Презентация, доклад по литературе на тему Древнерусская литература. Житие Александра Невского

Содержание

Проверка домашнего заданияЧто такое предание?Предание — жанр фольклораО чём рассказывают предания?Предания повествовали о реальных людях и событияхКакова цель создания преданий?Предание - источник важных сведений для потомковЧто сближает предание со сказкойи легендой? Появление в сюжете предания вымышленных

Слайд 1Древнерусская литература. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя

Александра Невского»

Электронное приложение
к уроку литературы в 8 классе

©Лебедева Евгения Игоревна, учитель русского языка и литературы, МКОУ Новлянской ООШ Заволжского района Ивановской области

Древнерусская литература. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»  Электронное приложение

Слайд 2Проверка домашнего задания
Что такое предание?
Предание — жанр фольклора
О чём рассказывают предания?
Предания

повествовали о реальных людях и событиях

Какова цель создания преданий?

Предание - источник важных сведений для потомков

Что сближает предание со сказкой
и легендой?

Появление в сюжете предания вымышленных событий

Проверка домашнего заданияЧто такое предание?Предание — жанр фольклораО чём рассказывают предания?Предания повествовали о реальных людях и событияхКакова

Слайд 3Викторина: узнайте прочитанные произведения и определите их жанр.
1. «Радуйся, Петр, ибо

дана тебе была от Бога сила убить летающего свирепого змея! ...Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом вы предстоите перед владыкой

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»,
написана в жанре жития святых

Викторина: узнайте прочитанные произведения и определите их жанр.1. «Радуйся, Петр, ибо дана тебе была от Бога сила

Слайд 42. «А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его,

и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного теленка, станем пировать и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся»

«Притча о блудном сыне»

2. «А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его

Слайд 53. – «И сказал им:
– Соберите хоть по горсти овса, пшеницы

или отрубей.
Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, … выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадку, и поискать меду. Нашли лукошко меду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мед и влить в кадку во второй
колодец»

«Сказание о белгородском киселе»

3. – «И сказал им:– Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.Они собрали. И повелел женщинам

Слайд 6«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра

Невского»

Житие - описание жизни святого. В древнерусской литературе образ Христа выдвигался как образец поведения человека. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие, как правило, описывает, как святой становится таковым, проходя через ряд испытаний.

Дайте определение ЖИТИЯ

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» Житие - описание жизни святого.

Слайд 7 Жития святых пишутся по особым правилам (канонам):
Считается,

что появление отмеченного благодатью ребёнка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей
Чаще всего святой с ранних лет ведёт строгую, праведную жизнь
В процессе своей жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их.
Святой мог предсказать свою смерть, так как
чувствовал её.
После смерти его тело оставалось нетленным.
Жития святых пишутся по особым правилам (канонам): Считается, что появление отмеченного благодатью ребёнка чаще

Слайд 8В 1237–1240 гг. на ослабевшие от внешних и внутренних войн русские

княжества обрушилось монголо-татарское нашествие. Развитие русской литературы было задержано и ослаблено. В летописных повестях об этом нашествии усилились религиозные мотивы: события понимались как «гнев божий» за «грехи».
В самом начале монголо-татарского завоевания, немецкой и шведской агрессии в русской литературе
возникает стремление пробудить патриотические
чувства читателей. Этой теме посвящаются в
Северо-Восточной Руси «Слово о погибели
Русской земли» и «Житие Александра
Невского».
В 1237–1240 гг. на ослабевшие от внешних и внутренних войн русские княжества обрушилось монголо-татарское нашествие. Развитие русской

Слайд 9Вопросы к статье учебника, стр. 22
1.Когда была написана «Повесть о житии

…Ал – ра Невского»? Какова цель данного жития?

2.Кем была написана?

3.Что знаем об авторе «Повести…»?

4.О каких подвига А. Невского он рассказал?

5.Чем отличаются 2 первых подвига от 3-го?

6.Каково значение «Повести…» в
развитии русской литературы?
Вопросы к статье учебника, стр. 221.Когда была написана «Повесть о житии …Ал – ра Невского»? Какова цель

Слайд 10Невская битва, 1240 г.
А почему Александр назван Невским?

Невская битва, 1240 г.А почему Александр назван Невским?

Слайд 11Анализ текста
1. Прочитайте вступление. Как называет себя рассказчик и что

хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?

2. Прочитайте описание внешности князя и его характеристику. Какое значение имеет это описание?

Анализ текста 1. Прочитайте вступление. Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит

Слайд 123.Каким героям уподобляет рассказчик князя?
Новгородский герой был одноименен Александру Македонскому,

подобен «царю» Ахиллесу, а также библейским героям Иосифу, Самсону, Соломону, римскому императору Веспасиану. В князе нашли отражение все лучшие качества человека: сила, красота, мудрость, храбрость
3.Каким героям уподобляет рассказчик князя? Новгородский герой был одноименен Александру Македонскому, подобен «царю» Ахиллесу, а также библейским

Слайд 134.Перечитайте сцену первого сражения Александра Невского с немцами. Каким полководцем изображает

автор жития Великого князя? Заполните таблицу цитатами из текста

“Шёл на врагов с малой дружиною”

“Уповал на Святую троицу”, “разгорелся сердцем”, “начал молиться со слезами”, “начал ободрять дружину”.

“Не в силе Бог, но в правде”. “Суди, Господи, обидящих мя и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне”.

“Перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого колья своего”. “Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца”.

4.Перечитайте сцену первого сражения Александра Невского с немцами. Каким полководцем изображает автор жития Великого князя? Заполните таблицу

Слайд 145.Известно, что черты характера человека особенно ярко проявляются в испытаниях. А

через что в своей жизни пришлось пройти князю Александру?

6.каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести?

7.Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесенной землей Суздальской со смертью Александра?

5.Известно, что черты характера человека особенно ярко проявляются в испытаниях. А через что в своей жизни пришлось

Слайд 15Найдите в тексте эпизоды, демонстрирующие князя Александра, с одной стороны, славным

полководцем, с другой – праведным (живущим по правде, исполняющем христианские заповеди) правителем.

В грозные годы жил князь Александр. Приходилось ему оборонять русские пределы от иноземцев. Несмотря на юность, как написано в «Житии…», князь Александр « везде побеждал, был непобедим». Это
говорит о нём как об умелом, храбром полководце.

Найдите в тексте эпизоды, демонстрирующие князя Александра, с одной стороны, славным полководцем, с другой – праведным (живущим

Слайд 16Иллюстрация П. Корина «Александр Невский»
Так ли вы представляли себе Александра Невского,

когда читали повесть о нем? Во что одет князь?

Перед нами князь-воин и князь-правитель. Это вполне соответствует тому, как изображён князь Александр в «Житии…». Мы видим князя, одетого в воинские доспехи, поверх которых накинута мантия.

Иллюстрация П. Корина «Александр Невский»Так ли вы представляли себе Александра Невского, когда читали повесть о нем? Во

Слайд 17Характеристика А. Невского

Каким Вы представили князя Александра?

Опишите его личность.

Что вас удивило в личности А. Невскго?
Характеристика А. Невского Каким Вы представили князя Александра? Опишите его личность. Что вас удивило в личности А.

Слайд 18Составьте духовный портрет Александра Невского по схеме

Составьте духовный портрет Александра Невского по схеме

Слайд 19Источники
http://www.pngmart.com/files/4/Vintage-Frame-PNG-Photos.png
http://clipart-library.com/image_gallery/n1208567.png
http://www.playcast.ru/uploads/2014/11/13/10608668.png

1.Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки :

учеб. пособие для общеобразоват. организаций / — М.: Просвещение, 2017.
2. Н. В. Егорова. «Поурочные разработки по литературе. 8 кл.», Москва, ВАКО, 2007.
Источникиhttp://www.pngmart.com/files/4/Vintage-Frame-PNG-Photos.pnghttp://clipart-library.com/image_gallery/n1208567.pnghttp://www.playcast.ru/uploads/2014/11/13/10608668.png1.Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть