Слайд 2ВОЗРОЖДЕНИЕ или РЕНЕССАНС
С фр. Renaissance, итал. Rinascimento «снова; заново» + nasci «рождённый» —эпоха в истории культуры Европы, пришедшая
на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени. Приходится — в Италии — на начало XIV века (повсеместно в Европе — с XV—XVI веков) — последнюю четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века.
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит её «возрождение» — так и появился термин.
Слайд 3Термин «Ренессанс»был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле.
Слайд 4Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского государства. Бежавшие в Европу
византийцы, взяли с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, а также являвшиеся носителями античной культуры.
Слайд 5В городах стали возникать светские центры науки и искусства. Новое мировоззрение
обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических отношений.
Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках , но оно твёрдо установилось только с 1420-х годов. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.
Слайд 6Периоды эпохи Возрождения
Возрождение делят на 4 этапа:
Проторенессанс
(2-я половина XIII века — XIV век)
Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)
Слайд 7ПРОТОРЕНЕССАНС
Проторенессанс тесно связан со средневековьем и появился в Позднем средневековье. Этот
период явился предтечей Возрождения. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию.
Слайд 8Джотто ди Бондоне - итальянский художник и архитектор, основоположник эпохи Проторенессанса. Стал подлинным основателем
итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.
Слайд 9Исав перед Исааком. Фреска. Около 1295. Ассизи, церковь Сан Франческо, верхняя
церковь
Слайд 11Раннее Возрождение
Период «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года.
Художники совершенно
бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Слайд 12Высокое Возрождение
Это время самого пышного развития стиля Возрождения. Он простирается в Италии
приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой пример любви к художеству.
Слайд 13Рим становится новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются
великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.
Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это — Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело Буонарроти (1475—1564) и Рафаэль Санти (1483—1520).
Слайд 14Леонардо да Винчи
Микеланджело Буонарроти
Рафаэль Санти
Слайд 15Рафаэль Санти.
Сикстинская мадонна
Слайд 17Микеланджело Буонарроти.
Потолок Сикстинской капеллы.
Слайд 18Позднее Возрождение
Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е
годы. Искусство этого времени очень разнообразно.
В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм.
Слайд 19Возрождение в России
Великого князя Ивана III считают родоначальником Ренессанса в России, поскольку именно
при нём в России начал работу ряд архитекторов из Италии, которые принесли новые технологии строительства и некоторые элементы Ренессанса, в целом не отдаляясь от традиционной конструкции русской архитектуры. В 1475 году архитектор из Болоньи Аристотель Фиораванти был приглашён, чтобы восстановить Успенский собор в Московском Кремле, повреждённый во время землетрясения. В качестве образца архитектор использовал Владимирский собор XII века, и разработал проект, сочетающий традиционный русский стиль с присущим Возрождению чувством простора, пропорции и симметрии.
Слайд 20В середине XVI века на Руси начали печатать книги, и Иван Фёдоров был
первым известным русским печатником. В XVII веке печать получила широкое распространение, и гравюры на дереве стали особенно популярны. Это привело к развитию особой формы народного искусства, известной как лубок, которая сохранялась в России и в XIX веке. Ряд технологий эпохи Возрождения был принят русскими из Европы довольно рано, и, усовершенствованные, впоследствии они стали частью сильной внутренней традиции. В основном это были военные технологии, такие как пушечное литьё, восходящее ещё к XV веку. Царь-пушка, которая является крупнейшей по калибру пушкой в мире, была отлита в 1586 году мастером по имени Андрей Чохов, и отличается также своим богатым убранством.
Слайд 22Человек эпохи Возрождения
Философы Возрождения преклонялись перед разумом и его творческой мощью.
Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство. Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы — краеугольный камень ренессансного гуманизма.
Слайд 23Литература
эпохи Возрождения
Истинным родоначальником эпохи Возрождения в литературе принято считать итальянского поэта Данте
Алигьери (1265—1321), который истинно раскрыл сущность людей того времени в своем произведении под названием «Комедия», которое впоследствии будет названо «Божественной комедией».
Слайд 24Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную
литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле. С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни. Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания).
Слайд 25Уильям Шекспир
Феликс Лопе де Вега