Презентация, доклад по литературе на тему Философские взгляды Л.Н.Толстого

Содержание

РУССО ШОПЕНГАУЭРФилософского образования Толстой не получил, егоконцепция мираи человека сутьинтуитивное прозрение гениального разума.

Слайд 1Л.Н. Толстого
Что открывается в процессе изучения
романа «Война и мир».
По

материалам статьи Натальи Тралковой.

ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ

Л.Н. Толстого Что открывается в процессе изученияромана  «Война и мир».По материалам статьи Натальи Тралковой.ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ

Слайд 2 РУССО
ШОПЕНГАУЭР
Философского
образования
Толстой не

получил, его
концепция мира
и человека суть
интуитивное
прозрение гениального разума.
РУССО   ШОПЕНГАУЭРФилософского образования Толстой не получил, егоконцепция мираи человека сутьинтуитивное прозрение

Слайд 3
Семантическое поле исследования текста
романа задается высказываниями писателя.
ПОЛОЖЕНИЯ:
1. Вера

и семейный уклад как истоки духовности.
2. Неразрывность, слиянность «добра» и «пользы»,
поиск безусловного.
3. Необходимость согласия естества и существа
человека.
4. Отрицание смерти как предела жизни.
5. Стремление к равновесию, законченности
формы, даже к симметрии.
Толстой – устроитель жизни, хаос не его стихия.
6. Изменения состояния сознания героев
определяют внутреннюю логику их пути, но
не «к народу» как социально-этническому
объединению, а своего пути-вектора в бытии-
-небытии.
Семантическое поле исследования текстаромана задается высказываниями писателя.ПОЛОЖЕНИЯ:   1. Вера и семейный уклад как истоки духовности.

Слайд 4

Гипотеза
Антитеза ВОЙНА – МИР пронизывает весь роман
(макро- и

микроструктуры) и задает полюса в движении
героев по линии воплощения «Я», преломляясь в
каждом из социумов (микроструктуре) синонимичными
противопоставлениями.
Вектор испытания героев, возможной реализации «Я»:

НАЦИЯ

«Я»

СЕМЬЯ

ОБЩИНА

ОБЩЕСТВО

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ВСЕЛЕННАЯ




Гипотеза  Антитеза ВОЙНА – МИР пронизывает весь роман (макро- и микроструктуры) и задает полюса в движениигероев

Слайд 51
Я – личность.
Я – маска.

ГАРМОНИЯ И
ДИСГАРМОНИЯ
«…НЕ ОТРЕЧЬСЯ ОТ ЛИЧНОСТИ ДОЛЖНО
ЧЕЛОВЕКУ,

А ОТРЕЧЬСЯ ОТ БЛАГА ЛИЧНОСТИ»
(В.В.Зеньковский)
1Я – личность.Я – маска.ГАРМОНИЯ ИДИСГАРМОНИЯ«…НЕ ОТРЕЧЬСЯ ОТ ЛИЧНОСТИ ДОЛЖНО ЧЕЛОВЕКУ, А ОТРЕЧЬСЯ ОТ БЛАГА ЛИЧНОСТИ»

Слайд 6Толстой ставит своих героев перед выбором
сохранения «самости» или уподобления другим.






Николай
Ростов
Марья
Болконская

МАСКИ
«любимые»
герои
Эти два

героя самодостаточны.
Нет борьбы внутри «Я». Есть процесс узнавания мира. Они гармоничны.


Курагины, Друбецкие,
Берги – лишь маски,
фигурки на шахматной
доске, они живут по
правилам игры.

* Войну с самим
собой ведет князь
Андрей, интеллектуаль-
но голодающий, а
значит, и менее чувственный.
* Кризис души и плоти
переживает Наташа.
* Пьер мечется в диапазоне мыслей – от высоких до низких, порочных.

Толстой ставит своих героев перед выборомсохранения «самости» или уподобления другим.НиколайРостовМарьяБолконскаяМАСКИ«любимые»героиЭти два героя самодостаточны.Нет борьбы внутри «Я». Есть

Слайд 72
СЕМЬЯ
(Возможность реализации
«Я», оставить себя
отраженным в

другом)

«…цель жизни есть бесконечное просветление
и единение существ мира»…а единение не есть слияние, оно не допускает исчезновения личного начала» (В.В.Зеньковский)

2СЕМЬЯ      (Возможность реализации«Я», оставить себяотраженным в другом)«…цель жизни есть бесконечное просветлениеи единение

Слайд 8

Антитеза в названии романа преломляется
как РАЗЛАД - ЛАД



РАЗЛАД.
Нет понимания, принятия
другого,

нет любви –
нет воплощения
(умножения,
увеличения
«Я»)



Отсутствие семьи при родственных отноше- ниях. Жизнь интимная
подменена жизнью в
свете, стала публич- ной, не сокровенной.

Договор между членами семьи, ограничение возможности самореализации – Болконские, Берги, Друбецкие.

Антитеза в названии романа преломляетсякак РАЗЛАД - ЛАДРАЗЛАД.Нет понимания, принятия другого, нет любви – нет воплощения(умножения,увеличения «Я»)Отсутствие

Слайд 9


ЛАД.
Любовь, понимание,
принятие.
Отражение в Другом –
гарантия личностного
движения,
по Толстому.

Ростовы
Николай - Марья
Наташа

– Пьер
ЛАД.Любовь, понимание,принятие.Отражение в Другом –гарантия личностногодвижения, по Толстому.Ростовы Николай - МарьяНаташа – Пьер

Слайд 103
ОБЩЕСТВО –
ОБЩИНА
Борьба - согласие

«Удивительно, - пишет Толстой в дневнике, -

как
мы привыкли к иллюзии своей особенности,
отделенности от мира. Но когда поймешь эту
иллюзию, то удивишься, как можно не видеть того,
что мы – не часть целого, а лишь временное и
пространственное проявление чего-то невременного
и непространственного.»
3ОБЩЕСТВО – ОБЩИНАБорьба - согласие«Удивительно, - пишет Толстой в дневнике, - какмы привыкли к иллюзии своей особенности,

Слайд 11Не найдя себя в семье или исчерпав ее возможности, герои Толстого

ищут поле деятельности вне семьи.


В микросоциуме (обществе) реализуются невостребованные в характере щедрость, альтруизм Пьера (в масонстве); деловитость, рациональность князя Андрея – на войне, потом в Богучарове (хозяйство, реформы);
доброта, сострадательность Марьи Болконской – в общении с божьими людьми;
изобретательность Курагиных – в светской жизни (салоны, кутежи, аферы).

Светское общество как организацию, как стиль жизни
Толстой отрицает. Здесь предел «светских» героев,
далее для них мир непознаваем.


В ОБЩЕСТВЕ

Не найдя себя в семье или исчерпав ее возможности, герои Толстого ищут поле деятельности вне семьи.В микросоциуме

Слайд 12Согласие между людьми, доверие и внимание друг к другу позволяют говорить

об этом социуме как о братстве

Антитеза – общинный дух организации: идеальное
представление Пьера о масонстве (всемирность) в
противоположность формализму ритуалов;
жизнь князя Андрея в Богучарове в одном ритме с
крестьянами;
«семейность» полковой жизни Николая Ростова;
жизнь Пьера в плену.


ОБЩИНА

Согласие между людьми, доверие и внимание друг к другу позволяют говорить об этом социуме как о братствеАнтитеза

Слайд 134
НАЦИЯ
(Этническое сообщество
на основе духовной
традиции, проявляющейся
и в МИРЕ и в ВОЙНЕ.)
«…СОПРЯГАТЬ НАДО…»

(Пьер)
4НАЦИЯ(Этническое сообществона основе духовнойтрадиции, проявляющейсяи в МИРЕ и в ВОЙНЕ.)«…СОПРЯГАТЬ НАДО…» (Пьер)

Слайд 14«Самость» нации проявляется в сценах
«вочеловечивания»

Воплощением
немирного начала
стал у Толстого
Наполеон
Пародируя
фигуру Наполеона,
Толстой как

бы
превосходит войну,
утверждая образом
Кутузова идею мира
– единения.


Наташа
отдает подводы
раненым

Пьер
спасает девочку
и защищает
женщину в
Москве

Образ
Тихона Щербатого


сцены

«Самость» нации проявляется в сценах «вочеловечивания»Воплощениемнемирного началастал у ТолстогоНаполеонПародируяфигуру Наполеона,Толстой как быпревосходит войну,утверждая образом Кутузова идею мира

Слайд 155
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
«Муравьиное братство» -
единичность человека.

5ЧЕЛОВЕЧЕСТВО«Муравьиное братство» - единичность человека.

Слайд 16Человеческое в человеке – высшая ценность
по Толстому, суть сути.
Немногих

своих героев автор поднял
на эту ступень – умирающий, прощающий
всем все князь Андрей, Денисов (спасение
барабанщика), Пьер, Кутузов (о французах –
«тоже люди!»), Платон Каратаев.
Человеческое в человеке – высшая ценностьпо Толстому, суть сути.  Немногих своих героев автор поднялна эту ступень

Слайд 176
ВСЕЛЕННАЯ
(Неведомая сила, судия,
неизвестное непостижимое,
тайна, точка отсчета и
возврата.)
«Сущность жизни не есть…отдельное

существо,
а Бог, заключенный в человеке,
…смысл жизни открывается тогда, когда человек
признает собою свою божественную сущность».
(В.В.Зеньковский)
6ВСЕЛЕННАЯ(Неведомая сила, судия,неизвестное непостижимое,тайна, точка отсчета и возврата.)«Сущность жизни не есть…отдельное существо,а Бог, заключенный в человеке,…смысл жизни

Слайд 18






Конец антитезы
Вселенную дано либо
ощущать, либо нет.
Небо отзывается
духовным резонансом
в душах героев,

с ним
связаны
ОТКРОВЕНИЕ –
ПРОЗРЕНИЕ –
ОЧИЩЕНИЕ –
ОПРОЩЕНИЕ.
Конец антитезыВселенную дано либоощущать, либо нет.Небо отзывается духовным резонансомв душах героев, с нимсвязаны  ОТКРОВЕНИЕ –

Слайд 19


Небо Аустерлица
Князь Андрей:
Каждая встреча с Небом –
новая эпоха, новый шаг

в
осознании себя. Он не
земной и не горний. Он не
мог и не может стать проще.
«Проще» его делает только
смерть: Небо вбирает в
себя князя Андрея.

Небо АустерлицаКнязь Андрей:Каждая встреча с Небом – новая эпоха, новый шаг восознании себя. Он не земной и

Слайд 20
Николай Ростов:
«Тот, кто там, в этом небе,
спаси, прости и защити
меня!»

- страх незащищен -
ности, признание высоты
неба, высшей силы.

Шенграбенское сражение

Николай Ростов:«Тот, кто там, в этом небе,спаси, прости и защити меня!» - страх незащищен -ности, признание высотынеба,

Слайд 21


Пьер чувствует себя
«частью этой огромной
невидимой цепи, которой
начало скрывается в
небесах».
Пьер Безухов:
«Я чувствую,

что надо мной
живут духи и что в этом мире
есть правда», - говорит он, а
в плену «прозревает» свою
«бессмертную душу».
Пьер чувствует себя«частью этой огромнойневидимой цепи, которойначало скрывается внебесах».Пьер Безухов:«Я чувствую, что надо мнойживут духи и что

Слайд 22

Вселенная участвует в судьбе героев


НЕБО
для Пети
живое, он
слышит

перед
атакой «музыку
сфер».


В Отрадном
происходит
диалог души
Наташи с
небом

Спасение Французов Рамбаля и Мореля
«санкционировано»
небом: звезды
«хлопотали о чем-то
радостном, но
таинственном,
перешептывались
между собой.»

Все соприкосновение героев с небом (Вселенной) синтезируется в сне Николеньки (эпилог), пожалуй, самой интересной фигуры в романе. В сне сливаются образы Бога и Отца, освещенные неведомым светом и освещенные памятью.

Вселенная участвует в судьбе героев  НЕБОдля Пети живое, он слышит перед  атакой «музыку

Слайд 23К О Н Е Ц
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель

русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края.
К О Н Е Ц Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть