Презентация, доклад по литературе на тему Двойники Раскольникова. (10 класс)

Содержание

Теория РаскольниковаЛюди «обыкновенные»Составляющие большинствоВынуждены подчиняться силе, «тварь дрожащая», «вошь».Жертвы преступлений, служат для зарождения себе подобныхЛюди «необыкновенные»(Наполеон)Имеют право навязывать большинству свою волю, «право имеющие».Совершающие преступление

Слайд 1Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» «Двойники Раскольникова»

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» «Двойники Раскольникова»

Слайд 2 Теория Раскольникова
Люди «обыкновенные»
Составляющие

большинство
Вынуждены подчиняться силе, «тварь дрожащая», «вошь».
Жертвы преступлений, служат для зарождения себе подобных

Люди «необыкновенные»
(Наполеон)

Имеют право навязывать большинству свою волю, «право имеющие».
Совершающие преступление

Теория РаскольниковаЛюди «обыкновенные»Составляющие большинствоВынуждены подчиняться силе, «тварь дрожащая», «вошь».Жертвы

Слайд 3«Тварь ли я дрожащая или право имею?».
Как характеризует эта теория Раскольникова?
Пытаясь

выяснить это, Раскольников идет на эксперимент над собой, доказывая себе, что имеет право поступать, поправ основные христианские заповеди, оправдывая себя тем, что идет на преступление во имя любви к ближнему.

Его теория - продукт крайнего индивидуализма, гипертрофированной человеческой гордыни, ведь все, что он делает, он делает во имя себя.

«Тварь ли я дрожащая или право имею?».Как характеризует эта теория Раскольникова? Пытаясь выяснить это, Раскольников идет на

Слайд 4 Крушение теории
Приносит страдания матери и сестре.
Убивает беззащитную, смиренную Лизавету и ее

нерожденного ребенка.
Едва не явился причиной гибели маляра Миколки.

Крушение теории    Приносит страдания матери и сестре.Убивает беззащитную, смиренную Лизавету и

Слайд 5
Вывод:
«

»

«Я себя убил, а не старушонку»

Вывод:«

Слайд 6Вокруг него группируются остальные персонажи, отражающие его, т.е. его двойники ,

доводящие одну из сторон его теории до ее крайнего проявления, что и доказывает противоестественность умозаключений Раскольникова
Вокруг него группируются остальные персонажи, отражающие его, т.е. его двойники , доводящие одну из сторон его теории

Слайд 7"...Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми

глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка."
"...она, такая маленькая и гаденькая..."
"...Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке..."

Найдите цитаты, характеризующие старуху-процентщицу


Слайд 8"Только стерва ужасная…"
"...какая она злая, капризная..."
"...с одной стороны, глупая,

бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет...."
"...Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки... "
"...у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка..."
"...старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали! "
"...Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души..."

Слайд 9Какое чувство она вызывает?
Какой видит ее Раскольников?
Как характеризует Алену Ивановну отношение

к Лизавете?
Можем ли мы назвать ее «двойником» Раскольникова?

Старуха-процентщица Алена Ивановна

Какое чувство она вызывает?Какой видит ее Раскольников?Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете?Можем ли мы назвать ее

Слайд 10Вывод:
Ее можно назвать «двойником» Раскольникова, так как


Но в ней

поэтому
она

занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей.

нет идеи наполеонизма, сильной личности,

зло, которое она приносит, косвенное.

Вывод:Ее можно назвать «двойником» Раскольникова, так какНо в ней поэтому она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью

Слайд 13Раскольников и Лужин
Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?
Как раскрывается Лужин

в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?
Что общего у Лужина и Раскольникова?
Почему Лужин боится полиции?


Раскольников и Лужин Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает

Слайд 14Раскольников и Лужин
Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде

всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» - связана с теорией Раскольникова?
Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?


Раскольников и Лужин Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на

Слайд 15Раскольников и Лужин
Общее:
Оба разумно находят свою жертву;
Теоретически обосновывают свой выбор

(никчемная старуха только вредит всем, падшая Соня все равно когда-нибудь украдет);
Считают возможным решать участь другого человека

Различие:
Раскольников, рискуя жизнью, спасает детей из огня;
Содержит больного отца умершего друга;
Дважды оставляет деньги Мармеладовым;
Пытается спасти падшую девочку.

Раскольников и Лужин Общее:Оба разумно находят свою жертву;Теоретически обосновывают свой выбор (никчемная старуха только вредит всем, падшая

Слайд 16Вывод:
Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его

теории
та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.

«Возлюби прежде всех самого себя, ибо всё на свете на личном интересе основано»

Вывод:Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории та же идея сильной личности,

Слайд 17Раскольников и Свидригайлов
Почему появление Свидригайлова связано с Лужиным?
Что мы узнаем о

его прошлом?
Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?
Чем привлекает Свидригайлов Раскольникова?
Как объяснить его отношение к Дуне и детям Мармеладова?
Почему он кончает жизнь самоубийством?
Раскольников и СвидригайловПочему появление Свидригайлова связано с Лужиным?Что мы узнаем о его прошлом?Кто виноват в том, что

Слайд 18Раскольников и Свидригайлов
Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?
О чем

говорят кошмары, в которых являются люди, загубленные им?
Раскольников и СвидригайловПочему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?О чем говорят кошмары, в которых являются люди,

Слайд 19Вывод:
Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом

мире – преступник. Поступившись однажды совестью, он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем.
Смерть Свидригайлова – это нежелание жить «по-прежнему». Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова – это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.
Вывод:Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире – преступник. Поступившись однажды совестью,

Слайд 20Итог урока:
«Двойники» Раскольникова выведены в романе неслучайно: автор показывает герою и

читателям,

Муки совести Раскольникова – это
путь к возрождению, к победе в нем человеческого.
«Двойники» помогают Раскольникову увидеть
себя со стороны, ужаснуться и повернуть на другой путь.

что может произойти с человеком, если он переживет спокойно свое преступление.


Итог урока:«Двойники» Раскольникова выведены в романе неслучайно: автор показывает герою и читателям, Муки совести Раскольникова – это

Слайд 21Домашнее задание
Гл.2, части I
Гл.IV части 4
Гл.IV части 5
VII главе части

2
Сны Раскольникова (Часть 1, гл. V, Часть 2, гл. II, Часть 3, гл. VI, Часть 1, гл. VI, Эпилог.)
Библейское повествование о воскресении Лазаря
Домашнее заданиеГл.2, части IГл.IV части 4 Гл.IV части 5VII главе части 2Сны Раскольникова (Часть 1, гл. V,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть