправляется в Мюнхен.
За границей Тютчеву предстоит прожить 22 года.
Здесь он знакомится с немецкой литературой. Его собеседниками становятся философ Шеллинг, поэт Гейне. Он переводит немецких авторов - Гете, Шиллера, Гейне.
В 1836 г. в журнале «Современник» были напечатаны стихи Тютчева «Стихотворения из Германии» (24 стихотворения)
После этой публикации на Тютчева обратили внимание в литературных кругах.
Слайд 11«Я встретил Вас и все – былое…»
Мюнхенский период – пора светских
успехов и сердечных мечтаний Тютчева.
Он пережил пылкое увлечение
Амалией Лерхенфельд, которой и посвятил стихотворения:
«Я помню время золотое…»
«Я встретил Вас и все - былое…»
К. Б.
Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое --
И сердцу стало так тепло…
26 июля 1970
Возлюбленная Ф.И.Тютчева.
Портрет работы И. Штиллера
1830-е гг.
Слайд 12Весной 1823 года Тютчев влюбился в совсем ещё юную Амалию фон
Лерхенфельд. Амалия лишь считалась дочерью видного мюнхенского дипломата графа Максимилиана фон Лерхенфельд - Кеферинга. На самом деле она была внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III и княгини Турн-и-Таксис (и являлась, таким образом, побочной сестрой другой дочери этого короля-русской императрицы Александры Федоровны).
Слайд 13 Королевская дочь, ослепительной красоты, Амалия явно стремилась добиться как можно более
высокого положения в обществе. И это ей удалось. За время отъезда Тютчева в отпуск Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюндером. Неизвестно, когда точно Тютчев узнал о свадьбе Амалии, но легко представить себе его тогдашнюю боль и отчаянье. Но, несмотря на обиды, взаимоотношения Амалии с Тютчевым продолжались целых полвека, несмотря на то, что он был женат на другой, он посвятил ей стихи.
Последняя его встреча произошла 31 марта 1873г., разбитый параличом поэт увидел у своей постели Амалию. Лицо его просветлело, в глазах показались слезы. Он долго смотрел на нее, не говоря ни слова.
Амалия пережила Тютчева на 15 лет. Ей он посвятил стихотворения: “Я помню время золотое…”, “Твой милый взор”, “Я встретил”, Я знал ее…”.
Слайд 14Стихотворение Тютчева Ф.И.
«Я помню время золотое...»
Я помню время золотое,
Я помню
сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела...
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень
Слайд 15Федор Тютчев
К. Б.
Я встретил вас — и всё былое
Я встретил
вас — и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло...
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
26 июля 1870
Слайд 16Федор Тютчев
К. Б.
Стихотворение «К.Б.» («Я встретил Вас…») написано в 1870 году,
в ту пору Тютчеву было уже 67 лет. Инициалы в заглавии обозначают сокращение переставленных слов «Баронессе Крюнденер».
Красота этой женщины затмила поэта еще сорок лет назад, в тридцатых годах он написал стихотворение «Я помню время золотое…», посвященное ей же. И вот, спустя четыре десятилетия, баронесса и пожилой поэт встретились на курорте в Карловых Варах.
Именно там и было написано это лирическое стихотворение.
Слайд 17Элеонора Тютчева, первая жена поэта
Худ. И Шеллер, 1827 г.
В 1826 году
первой женой поэта стала Элеонора Петерсон, урожденная графиня Ботмер.
Это был во многих отношениях необычный, странный брак. Двадцатидвухлетний Тютчев тайно обвенчался с совсем недавно овдовевшей женщиной, матерью четырёх сыновей в возрасте от одного до семи лет, к тому же с женщиной на четыре года старше. Еще и через два года многие в Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе. «Серьёзные умственные запросы были ей чужды», но однако бесконечна очаровательная, обаятельная - писал биограф поэта К.В. Пигарев об Элеоноре.
Слайд 18 Можно предположить, что Тютчев решился на женитьбу главным образом ради спасения
от мук и унижения, вызванных утратой истинной своей возлюбленной. Но, так или иначе, Тютчев не совершил ошибки. Элеонора беспредельно полюбила его. Она сумела создать уютный и гостеприимный дом. Тютчев прожил с Элеонорой 12 лет. От этого брака у него было три дочери: Анна, Дарья, Екатерина.
Ф.И. Тютчев.
Неизвестный художник.
1825
В 1838 году Элеонора Петерсон пережила страшное потрясение: «Пожар на корабле, где я находилась с тремя детьми. Этот несчастный случай подорвал мое здоровье.»
Простуда и волнение сделали свое. Через 3 месяца после этого события Элеонора скончалась в страданиях. Смерть жены потрясла Тютчева. Он поседел в одну ночь. Это стихотворение он посвятил ей:
“Еще томлюсь тоской желанья…””
Слайд 19Эрнестина Тютчева, вторая жена поэта
Литография Г. Бодмера с оригинала И. Штиллера.
Овдовев,
поэт женился в 1839 г. на Эрнестине Дернберг, урожденной баронессе Пфеффель. В Мюнхене у них родились Мария и Дмитрий, а младший сын Иван – в России.
В этом же году за самовольный отъезд в Швейцарию (чтобы заключить брак) он отставлен со службы и лишен звания камергера. Тютчев с женой переезжают в Мюнхен.
В 1836 году он встретил и полюбил Эрнестину Дернберг, молодую вдову, на семь лет моложе поэта. Она была из первых красавиц Мюнхена, ее красота сочеталась с блестящим умом и прекрасным образованием (показать портрет). Эрнестине он посветил немало стихотворений, одно из них: “Люблю глаза твои”…
Слайд 20Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И,
словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…
Но есть сильней очарованья:
Глаза потупленные ниц,
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.
Эрнестина Пфеффель, вторая жена поэта. Художник Ф. Дюрк. Начало 1840-х
Слайд 21Осенью 1844 года Тютчев возвращается на родину.
Николай I одобряет политические публикации
поэта.
В 1848г. получает должность цензора при министерстве иностранных дел.
В 1858г. Назначается председателем «комитета цензуры иностранной».
Слайд 22Е.А. Денисьева.
Фото начала 1860-х
«Денисьевский» цикл - это собрание стихотворений
Ф.И. Тютчева, в которых говорится о его любви к Елене Денисьевой. Отношения поэта с Денисьевой были более чем драматичными, однако продолжались в течение четырнадцати лет. Общество с трудом мирилось с их связью: во-первых, Тютчев был женат, во-вторых, возлюбленная годилась ему в дочери. Но, несмотря ни на что, отношения продолжались.
Елена Денисьева - последняя любовь Тютчева.
Слайд 23 У Денисьевой и Тютчева родились дочь и двое сыновей. С официальной
своей семьей Тютчев не порывал, тем не менее в гостиных Петербурга и окрестностей его нещадно поносили - ему не могли простить этот роман на стороне, потому что здесь была подлинная страсть, не таимая от света, отличавшаяся постоянством. На самое Денисьеву было воздвигнуто общественное гонение. Трудны и тяжелы были для Тютчева и сцены, нередко происходившие между ним и Денисьевой. Мы знаем о ней мало, помимо стихов, посвященных ей Тютчевым. Отрывочные сведения, дошедшие до нас, рисуют нам Денисьеву с чертами иных героинь Достоевского, душевно растерзанных, способных к самым мрачным выходкам.
Слайд 24Е.И. Денисьева.
Художник Иванов. 1850-е
В последние годы жизни Тютчев несет одну
потерю за другой: умирают старший сын, брат, дочь Мария, в 1864 году скончалась от чахотки Денисьева, в 1865 – двое их детей, потом мать Тютчева.
Слайд 25Ф.И. Тютчев.
Художник С. Александровский. 1876
О, как на склоне наших лет
Нежней
мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
Слайд 26 Федор Иванович Тютчев
умер ранним
утром 15 июля 1873 года.
О, не кладите
меня
В землю сырую - Скройте, заройте меня
В траву густую! Пускай дыханье ветерка
Шевелит травою, Свирель поет издалека,
Светло и тихо облака Плывут надо мною!..
Слайд 27«Глашатай истины, пророк любви…»
Художественный мир Тютчева:
- пейзажная лирика
- любовная лирика
-философская лирика
Слайд 28Лирический герой Тютчева
Центром поэтического мира Тютчева является образ мыслителя.
К
Тютчеву -поэту особенно применимо выражение французского философа
Р.Декарта: «Cogeto, ergo sam»
(Я мыслю, следовательно, существую»).
Лирика Тютчева философична. Этим объясняется появление основной жанровой формы - фрагмента.
В поэзии Тютчева часты архаизмы и эпитеты. Последнее восходит к традиции Державина.
Слайд 29«На бесконечном на вольном просторе…»
Преобладание пейзажей – одна из примет
лирики Тютчева.
Природа у Тютчева
изменчива,
динамична,
очеловечена,
одухотворена,
многолика, насыщена звуками, красками,
запахами.
Очень часто пейзажные стихи имеют и прямой, и иносказательный смысл, связанный с миром человеческой души.
Слайд 30ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы
резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит...
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит...
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный
Все вторит весело громам...
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!
Слайд 31«Не то, что мните вы, природа...»
Не то, что мните вы, природа:
Не
слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..
Во время первого издания «Не то, что мните вы, природа…» цензура изъяла из оригинала вторую и четвертую строфы. Считается, что они были неприемлемы с ортодоксально-церковной точки зрения. Впоследствии драматург, поэт и журналист Николай Сушков просил Федора Ивановича восстановить недостающие строки. К сожалению, это оказалось невозможным. Изъятые цензурой строфы Тютчев не помнил.
«Не то, что мните вы, природа…» — выступление сразу против двух групп людей. В стихотворении главенствует идея суверенности природы. Это противоречит взглядам вульгарных материалистов. Как известно, по их мнению, человек имеет право вторгаться в природу, подчинять ее своей воле. Суверенность природы отрицается и церковниками. Согласно принятым догматам, она считается лишь «слепком» божьей воли.
Слайд 32Ф. И. Тютчев. Полдень
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
В лазури пламенной
и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет,
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
<1829>
относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева.
Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале «Современник».
Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена картина жаркого летнего дня, когда небо раскалено, а утомленные солнцем природа и человек отдыхают, предаваясь «жаркой дремоте».
Слайд 33Ф. И. Тютчев. Полдень
Композиционно стихотворение описывает сонный полуденный пейзаж, а в
завершающих двух строках появляется упоминание о Пане, древнегреческом божестве долин и лесов, как олицетворении души природы. Древние греки полагали, что в полдень – священный час – все живое охватывает покой. Дремота, как состояние покоя, охватывает всю природу и мифологическое олицетворение ее души – Пана. Тютчев спокойно вносит древнегреческие мифические божества – Пана и нимф – в русскую природу, подчеркивая этим единение и гармонию всего окружающего мира.
Верный своим пантеистическим воззрениям, Тютчев описывает природу как одухотворенное и одушевленное целое. Поэт использует прием олицетворения («полдень дышит», «река лениво катится»), а также с помощью метафоры («полдень дышит») вносит в стихотворение мотив дыхания, свойственный живому организму.
Короткое, состоящее из двух строф-четверостиший, стихотворение написано четырехстопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Поэт использовал для написания «Полдня» перекрестную рифмовку.
Знойная гармония природы изображена с помощью выразительных средств: метафоры («дышит полдень»), сравнения («И всю природу, как туман// Дремота жаркая объемлет»), эпитетов («полдень мглистый», «тверди пламенной и чистой», «дремота жаркая»), инверсии («катится река», «тают облака», «дышит полдень»), анафоры («Лениво дышит полдень мглистый// Лениво катится река»).
Отличительная черта потрясающе емкой миниатюры – удивительная точность и выразительность используемых эпитетов. Как художник, Тютчев обладает той особой остротой зрения, которая позволяет ему создать объемный образ природного явления с помощью неожиданных и метких эпитетов. Эпитет «лениво» раскрывает самую существенную черту знойной середины дня: «лениво тают облака», «лениво дышит полдень», «лениво катится река». Эпитет «полдень мглистый» поразительно точно передает картину раскаленного летнего воздуха, в котором висит какая-то дымка, мгла.
Хотя в миниатюре описывается состояние сонной дремоты природы, стихотворение парадоксально насыщено глаголами состояния (дышит, дремлет, тают, катится).
Стихотворение «Полдень», подчеркивающее гармонию всех природных явлений, прекрасно иллюстрирует тютчевскую мифологию природы.
Слайд 34Певучесть есть в морских волнах…» Федор Тютчев
Est in arundineis modulatio musica
ripis*
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе,-
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
* Есть музыкальная стройность
в прибрежных тростниках (лат.).-
Слайд 35Поэта привлекало суровое Балтийское море, которому в 1865 году он посвятил
свое стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…».
Тютчев сумел открыть в водной стихии черты, которые оказались созвучны его собственному мировосприятию. Так, в волнах поэт увидел особую певучесть и гармонию, которые свойственны природе.
Потеря связи с окружающим миром, который однажды вдруг становится чужим и пугающим, является, по мнению Тютчева, самым страшным испытанием для любого из нас.
Слайд 36Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...»
Есть в осени первоначальной
Короткая, но
дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...22 августа 1857
Осень еще не вступила в свои права, однако ее приближение ощущается с каждым дуновением ветра. Эта удивительная пора в народе именуется бабьим летом – последним теплым подарком природы, которая готовится к зимней спячке. «Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера», — именно так Федор Тютчев характеризует эти еще по-летнему жаркие дни, в которых уже, тем не менее, чувствуется явственное дыхание осени.
Короткое бабье лето, наполненное солнцем и тишиной, вызывает у поэта ощущение завершения очередного жизненного этапа, но не отождествляется со смертью. Поэтому «осень первоначальная», теплая и приветливая, воспринимается Федором Тютчевым как небольшая передышка перед сменой времен года. Это – период подведения итогов и переосмысления жизненных ценностей. Поэтому у поэта он ассоциируется не с приближающейся старостью, которая, как и осень, неизбежна, а со зрелостью, мудростью и жизненным опытом, позволяющими автору избежать серьезных ошибок в принятии важных для него решений, которые требуют спокойного осмысления.
Слайд 37«Любила ты, и так, как ты любить –
Нет никому еще не
удавалось»…
Любовь в творчестве Тютчева
«и блаженство, и безнадежность»
напряженное, трагическое чувство,
несущее человеку страдание и счастье
«поединок роковой» двух сердец.
Слайд 38Ф. И. Тютчев. «О, как убийственно мы любим...»
О, как убийственно мы
любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?
И что ж теперь? И где ж всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
Первая половина 1851
Слайд 39Федор Тютчев
К. Б.
Я встретил вас — и всё былое
Я встретил
вас — и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло...
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
26 июля 1870
Слайд 40Философские мотивы в лирике Тютчева
Для лирики Тютчева характерен мотив постижения Вселенной.
В основе мирозданья, по мнению поэта , лежит «древний хаос».
Мир, в котором мы живём, - лишь «златотканый покров».
Одним из основных является мотив призрачности бытия: жизнь проходит, остаются лишь воспоминания, которые со временем тоже исчезают.
В лирике Тютчева сильны мотивы одиночества, невозможности познания, ограниченности человеческого разума.
Слайд 41«С поляны коршун поднялся…» Фёдор Тютчев
С поляны коршун поднялся,
Высоко к
небу он взвился;
Всё выше, дале вьется он —
И вот ушел за небосклон!
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..
В 1835 году Тютчев создает стихотворение под названием «С поляны коршун поднялся…», в котором попытался понять причину тех противоречивых чувств, которые периодически обрушивались на него, мешая наслаждаться светской и семейной жизнью. Поводом для написания этого стихотворение стало наблюдение за коршуном, который на глазах поэта взвился в небо, поднимаясь все выше и выше, пока совсем не «ушел за небосклон». За его полетом Тютчев наблюдал с восхищением и некоторой тайной завистью, так как понимал, что этой гордой птице дано то, что неподвластно человеку. Поэт искренне восхищался полетом коршуна, для которого небо является родной и привычной стихией. Для Тютчева же такой полет символизирует внутреннюю свободу, которой он лишен в силу жизненных обстоятельств. Именно поэтому так радостно и грустно одновременно ему смотреть, как уходит в высь коршун, которого ничего не держит на земле.
Слайд 42«Фонтан»
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной-
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя метёт?
Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
<Апрель 1836>
Слайд 43Silentium! (Молчание! Лат.)
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!..
<1829>, начало 1830-х годов
Стихотворение «Silentium!» было написано Ф.И. Тютчевым в 1830 году. Оно имело три редакции. Впервые было опубликовано 16 марта 1833 года в газете «Молва» № 33. Вторично (с ошибкой в 16-м стихе) было напечатано в «Современнике» за 1836 год. Затем было издано в третий раз – снова в «Современнике» в 1854 и 1868 годах, в так называемой «сушковско-тургеневской редакции». «Silentium!» было любимым стихотворением Л.Н. Толстого. Он включил его в «Круг чтения», сопроводив эпиграфом: «Чем уединеннее человек, тем слышнее ему всегда зовущий его голос Бога»
Слайд 44Ф. И. Тютчев. «Нам не дано предугадать...»
Нам не дано предугадать,
Как слово
наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
27 февраля 1869
Слайд 45Стихотворение «Нам не дано предугадать» было написано Ф.И. Тютчевым в 1869
году. Впервые было опубликовано в альманахе «Северные цветы» за 1903 год. Произведение относится к философской лирике, жанр его — стихотворный афоризм.
Это философское размышление поэта о роли слова, о жизни, об отношениях людей. Исследователи отмечали, что ключевые понятия в этом стихотворении — «слово», «сочувствие» и «благодать».
Стихотворение состоит из единой строфы, одного четверостишия, несущего в себе законченную мысль. Оно представляет собой предложение-период. Условно мы можем выделить в нем две части. Первая часть — это некое утверждение поэтом непредсказуемости человеческих реакций: Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется… Причем здесь речь идет и о человеческом общении в целом, и о роли поэтического слова, об отражении жизни в художественных образах, о восприятии публикой искусства. Ф.И. Тютчев же размышляет о том, что истинные мысли и чувства невозможно выразить в слове.
Вторая часть строфы представляет собой следствие, результат первой: И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать… Здесь речь идет о человеческих реакциях, отзывах на наше слово, — о сочувствии, сострадании, доброте. Это приравнено поэтом к «благодати». Что же подразумевает он под этим понятием? Очевидно, любовь Бога к человеку. По мысли Тютчева, сочувствие и доброе отношение окружающих — это великая благодать для человека.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, это катрен с кольцевой рифмовкой. Поэт использует немногочисленные тропы — метафору, развернутое сравнение и анафору. Произведение мы можем рассматривать в контексте философских размышлений поэта о роли слова в нашей жизни, о невозможности выразить свою личность и душу в искусстве и простом человеческом общении
Слайд 46Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная
стать –
В Россию можно только верить…
Слайд 47«О Тютчеве не спорят, -
справедливо писал И.С.Тургенев, -
кто его
не чувствует,
тем самым доказывает,
что не чувствует поэзии»
Слайд 48Ф.И. Тютчев. Стихотворения:
«Полдень»,
«Певучесть есть в морских волнах…»,
«С поляны
коршун поднялся…»,
«Есть в осени первоначальной…»,
«Silentium!»,
«Не то, что мните вы, природа...»,
«Умом Россию не понять…»,
«О, как убийственно мы любим...»,
«Нам не дано предугадать…»,
«К. Б.» («Я встретил вас– и все былое...»),
«Природа– сфинкс. И тем она верней...»